SIP-телефония
Продукты из этой статьи:
Рассказываем об основных форматах современной телефонии, разбираем, как работают цифровые технологии связи и в чём разница между SIP и VoIP.
Что такое SIP-телефония
Аббревиатура расшифровывается как Session Initiation Protocol — протокол установления сеанса. Под сеансом подразумевается общение двух или более абонентов в аудио- или видеоформате.
SIP-телефония — это способ общения по телефону, при котором вместо телефонной линии используется интернет.
Session Initiation Protocol, на базе которого работает связь, поддерживает:
- голосовые вызовы;
- видеоконференции;
- обмен сообщениями;
- отправку медиафайлов.
Таким образом, СИП предоставляет больше возможностей, чем классическая аналоговая телефония. Широкая функциональность достигается за счёт кодирования и преобразования сигналов из аналогового в цифровой и обратно.
Посмотрим на примере, как это работает:
- вы звоните клиенту по телефону;
- система принимает аналоговый сигнал и преобразует его в цифровой;
- преобразованный сигнал отправляется на телефон вашего клиента;
- между устройствами устанавливается соединение по интернет-каналу;
- цифровой сигнал преобразуется в аналоговый — абонент слышит ваш голос;
- клиент отвечает, и его реплика проходит тот же путь.
Для абонентов разница между телефонным общением и СИП-телефонией неощутима. Вы так же набираете номер, принимаете звонок, ставите вызов на удержание и используете другие привычные функции. При этом можно свободно перемещаться внутри сети: например, когда вы уезжаете в командировку в другой регион, все вызовы перенаправляются на ваше новое рабочее место.
SIP-система имеет следующую архитектуру:
- абонентские устройства:
- телефоны;
- софтфоны;
- смартфоны;
- планшеты;
- компьютеры;
- сервер определения местоположения — определяет нахождение абонентского устройства по аккаунту и адресу в сети;
- сервер переадресации — хранит данные обо всех устройствах и аккаунтах пользователей;
- прокси-сервер — принимает и обрабатывает сигналы, отвечает за входящие и исходящие вызовы, распределяет потоки данных между аккаунтами и номерами.
АТС на базе СИП можно масштабировать, адаптировать к разным приложениям и дополнять новыми функциями.

Разница между SIP, VoIP и IP
Аббревиатура IP означает Internet Protocol. Это протокол межсетевого взаимодействия, по которому обмениваются информацией устройства в сети. Данный протокол обеспечивает связь между компьютерами по интернету или в локальной сети. От хоста-источника — например, сервера, отправляющего данные, — пакеты передаются к хосту назначения, то есть получателю. Чтобы данные поступили по нужному адресу, используются алгоритмы маршрутизации и уникальные адреса, присваиваемые каждому устройству в сети.
По такому протоколу могут общаться не только компьютеры. Связь через интернет можно установить между телефонами, а в пакетах отправлять голосовые сообщения. В этом случае процесс называется IP-телефонией: проведение телефонного разговора по интернету.
СИП — это разновидность IP-протокола. Кроме общения голосом, доступна видео-конференц-связь, обмен текстовыми и мультимедийными сообщениями.
VoIP — это технология, которая позволяет передавать голос по интернет-сетям с пакетной коммуникацией через СИП-протокол. VoIP работает не только в голосовых вызовах по телефону. Другие сферы применения:
- видеонаблюдение;
- системы оповещения;
- онлайн-трансляции мероприятий, вебинаров;
- просмотр фильмов и видео в режиме онлайн.
Таким образом, разница между понятиями заключается в следующем:
- IP — самый широкий термин, означает любую связь через интернет;
- VoIP — технология передачи голоса по IP-протоколу;
- SIP — технология для голосового общения или проведения видеозвонков по интернету.
Как и VoIP, СИП может использоваться в системах оповещения и других сервисах, где требуется передача речевого сигнала онлайн.
Применение в бизнесе
Технология позволяет снизить расходы на связь: звонки через SIP-АТС, как правило, обходятся дешевле, чем с мобильных телефонов. При этом качество звука зачастую выше, чем при использовании аналоговой телефонии.
Статистика по звонкам каждого сотрудника фиксируется на сервере, что открывает возможности для глубокой аналитики. Можно оценивать продуктивность и загрузку менеджеров, частоту звонков, длительность общения с клиентами и другие параметры. На основании такого анализа можно принимать решение по оптимизации бизнес-процессов: например, внедрить голосовых помощников, которые возьмут на себя обработку типовых обращений клиентов.

Плюсы и минусы SIP
Преимущества технологии:
- работает при низкой скорости интернета — от 64 Кбит/с;
- обеспечивает мобильность: номер не привязан к локации — например, офис переехал, но для клиентов ваш телефон остался прежним;
- поддерживает разные форматы данных: голос, видео, изображения, текстовые сообщения;
- совместима со сторонними системами: можно настроить интеграцию с CRM, 1С, сервисами аналитики.
К недостаткам можно отнести невысокий уровень защиты данных. При использовании СИП-телефонии существует риск взлома и кибератак, например:
- взлом аккаунтов и абонентских устройств;
- использование аккаунтов пользователей для звонков по платным номерам;
- прослушивание разговора;
- перехват сигнала и искажение информации в разговоре между абонентами;
- вывод из строя всей системы с целью парализовать работу компании.
Чтобы обезопасить систему, нужно работать над повышением защиты сервера и конечных устройств, шифровать звонки, использовать межсетевые экраны и регулярно менять пароли в аккаунтах.
SIP и сервисы ВКС
По функциональности технология СИП близка к сервисам для видеозвонков. Например, на ВКС-платформе SberJazz тоже можно проводить онлайн-встречи с видео или только голосом, обмениваться сообщениями и файлами. Кроме этого, SberJazz позволяет:
- управлять конференцией: ограничивать доступ к встрече, использовать зал ожидания, включать и отключать микрофоны участников;
- работать над презентацией или проектом вместе с коллегами в режиме онлайн;
- запускать демонстрацию экрана, в том числе одновременно несколькими пользователями;
- общаться в чате;
- подставлять виртуальный фон;
- делать запись встречи с автоматической текстовой расшифровкой.
Подключиться к звонку в SberJazz можно по ссылке, создавать аккаунт и регистрироваться в системе необязательно. Доступна облачная версия сервиса или on-prem с установкой на сервер клиента.

Работать со SberJazz можно с любого устройства: от смартфона до ноутбука. Также доступна интеграция с SIP — с её помощью в конференции могут участвовать пользователи с устройствами Cisco, Polycom и Huawei. Это удобно, если ваша компания использует онлайн-сервис SberJazz, а клиенты или партнёры — ВКС-терминалы в переговорных комнатах или другое специальное оборудование. Подключение через SIP-шлюз и другие расширенные возможности видеоконференций онлайн доступны в рамках корпоративного тарифа SberJazz.
Продукты из этой статьи: