Продукты из этой статьи:
Когда люди слышат понятие «дополненная реальность», они часто представляют себе что-то высокотехнологичное и малодоступное. Но если рассказать о системе фильтров и масок в социальных сетях, оживающих детских раскрасках, дизайнерских сервисах онлайн-подборки интерьера, становится понятно, что эта технология — уже давно часть повседневной жизни.
Augmented Reality (AR) стала ключом к новым формам развлечений, инструментом маркетологов и способом обучения. Расцвет AR пришёлся на последнее десятилетие, хотя история развития эффекта насчитывает уже более полувека.
Дополненная реальность — это когда компьютерные возможности используются для расширения и дополнения физического мира графическими объектами, 3D-анимацией, звуками. Компьютер в режиме реального времени накладывает на изображение окружающего пространства на экране различных устройств дополнительные слои с виртуальными объектами.
Технология не заменяет реальную среду искусственной, а лишь вносит в неё то, чего на самом деле быть не может или недоступно в текущий момент. Например, по настоящему столу вряд ли пройдёт живой маленький динозавр, а на звёздном небе не будет стрелочек с указанием названий созвездий. Система AR воплощает в жизнь любые творческие идеи.
Принцип работы технологии, в общих чертах, следующий:
Система AR создаёт эффект погружения двумя способами наложения объектов:
Виды Augmented Reality:
Технология может работать на смартфонах, планшетах, умных экранах, а также через проекторы и очки дополненной реальности.
У технологии практически нет ограничений по содержанию и принципам использования, поэтому она встречается в разных областях:
Дополненная реальность даёт безграничный простор креативной мысли. Именно поэтому в ближайшие 5—10 лет технология станет обыденным явлением.
Автоматизация и цифровизация — важные факторы конкурентоспособности бизнеса. Клиентов становится всё сложнее удивить, и именно AR-технологии повышают пользовательский интерес и дают конкурентные преимущества. Интерактивность позволяет привлечь и удержать клиента, повысить узнаваемость компании и, как следствие, увеличить продажи.
Можно выявить проблему целевой аудитории и решить её с помощью Augmented Reality.
Например, посетитель дизайнерского интернет-магазина хочет приобрести настенную инсталляцию, но не понимает, подойдёт ли она к цвету его обоев. Встроенный сервис с AR-технологиями поможет с визуализацией и подтолкнёт к покупке.
Кроме того, дополненная реальность поможет:
Экосистема Сбера включает в себя виртуальных ассистентов Салют, с помощью которых можно управлять различными девайсами и приложениями голосом и жестами.
Инструменты Сбера позволяют разработчикам создавать собственные навыки для ассистентов и наполнять их различными функциями и технологиями. На платформе Салют и умных устройствах SberBox, SberBox Top, SberPortal пользователям системы доступны приложения разной тематики и содержания. Особое место среди них занимают проекты для детей.
Онлайн-школа Skyeng разработала детскую обучающую игру, в которой инопланетный гость Эл вместе с детьми должен выучить английский язык. Ребёнок совершит виртуальное путешествие с героем игры благодаря специальному зеркалу.
Оно устанавливается на камеру умного устройства SberPortal и распознаёт совершаемые перед ним действия.
На экране совмещается распознанная реальная картинка и виртуальные образы. Интерактивный формат увлекает детей и повышает эффективность обучения. При создании проекта использовался набор Kidsar SDK, с которым можно любую идею превратить в развивающее приложение для детей на SberPortal.
В 2021 году команда Sber создала для музея экскурсию, позволяющую увидеть обновленную экспозицию в числе первых. Пользователи iOS могут навести камеру на фасад здания и прямо над ним посмотреть виртуальные локации под руководством робота-гида Сепульки.
Ознакомиться с обновлениями можно и дистанционно: в официальном приложении музея доступны онлайн экскурсии с рассказом Сепульки о выставках, лаборатории, Атриуме и других объектах.
Команда SberDevices с помощью собственной библиотеки MagicLook SDK создала детское приложение для виртуальных ассистентов Салют «Чудо-книжки».
В нём с помощью забавных масок можно стать героем сказки, оказаться в мультипликационных декорациях и поговорить разными голосами. В библиотеку встроены технологии распознавания лиц и изменения поз, рендеринг 3D-объектов наложения, функции анимации, применения музыки, работа со сценами, передним и задним планом.
Приложение работает даже с мобильного телефона.
Технология Visual Positioning System от Sber позволила создать навигацию в терминалах аэропорта в условиях отсутствия качественного GPS-сигнала. Пользователи мобильного сервиса «Шереметьево» могут увидеть на экране смартфона виртуальную карту с наложенной дополненной реальностью.
Система позволяет найти выходы на регистрацию и посадку, площадку такси и аэроэкспресса, кафе и любой другой объект на территории аэропорта. Среди ограничений повсеместного распространения системы AR — высокое потребление аккумуляторной энергии, недостаточное расширение экранов мобильных устройств, вес гарнитуры, отсутствие качественной мультиплатформенности, слабое качество интернет-связи.
Устранение этих препятствий приведёт к тому, что Augmented Reality станет неотъемлемой частью жизни человека. Шаги в этом направлении уже делаются, о чём свидетельствует рост количества AR-приложений и инструментов для их разработки.
Дополненная реальность развивалась параллельно с VR, которая создаёт эффект полного погружения в искусственные миры.
Первые мысли о наложении изображений на реальную жизнь будоражили умы уже более века назад. В 1901 году автор книг про волшебную страну Оз Л. Франк Баум в одном из романов упоминает особенные электронные очки, которые могут дополнять видимую глазами картинку различной информацией.
В 1935 году идею развил писатель-фантаст Стенли Вейнбаум в книге «Очки Пигмалиона». На книгах той эпохи выросло целое поколение учёных и энтузиастов.
В 1956 году человек из кинематографа Мортон Хейлиг создал первое масштабное устройство для погружения в искусственное пространство — проект Sensorama. Специальная будка была оснащена мониторами, звуковой аппаратурой, имитировала вибрацию, запахи, дождь, ветер.
Инновация вызвала неподдельный интерес, но из-за громоздкости системы и дороговизны идея не получила развития. Хейлиг также предпринял попытку создать шлем с мини-телескопами и динамиками внутри. Устройство могло воспроизводить запахи и ветер, но, как и Sensorama, требовало дорогостоящей целенаправленной съёмки фильмов под его параметры.
В 1968 году Айвен Сазерленд, в будущем получатель множества наград за разработки, создал свою версию шлема, который получил пугающее название «Дамоклов меч». Тяжёлое устройство крепилось на потолок и висело над головой пользователя. В нём работали первые технологии отслеживания движений глаз и головы, но из-за опасности применения оно перешло в раздел прототипов и артефактов.
Далее события развивались быстро:
В конце 90-х система AR активно работала в военной, космической, научной сферах жизни человека и постепенно проникала в другие. Именно тогда появились первые доступные технологии для самостоятельной разработки приложений и программ — библиотеки с открытым кодом.
К 2005 году стали распространяться смартфоны, а вместе с ними и AR-технологии для мобильных устройств. Появились первые игры с Augmented Reality.
В 2014 году мир увидел очки Google Glass, а год спустя —шлем HoloLens от Microsoft.
В 2016 году пользователи смартфонов во всём мире ходили по своим городам в поисках виртуальных покемонов в игре Pokemon Go. Сейчас эффект AR используют Volkswagen, Lamoda и другие компании. Дополненная реальность всё больше вовлекает людей в виртуальное пространство и меняет способы потребления контента.
Российский рынок претерпевает важные изменения, связанные с импортозамещением и особыми условиями для IT-специалистов. Отечественные AR-технологии активно внедряются в бизнес и работают в медиапространстве.
Продукты из этой статьи: