Про облачные технологии говорят всё чаще, и всё больше компаний их используют. Главное качество таких технологий — универсальность, поэтому они подходят бизнесу любого масштаба, любой направленности.
Облачные вычисления — это когда пользователю предоставляются по подписке через интернет ресурсы компьютерных систем: серверы, приложения, базы данных, хранилища, аналитические программы, другие.
Представьте, что у вас нет необходимых серверов, но есть рабочая площадка в интернете, которую вы просто арендуете. Вы пользуетесь теми сервисами, которые нужны для решения текущих задач, и при этом оплачиваете только те мощности, которые потребляете. А поставщик, то есть арендодатель, отвечает за нужные для этого ресурсы — дата-центры, серверы, сетевую инфраструктуру, программы, — обеспечивает их работоспособность, обновляет, следит за безопасностью.
Существует классификация, где облачная среда относится к определённому типу в зависимости от формы владения, управления, масштаба, доступа, характера, назначения облака.
Облачные вычисления можно отнести к трём типам:
Частное облако — инфраструктура, которая принадлежит одной конкретной организации и работает на её оборудовании. Компания может управлять таким облаком самостоятельно либо возложить полномочия на подрядчика.
Преимущество в том, что вся информация остаётся внутри организации, так её проще защищать и контролировать. Приобретают частное облако в основном крупные компании: оно дорого стоит, потому что подстраивается под запросы и задачи фирмы.
Публичное облако — инфраструктура, которой одновременно пользуется множество организаций. Главные преимущества — быстрый и недорогой запуск, ответственность за обслуживание, безопасность,обновление лежит только на поставщике.
Гибридное облако — комбинация частного и публичного. Преимущество — в оптимальном распределении ресурсов и праве управлять расположением данных своей компании. Такой тип используют также для резервного копирования данных, которые уже есть на внутренних серверах.
Есть три модели: SaaS, PaaS и IaaS.
SaaS (англ. software as a service) — программное обеспечение как услуга. Это готовые приложения и сервисы с доступом через веб-интерфейс. Они не требуют установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя.
PaaS (англ. platform as a service) — платформа как услуга. Это модель, при которой компания-потребитель получает доступ к виртуальной платформе с предустановленными настройками. Инфраструктура в основном включает продукты для IT-специалистов — например, программы для разработки и развёртывания приложений.
IaaS (англ. infrastructure as a service) — инфраструктура как услуга. Это модель, при которой организация вместо покупки дорогого оборудования и ПО арендует виртуальные вычислительные услуги: серверы, хранилища данных, операционные системы. При этом их обслуживанием занимается провайдер.
Чтобы выбрать модель, важно понимать возможности и потребности компании. Нужны ли вам индивидуальные решения, где потребуется разработка собственных инструментов, или есть поставщик, который уже предлагает услугу под ваши бизнес-задачи?
Чаще всего компании используют SaaS, а к IaaS и PaaS в основном обращаются системные администраторы и разработчики.
Вне зависимости от модели онлайн-решения выгодны как малому, так и крупному бизнесу.
Рассмотрим их преимущества:
Экономия. Позволяют избежать затрат на оборудование, его обслуживание и обновление. Оплачивается только время, когда ресурсами пользовались, и их мощности.
Масштаб. Дают возможность использовать дополнительные серверы во время повышенной нагрузки, например в дни распродаж. Размер хранилищ также можно подобрать под себя.
Доступность. Доступ к рабочим ресурсам возможен из любой точки мира. А время его получения зависит только от скорости интернета.
Производительность. Позволяют организовать одновременную и совместную работу нескольких сотрудников, что улучшает процесс взаимодействия коллег из смежных подразделений.
Интеграция. Быстро подстраиваются под инфраструктуру организации. Не требуют дополнительных усилий для настройки под потребности.
Новые горизонты. Предлагают расширенный инструментарий и большой выбор программ, которые решают необходимые бизнес-задачи и помогают оптимизировать инфраструктуру компании.
Независимость. Предлагают свободу выбора аппаратной платформы: сотрудник может пользоваться сервисами как с персонального компьютера, так и со смартфона.
Надёжность. Крупные и надёжные поставщики чаще всего владеют не одним ЦОД, а сетью дата-центров, построенных в соответствии с требованиями международных стандартов. Они работают стабильно, без критичных сбоев и аварий.
Безопасность также в ряде случаев является преимуществом облачных. О ней поговорим отдельно.
Любая утечка данных может нанести существенный вред компании и её репутации. Поэтому защита виртуальных систем требует дополнительных усилий со стороны как провайдеров, так и клиентов. Причём неважно, какого масштаба бизнес — крупный, средний или малый.
Клиент, то есть компания, должен следовать простым правилам безопасности: как минимум периодически обновлять пароли для входа в систему. Обязанности поставщика гораздо шире и сложнее.
Действия в сфере безопасности должны быть направлены:
Поставщик с хорошей репутацией знает, риск каких кибератак существует, отслеживает подозрительную активность, вовремя обновляет и обслуживает все системы.
Чтобы понять пользу для вашей компании, перечислим неудобства, которые может испытывать организация, не имеющая дело с облачными технологиями.
Ей приходится:
Большинству организаций такие сложности ни к чему: они слишком ресурсозатратны.
Поэтому, вне зависимости от сферы деятельности, конкурентоспособные компании так или иначе используют облачные решения: кто-то — для резервного хранения данных, кто-то — как дополнительную площадку во время пиковых нагрузок. Некоторые компании сразу переносят всю инфраструктуру в облако.
В любом случае облачные вычисления помогают сократить расходы, координировать работу сотрудников всех подразделений и оптимизировать бизнес-задачи.
Виртуальные сервисы очень гибки, они постоянно обновляются и совершенствуются — идут в ногу с бизнесом. А ему интересны работающие модели, которые помогают получать прибыль или другой нужный результат.
Рассмотрим, какие облачные решения смогли улучшить работу конкретных компаний, на примере сотрудничества с провайдером партнерской компании:
Мариинский театр разработал стриминговую платформу в облаке и интегрировал её с основным веб-интерфейсом. Это позволило зрителям из всех уголков мира в любое время просматривать записи современных постановок. Также благодаря облачным сервисам был создан цифровой архив театра.
Сеть ресторанов Dodo Brands развернула приложение «1С» в облаке. Поскольку от «1С:Бухгалтерии» зависят поставки продуктов, решение перенести IT-инфраструктуру в облако помогло ускорить работу бухгалтерии и оптимизировать бизнес-процессы.
Федеральная палата адвокатов РФ разместила на виртуальных ресурсах Enterprise Комплексную информационную систему адвокатуры России (КИС АР) для интеграции и масштабирования ИТ-систем, а также безопасного хранения данных.
Компания HONOR перенесла информационные системы российского представительства в облако. Платформа Advanced позволила быстро интегрировать российский интернет-магазин с ERP-модулями компании, учитывая распределённые по миру бизнес-процессы HONOR.
Один из старейших машиностроительных заводов России «Строммашина» перенёс в облако сервис «1С:Документооборот», и бизнес-процессы ускорились в несколько раз.
Партнерская компания выступила технологическим партнёром ООД «Бессмертный полк России», обеспечив бесперебойную работу сайта и сохранность данных. Такое решение позволило сохранить всю внесённую в «Банк памяти» информацию о ветеранах.
Дополнительно была разработана технология автоматической генерации видео из загруженных фотографий и метаданных. Это позволило последовательно соединиться миллионам уникальных кадров в 480 часов видеопотока на платформе.
Облачные технологии — отличное решение, которое может значительно увеличить прибыль бизнеса в любой сфере. Используя виртуальные сервисы, можно сэкономить деньги и время и сосредоточиться на других важных проектах.