ym88659208ym87991671
AI для бизнеса
8 минут на чтение
20 мая 2024

Что такое SaaS

Software as a Service (SaaS) — одна из моделей продажи и доставки приложений пользователям. Согласно этой модели, поставщик услуги разрабатывает программное обеспечение, разворачивает его на своих вычислительных мощностях, обслуживает и предоставляет клиентам доступ к приложению как к готовому интернет-сервису. Заказчиком программного обеспечения может быть как организация, так и физическое лицо.

Иногда можно встретить синонимы термина Software as a Service: software on demand, «программное обеспечение как услуга», «программное обеспечение по требованию».

Видеозвонки в SaluteJazz
Общайтесь с друзьями и близкими везде, где есть Интернет

Особенности модели

Работа через интернет

Для устойчивой работы SaaS достаточно иметь стабильный интернет.

В своём вычислительном центре провайдер запускает серверную часть приложения и обеспечивает его бесперебойную работу. Сервис-провайдер также отвечает за работу всей необходимой инфраструктуры: сетей связи, центров обработки данных, middleware, операционных систем, вспомогательных программ.

Пользователи, в свою очередь, подключаются к приложению через интернет:

  • с помощью веб-браузера,
  • приложения-клиента,
  • «железного» устройства, скажем терминала для видеоконференций.

Плата за доступ

Клиент не покупает нужное ему программное обеспечение. Вместо этого он просто арендует приложение. Это означает, что вместо единоразовой оплаты ПО пользователь ежемесячно или ежегодно вносит абонентскую плату за доступ к определённому набору сервисов. То есть платит за подписку.

Иногда в тариф также входят платежи за объём потребляемых услуг. Например, за потребляемый телефонный или интернет-трафик, количество вызовов API, количество записей в базе данных.

Поддержка от сервис-провайдера

Техническая поддержка пользователей обычно включена в абонентскую плату. Провайдер обеспечивает работоспособность приложения и всей необходимой инфраструктуры, а также отвечает на обращения в техподдержку.

Совместное использование приложения

Провайдер предоставляет доступ к одному и тому же программному обеспечению множеству клиентов одновременно. Это помогает лучше сбалансировать и масштабировать нагрузку на серверы.

SaaS иногда путают с такими моделями предоставления сервисов, как ASP (Application Service Provider) и Hosted Applications.

Но модели ASP и Hosted Applications, в отличие от SaaS, подразумевают, что для каждого пользователя на серверах вендора будет запущен отдельный экземпляр программы. В этом случае преимущества от совместного использования ПО исчезают.

Прозрачное для клиентов обновление ПО

Модернизация приложений происходит централизованно и без участия пользователей. Вам не придется заботиться об обновлениях.

Автоматическая масштабируемость

Клиенты автоматически получают в своё распоряжение такие вычислительные ресурсы, какие им нужны в данный момент. Пользователям не нужно подавать заявки и даже предупреждать провайдера, если они расширяют бизнес или повышают интенсивность работы.

Кому будет интересна модель

Самые активные потребители SaaS-решений — физические лица и предприятия малого и среднего бизнеса. Для них эта модель наиболее перспективна, ведь в небольших компаниях нет лишних рук для обслуживания информационных систем: запуска, поддержки в рабочем состоянии, обновления, резервного копирования. Масштабирование — совместное использование дорогой ИТ-инфраструктуры множеством компаний — даёт в такой ситуации немалую выгоду.

Для крупных предприятий простой эффект масштаба уже не играет большой роли. А опасения из-за угроз информационной безопасности растут. Поэтому крупные предприятия чаще склоняются к разворачиванию программного обеспечения на своей инфраструктуре. Такой подход называют on-premises или on-site.

Если рассматривать отраслевой срез, SaaS-приложения используют предприятия из всех сфер бизнеса. Но активнее всего — компании, занимающиеся продажами и обслуживанием.

Типы облачных услуг

Сервис-провайдеры предлагают клиентам три базовых типа облачных решений:

  • IaaS,
  • PaaS,
  • SaaS.

Software as a Service — одна из форм облачных вычислений, при которой пользователи получают в своё распоряжение готовые приложения.

В случае PaaS (Platform as a Service, платформа как услуга) провайдер предоставляет клиентам готовую платформу для разработки и разворачивания приложений. Примеры:

  • СУБД (система управления базами данных),
  • среда разработки и исполнения,
  • управляемые облачные сервисы,
  • middleware (термин означает связующее ПО).

IaaS (Infrastructure as a Service) — вид облачных вычислений, при котором провайдер предоставляет пользователю инфраструктуру для самостоятельной установки и запуска ПО: виртуальные серверы, системы хранения данных, сетевые сервисы, операционные системы.

Преимущества и недостатки модели

Преимущество коммунальности

Главный фактор в экономике SaaS — «эффект масштаба». Провайдер строит дата-центры, покупает отказоустойчивое серверное и сетевое оборудование, обеспечивает устойчивое электроснабжение, обслуживает единое программное обеспечение. Расходы немалые, но они делятся на всех потребителей и «поглощаются» поставщиком услуг. Это означает, что каждая компания-клиент может существенно сэкономить.

Ситуация чем-то напоминает привычные нам коммунальные услуги: пользоваться централизованным водо- и электроснабжением гораздо дешевле, чем строить свои системы.

Эффект масштаба даёт бизнесу заметные экономические преимущества.

Экономические плюсы для компаний-клиентов

  • Кардинальное, практически до нуля, сокращение капитальных затрат на построение ИТ-систем. Простой перевод Capex в Opex.
  • Сокращение ежемесячных затрат на техподдержку, обновление систем, зарплату ИТ-специалистов, аренду помещений.
  • Предсказуемость платежей. Стоимость проекта не окажется в два раза выше ожидаемой.
  • Защита инвестиций. Если у компании изменится бизнес-модель, инвестиции в ИТ потеряны не будут. Вы просто прекратите подписку на один сервис и подпишетесь на другой.
  • Плата только за те услуги и ресурсы, которые вы реально используете. Вам не нужны запасные мощности на случай резкого роста потока обращений клиентов после удачной рекламы, открытия нового филиала, расширения штата. Доступные вам вычислительные ресурсы автоматически подстроятся под текущие потребности.
  • Бесплатные или дешёвые программы-клиенты. Чаще всего это просто бесплатное веб-приложение для браузера.

Технологические и бизнес-преимущества

  • Уровень отказоустойчивости и безопасности, недостижимый для большинства компаний. Сервис-провайдер имеет гораздо больше ресурсов для построения и обслуживания системы резервного электропитания, системы контроля доступа, резервных каналов доступа, географически распределённых ЦОД, чем большинство фирм.
  • Простой доступ к функциональным и дорогим ИТ-системам даже для небольших компаний.
  • Использование аналитики на обезличенных данных, собранных провайдером. Простой пример — антиспам.
  • Доступ к ИТ-системе компании из любого места. Решение повышает вашу мобильность, так как вам доступны бизнес-приложения с любого компьютера или мобильного устройства, независимо от местонахождения.
  • Высокая скорость разворачивания и внедрения ИТ-систем. Бизнес получает гибкость: вы можете быстрее начать новый проект или, если потребуется, переключиться на другой.
  • Вам не нужно расширять ИТ-отдел при старте нового проекта.
  • Фокус внимания ИТ-персонала сместится с прокладки кабеля и обслуживания CRM на решение бизнес-задач.

Что может помешать использовать SaaS-решения

  • Нет устойчивого подключения к интернету.
  • Вам нужна глубокая кастомизация приложения, ваш проект уникальный, инновационный или нишевой.
  • Хотя многие риски информационной безопасности при использовании SaaS-решений снижаются, появляются новые угрозы. Возможно, для вашей компании эти риски критичны. Например, вам нужно обязательно хранить данные клиентов в своих дата-центрах.
  • При длительном контракте аренда приложений может оказаться в итоге дороже, чем покупка.

Как выбрать поставщика услуг

Если вы выбираете сервис-провайдера, определитесь с целями проекта, требуемыми возможностями ПО, отзывами клиентов, наличием лицензий. Это понятно и справедливо для любых проектов.

Однако есть несколько пунктов, которые справедливы именно для SaaS-провайдеров и которые можно забыть.

Проверьте:

  • Легко ли уйти от провайдера, какими будут при этом финансовые потери и потери данных.
  • Насколько функционален API, с какими системами можно интегрировать интересующее вас решение.
  • Как обеспечивается отказоустойчивость и информационная безопасность: дата-центры какого класса использует провайдер, как резервируются линии связи и серверы, как регулируется доступ к клиентским данным.
  • Были ли раньше у провайдера инциденты с безопасностью.
  • Насколько крупного поставщика услуг вы выбираете. Он не должен быть в более низкой «весовой категории», чем ваша компания.

Примеры

Скорее всего, вы знакомы с электронной почтой Gmail, календарём Яндекса или Microsoft 365. Всё это примеры простых SaaS-решений для личного пользования. Например, в случае Gmail серверное программное обеспечение и вся ваша переписка хранятся на серверах Google. Вы получаете доступ к электронной почте из любого веб-браузера с любого компьютера или гаджета, подключённого к интернету.

Решения, которые использует бизнес, более разнообразны:

  • офисные службы (почта, диск, документы),
  • системы планирования ресурсов (1С, SAP),
  • бухгалтерия (1С, «Мое дело», «Контур»),
  • системы управления задачами (Trello, Jira),
  • аналитика (GA, Яндекс.Метрика, Roistat),
  • Identity managers (Google, Oracle),
  • AI-модели (Сбер). Platform V от Сбера включает в себя сразу несколько облачных приложений для бизнеса.
Попробовать GigaChat
Чтобы узнать первым о запуске или получить доступ в закрытую бету, подпишитесь на Telegram-канал

CRM

CRM-системы помогают компаниям улучшить работу с клиентами: эффективнее привлекать покупателей, вести их по воронке продаж, закрывать сделки, уменьшать отток, собирать и анализировать статистику работы.

Когда-то бизнес использовал либо простые самописные, либо коробочные решения. Но стоимость владения такими системами была высокой, а проекты внедрения тянулись месяцами.

Появление SaaS-систем убрало эти препятствия: скорость внедрения увеличилась в разы, а стоимость владения опустилась до нескольких тысяч рублей в месяц. Неудивительно, что CRM стали первым крупным успехом SaaS, а лидер рынка, SalesForce, стал доминировать и на CRM-рынке, и на рынке SaaS-приложений.

Самые известные CRM-провайдеры на российском рынке — Битрикс24, amoCRM, 1C, RetailCRM.

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
Ещё по теме
ML
ML-разработка

Инструменты и принципы ML-разработки
ML
Облачные вычисления

Принцип работы и применение в бизнесе
ML
Модель PaaS

Принцип работы и применение в бизнесе
Чат-боты
Как защитить Telegram-бота

Методы защиты от киберугроз на уровне провайдера, аккаунта и кода чат-бота
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.