Software as a Service (SaaS) — одна из моделей продажи и доставки приложений пользователям. Согласно этой модели, поставщик услуги разрабатывает программное обеспечение, разворачивает его на своих вычислительных мощностях, обслуживает и предоставляет клиентам доступ к приложению как к готовому интернет-сервису. Заказчиком программного обеспечения может быть как организация, так и физическое лицо.
Иногда можно встретить синонимы термина Software as a Service: software on demand, «программное обеспечение как услуга», «программное обеспечение по требованию».
Для устойчивой работы SaaS достаточно иметь стабильный интернет.
В своём вычислительном центре провайдер запускает серверную часть приложения и обеспечивает его бесперебойную работу. Сервис-провайдер также отвечает за работу всей необходимой инфраструктуры: сетей связи, центров обработки данных, middleware, операционных систем, вспомогательных программ.
Пользователи, в свою очередь, подключаются к приложению через интернет:
Клиент не покупает нужное ему программное обеспечение. Вместо этого он просто арендует приложение. Это означает, что вместо единоразовой оплаты ПО пользователь ежемесячно или ежегодно вносит абонентскую плату за доступ к определённому набору сервисов. То есть платит за подписку.
Иногда в тариф также входят платежи за объём потребляемых услуг. Например, за потребляемый телефонный или интернет-трафик, количество вызовов API, количество записей в базе данных.
Техническая поддержка пользователей обычно включена в абонентскую плату. Провайдер обеспечивает работоспособность приложения и всей необходимой инфраструктуры, а также отвечает на обращения в техподдержку.
Провайдер предоставляет доступ к одному и тому же программному обеспечению множеству клиентов одновременно. Это помогает лучше сбалансировать и масштабировать нагрузку на серверы.
SaaS иногда путают с такими моделями предоставления сервисов, как ASP (Application Service Provider) и Hosted Applications.
Но модели ASP и Hosted Applications, в отличие от SaaS, подразумевают, что для каждого пользователя на серверах вендора будет запущен отдельный экземпляр программы. В этом случае преимущества от совместного использования ПО исчезают.
Модернизация приложений происходит централизованно и без участия пользователей. Вам не придется заботиться об обновлениях.
Клиенты автоматически получают в своё распоряжение такие вычислительные ресурсы, какие им нужны в данный момент. Пользователям не нужно подавать заявки и даже предупреждать провайдера, если они расширяют бизнес или повышают интенсивность работы.
Самые активные потребители SaaS-решений — физические лица и предприятия малого и среднего бизнеса. Для них эта модель наиболее перспективна, ведь в небольших компаниях нет лишних рук для обслуживания информационных систем: запуска, поддержки в рабочем состоянии, обновления, резервного копирования. Масштабирование — совместное использование дорогой ИТ-инфраструктуры множеством компаний — даёт в такой ситуации немалую выгоду.
Для крупных предприятий простой эффект масштаба уже не играет большой роли. А опасения из-за угроз информационной безопасности растут. Поэтому крупные предприятия чаще склоняются к разворачиванию программного обеспечения на своей инфраструктуре. Такой подход называют on-premises или on-site.
Если рассматривать отраслевой срез, SaaS-приложения используют предприятия из всех сфер бизнеса. Но активнее всего — компании, занимающиеся продажами и обслуживанием.
Сервис-провайдеры предлагают клиентам три базовых типа облачных решений:
Software as a Service — одна из форм облачных вычислений, при которой пользователи получают в своё распоряжение готовые приложения.
В случае PaaS (Platform as a Service, платформа как услуга) провайдер предоставляет клиентам готовую платформу для разработки и разворачивания приложений. Примеры:
IaaS (Infrastructure as a Service) — вид облачных вычислений, при котором провайдер предоставляет пользователю инфраструктуру для самостоятельной установки и запуска ПО: виртуальные серверы, системы хранения данных, сетевые сервисы, операционные системы.
Главный фактор в экономике SaaS — «эффект масштаба». Провайдер строит дата-центры, покупает отказоустойчивое серверное и сетевое оборудование, обеспечивает устойчивое электроснабжение, обслуживает единое программное обеспечение. Расходы немалые, но они делятся на всех потребителей и «поглощаются» поставщиком услуг. Это означает, что каждая компания-клиент может существенно сэкономить.
Ситуация чем-то напоминает привычные нам коммунальные услуги: пользоваться централизованным водо- и электроснабжением гораздо дешевле, чем строить свои системы.
Эффект масштаба даёт бизнесу заметные экономические преимущества.
Если вы выбираете сервис-провайдера, определитесь с целями проекта, требуемыми возможностями ПО, отзывами клиентов, наличием лицензий. Это понятно и справедливо для любых проектов.
Однако есть несколько пунктов, которые справедливы именно для SaaS-провайдеров и которые можно забыть.
Проверьте:
Скорее всего, вы знакомы с электронной почтой Gmail, календарём Яндекса или Microsoft 365. Всё это примеры простых SaaS-решений для личного пользования. Например, в случае Gmail серверное программное обеспечение и вся ваша переписка хранятся на серверах Google. Вы получаете доступ к электронной почте из любого веб-браузера с любого компьютера или гаджета, подключённого к интернету.
Решения, которые использует бизнес, более разнообразны:
CRM-системы помогают компаниям улучшить работу с клиентами: эффективнее привлекать покупателей, вести их по воронке продаж, закрывать сделки, уменьшать отток, собирать и анализировать статистику работы.
Когда-то бизнес использовал либо простые самописные, либо коробочные решения. Но стоимость владения такими системами была высокой, а проекты внедрения тянулись месяцами.
Появление SaaS-систем убрало эти препятствия: скорость внедрения увеличилась в разы, а стоимость владения опустилась до нескольких тысяч рублей в месяц. Неудивительно, что CRM стали первым крупным успехом SaaS, а лидер рынка, SalesForce, стал доминировать и на CRM-рынке, и на рынке SaaS-приложений.
Самые известные CRM-провайдеры на российском рынке — Битрикс24, amoCRM, 1C, RetailCRM.