Рекомендации по созданию дашбордов и графиков
Ниже перечислены основные этапы создания информационных панелей (дашбордов) и графиков в SDP BI.
Сбор требований
Всего можно выделить два основных типа дашбордов:
Операционный дашборд нацелен на предоставление пользователям критически важной информации для оперативного принятия решений. Актуальность информации в таких дашбордах должна стремиться к online. Это наборы ключевых метрик и информации об отклонениях, статусах и т.п. Обычно пользователями таких дашбордов являются менеджеры нижнего звена ответственные за текущую деятельность в организации (управление грузоперевозками, складами, закупками, продажами). Такой дашборд может содержать большое количество элементов, охватывающих все возможные метрики, которые пользователь хочет наблюдать.
Аналитический дашборд не несет таких требований ко времени как операционный и призван дать пользователю информацию о трендах и прогнозах, исследование взаимосвязи различных факторов. Обычно их используют аналитики и руководители организации для принятия стратегических решений, основанных на данных. В отличии от операционного дашборда аналитический не стоит перегружать больших количеством элементов, а сконцентрироваться на основных показателях нужных для принятия решений и тем более лаконичным должен быть дашборд чем выше уровень руководителя, который работает с ним.
После того как определены пользователи дашборда нужно определить на какие вопросы пользователя должен ответить дашборд. Для этого требуется изучить логику принятия решений, по которой пользователь ищет ответ на свой вопрос. Должны быть определены метрики, на которые опирается пользователь в решении задачи и их взаимосвязь. Исходя из этого можно начинать сбор данных и формирование витрины, содержащей всю необходимую информацию для ответа на поставленные вопросы.
Также следует получить требования по доступу к данным в зависимости от пользователя. Например, это могут быть ограничения по региону или департаменту/отделу пользователь которого просматривает дашборд.
После того как все требования собраны нужно подготовить макет дашборда в виде схемы расположения всех его элементов и используемый тип визуализаций и согласовать его с Заказчиком. Макет может быть подготовлен как в BI инструменте, так и с использованием графических редакторов, таблиц Excel или любым другим удобным способом.
Поиск данных
После того как были определены требования следует приступить к поиску данных. Это могут быть как открытые данные, так и внутренние данные организации.
ETL (извлечение, трансформация, загрузка)
После того как источники данных были найдены данные нужно трансформировать и сформировать витрины данных, которые в дальнейшем мы сможем подключить к SDP Analytics в качестве датасетов (наборы данных).
В SDP Analytics в качестве ETL инструмента используется Airflow.
Создание дашбордов
Дашборд (информационная панель) должен включать набор графиков по определенной тематике и отвечать на вопрос, с которым пользователь обращается к нему.
Общие рекомендации:
Все фильтры рекомендуется размещать слева дашборда на специальной панели фильтров. Их можно быстро показать/скрыть нажатием одной кнопки и не отнимать место у информационных элементов дашборда.
Сверху дашборда лучше всего разместить небольшие карточки с KPI, ключевыми наблюдаемыми метриками и справочной информацией по дашборду. Это позволит быстро получить самую важную информацию буквально с одного взгляда, не погружаясь в детали.
Ниже ключевых показателей нужно размещать детализованные графики и таблицы. Рекомендуем избегать длинной вертикальной прокрутки дашборда. Если, все же, без вертикальной прокрутки не обойтись то рекомендуется уделить внимание группировки элементов таким образом, чтобы у пользователя не было необходимости листать вверх/вниз чтобы посмотреть связанные метрики - они должны быть рядом, в рамках одного экрана.
Желательно чтобы количество графиков/таблиц было в диапазоне 5-9 элементов. Большее их количество отвлекает внимание пользователя мешая быстро получить нужные ответы, а также усложняет навигацию по дашборду.
Следует учитывать паттерн восприятия информации и размещать ключевые элементы начиная от левого верхнего угла:
- Не менее важно сохранить целостность композиции, для чего стоит располагать все элементы с привязкой к сетке дашборда:
- Пример реализации принципов на базе SDP BI:
- Еще одна возможность эффективно использовать место в рабочей области дашборда это группировка по тематическим вкладкам при помощи компонента "Вкладки". Совместно с компонентами "Строка" и "Столбец" это дает Superset большие возможности по компоновке содержимого дашборда.
- Пример компоновки - в одну вкладку вложена строка, внутри которой 2 столбца содержащих по 2 графика и 1 график отдельно между столбцами. При этом внутри той же вкладки можно добавить еще элементы под первой строкой.
- Шрифты и цветовые схемы можно частично задать в шаблонах CSS, в SDP Analytics по умолчанию реализованы стандартный для Superset шаблон CSS, также два шаблона Сбера (SDP1 & SDP2). Для того чтобы поменять шаблон нужно в режиме редактирования дашборда открыть редактор CSS и загрузить нужный шаблон из доступных. При необходимости CSS стиль можно тут же отредактировать.
Графики
Основной элемент дашборда в Superset это график (chart). Всего есть 10 категорий графиков, группированных по концепции визуализации данных: |
Тип визуализации | Доступные в Superset |
---|---|
Инструменты (Tools) Фильтры в терминах SDP BI (Superset) являются одним из видов графиков | |
KPI | |
Эволюция (Evolution) | |
Рейтинг (Ranking) | |
Распределение (Distribution) | |
Часть целого (Part of a Whole) | |
Таблица (Table) | |
Карта (Map) | |
Поток (Flow) | |
Корреляция (Correlation) |
При подготовке графиков для одного дашборда рекомендуется придерживаться одного стиля оформления - шрифт, его размер и цвет, цветовая схема, форматирование дат и числовых значений должно быть унифицировано и соответствовать принятым региональным стандартам или локальным требованиям организации.
Ссылки на источники
В некоторых случаях источники данных требуют указывать ссылки на них. Для соблюдения этой формальности лучше использовать самую нижнюю часть дашборда как наименее ценное место:
Подготовка к публикации
Перед публикацией дашборда проверьте:
Наличие "мусора" на дашборде. Любые элементы, не несущие функциональной нагрузки, тестовые версии визуализаций и т.п. должны быть убраны,
Наличие справочной информации в достаточном для понимания как работать с дашбордом объеме,
Корректную настройку фильтров к их значению по умолчанию,
Корректную настройку прав доступа к данным и отдельным графикам дашборда в соответствии с ролевой моделью,
Лаконичное название дашборда и его графиков,
Проверка выполнения всех требований к дашборду и обоснование к тому, что не может быть выполнено.