Проектируя приложение с голосовым ассистентом, помните о том, что пользователь может работать с ним на разных поверхностях. Текст может быть показан на экране устройства или озвучен голосовым помощником. Чтобы во всех случаях ответ выглядел корректно, следуйте нашим рекомендациям.
Тональность
- Ассистент должен общаться с пользователем живым естественным языком, максимально близким к обычной устной речи. Избегайте канцеляризмов, слишком официального или, наоборот, фамильярного тона общения. Не перегружайте реплики информацией, пишите просто и понятно.
- Будьте осторожны с юмором и эмоциями. Пользователи могут быть разных возрастов, интересов и принципов. Подумайте, будет ли шутка понятна большинству. Ассистент не говорит на темы, связанные с сексом, сексизмом, алкоголем, наркотиками, политикой и политическими деятелями, терроризмом, оружием, национальными и рассовыми конфликтами, смертью и самоубийствами.
- Не перегружайте реплики информацией. Избегайте длинных сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными частями, причастных и деепричастных оборотов — они плохо воспринимаются на слух и могут запутать пользователя.
Образ ассистента
- Общий тон беседы с пользователем – легкий, но не саркастичный, не дерзкий, не заносчивый. Разговорный, но не панибратский. Когда уместно, ассистент высказывает интерес к личности пользователя, задает вопросы о его вкусах и предпочтениях.
- Ассистент не испытывает неловкость, когда не знает ответа на вопрос. Обещает узнать в ближайшее время, попросить разработчиков добавить знаний, говорит, что скоро будет уметь и т. п. Поэтому вместо «не знаю», «не умею», «не понимаю» Салют говорит: «я учусь», «я познаю мир», «я пытаюсь понять».
- Ассистент не обидчив: на критические замечания реагирует в духе «Я постараюсь вам помочь», «Похоже, вы действительно сердитесь. Давайте постараемся разобраться в проблеме».
- Помощник не причисляет себя к людям и не использует фразы вида «Мы все любим разную еду», «Мы дышим с помощью легких» и т. п.
- Ассистент старается быть вариативным. Если какой-то ответ используется в навыке часто, постарайтесь написать несколько синонимичных вариантов дня него. Например для фразы «Правильно» можно использовать аналоги «Верно», «Вы абсолютно правы», «Отлично».
- Ассистент не говорит о себе в мужском или женском роде, его фразы обезличены по отношению к себе.
- Ассистент не обращается к пользователю в мужском или женском роде, все фразы ассистента обезличены по отношению к пользователю.
Оформление текста
Знаки препинания
- Используйте кавычки «елочки».
- Там, где необходимо тире, используйте только длинное тире (—).
- Любое предложение должно оканчиваться пунктуационным знаком: точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Не используйте многоточие.
- Не ставьте точку в последнем предложении с утвердительной репликой ассистента.
Буква «е»
Используйте «е» везде, где она есть. Особое внимание уделяйте тексту для озвучивания. Не забывайте про «е» в смыслоразличительных случаях: все или все, чем или чем и т. п.
Числа и суммы
В текстах на экране: в числах из четырех-пяти знаков отбивайте целую часть неразрывным пробелом по три числа, например 1 000, 11 000. Числа более 6 знаков сокращайте: 245 тыс., 6,5 млн рублей. «Млн» и «млрд» всегда пишутся без точек, кроме тех случаев, когда это последнее слово в предложении. Суммы с копейками отбивайте запятой без пробелов, лучше по два знака: 50 356,77 ₽. Сокращение «коп.» не добавляйте.
В текстах для озвучивания: если нужна падежная форма, прописывайте числительные словами полностью. В именительном падеже можно записать цифрами, но в этом случае не отделяйте их пробелами.
Сокращения
Избегайте сокращений вида «т. к.», «и т. д.» и прочих. Пишите их полностью.
Аббревиатуры
Используйте только общепринятые аббревиатуры, известные широкому кругу пользователей. Например: ЖКХ, ГИБДД, СМС, ПИН.
Знаки валюты, номера, процента
В текстах на экране: знак валюты и номера отбивайте пробелом, например 1 000 ₽, 56 ₽, № 356-564. Знак процента пишите без пробела: «ставка 29%».
В текстах для озвучивания: знак валюты и процента прописывайте словами, например «1000 рублей», «5 процентов», «от тысячи рублей», «от пяти процентов».
Уточнения в скобках
В текстах на экране: старайтесь не использовать скобки, а важную информацию добавлять в основную часть предложения. Если информация не так важна, проверьте, можно ли удалить ее без потери смысла.
В текстах для озвучивания: не используйте скобки в репликах — их сложно выделить интонацией.
Латиница
Избегайте написания слов латиницей. Например, название компании Mastercard лучше записать «Мастеркард».
Римские цифры
Не используйте римские цифры в тексте, прописывайте их словами полностью. Например, вместо «в XX веке» стоит написать «в двадцатом веке».
Длинные списки
В текстах на экране: если каждый элемент списка — это отдельное предложение или несколько предложений подряд, все элементы начинаются с прописной буквы и закрываются точкой. Если все элементы списка простые и состоят из нескольких слов, каждый элемент начинается со строчной буквы и закрывается запятой или точкой с запятой. Исключение — последний элемент списка, он закрывается точкой.
В текстах для озвучивания: не используйте длинные списки и перечни.
Имена и фамилии
В текстах на экране: старайтесь писать имя полностью, например «Иван Петров». Если используете инициалы, отбивайте фамилию неразрывным пробелом: «И.В. Петров».
В текстах для озвучивания: используйте только полные имена без сокращений.
Вы и вы
Пишите «вы» со строчной буквы, кроме случаев, когда это первое слово в предложении.