Если сотрудник не знает, как решить рабочий вопрос, он идёт за советом к более опытному коллеге. Если с подобной проблемой сталкивается бизнес, на помощь приходят специалисты по консалтингу.
Консалтинг — это предоставление экспертных консультаций по определённой теме.
Основная цель — решение текущих проблем или предотвращение их появления в будущем. Также консалтинг используется в качестве инструмента для поиска нового вектора развития. Взгляд со стороны помогает обнаружить упускаемые возможности и перспективные решения.
Обратиться за консультацией можно к частному лицу — специалисту с высокой квалификацией в нужной сфере.
Пример: региональный филиал хочет повысить результаты маркетингового продвижения. Для этого приглашает ведущего маркетолога из головного офиса и поручает провести аудит существующей стратегии. Что делает специалист:
В сфере B2B этим видом деятельности занимаются консультанты и консалтинговые компании.
Пример: компания планирует запуск нового продукта и заключает договор с консалтинговой фирмой. Подрядчик изучает рынок, готовит стратегию продвижения, подбирает решения для продаж.
Услуги консультанта включают работу в следующих направлениях:
Решение подбирается на основании нескольких факторов:
внешних влияний:
потенциальных возможностей:
внутренних обстоятельств:
Иногда консалтинговые фирмы берут на себя только анализ, поиск проблем и разработку стратегии. Тогда результатом их работы являются документы:
В других случаях консультанты оказывают услуги полного цикла. Тогда, кроме аудита и подготовки стратегии, специалисты занимаются и другими видами работ, например:
Конечная цель подхода — решить исходную проблему и добиться стабильных результатов. Такой вид сотрудничества называется трекингом, или консалтингом с сопровождением.
Часто эти виды услуг оказывает одна компания, что ведёт к смешению понятий. Аутсорсинг — это делегирование функций. Например, организация передаёт на аутсорсинг несколько направлений:
Эту работу выполняют не сотрудники организации, а внешние подрядчики — аутсорсеры. Консалтинг — это в первую очередь поиск решения проблемы. Задача консультанта — подготовить информацию:
Прислушаться ли к мнению специалиста, решает клиент. Таким образом, разница между этими услугами — в зонах ответственности и видах деятельности:
При трекинге, о котором мы говорили выше, аутсорсинг частично входит в консалтинг. Процесс строится по следующему алгоритму:
Ещё одно отличие аутсорсинга от консалтинга — в длительности сотрудничества. Как правило, с аутсорсинговыми компаниями работают по долгосрочным контрактам, тогда как консалтинговые услуги часто бывают разовыми или периодическими.
Услуга применима к разным областям и процессам. Примеры популярных направлений консалтинга:
По формату сотрудничества выделяют три вида консалтинга:
Ещё одна классификация консалтинга — по виду взаимодействия с клиентами:
Разделим процесс отбора на два этапа:
На первом этапе составьте список консультантов, которые работают в подходящем вам формате. При этом можно опираться на классификацию по видам консалтинга:
Вы получите список претендентов на сотрудничество. Если пунктов слишком много, можно отсеять компании, у которых:
Теперь осталось выбрать одного подрядчика. Для этого подайте в каждую компанию заявку на консультацию или коммерческое предложение. Затем оцените претендентов по ценам, срокам и квалификации.
На рынке консалтинговых услуг России используется четыре вида ценообразования:
Как правило, цена рассчитывается по запросу. Сумма зависит от сложности проекта и состава услуг. Получив коммерческие предложения от нескольких компаний, вы сможете понять средний уровень цен по вашему проекту. Слишком низкая или высокая сумма должна насторожить. Такие компании можно удалить из списка или запросить более детальный расчёт.
Время работы над проектом рассчитывается индивидуально. Сравните предложения всех претендентов и выделите те, в которых указан слишком маленький или большой срок.
О чём может говорить слишком маленький срок:
О чём может говорить слишком большой срок: специалист по консалтингу медленно работает; в компании подрядчика плохо выстроены бизнес-процессы; компания получает за услуги почасовую оплату и увеличивает срок, чтобы больше заработать. Такие компании можно сразу вычеркнуть из списка или обсудить, из чего складываются сроки и как их можно сократить.
Для разовых услуг обычно выделяют одного-двух специалистов. Пообщайтесь с ними до заключения договора, чтобы понять, сможете ли вы сработаться.
Для работы над крупными проектами, особенно с внедрением и обучением, консалтинговые компании могут предоставить целую команду. Тогда над решением ваших задач работают сотрудники разных направлений:
На этапе переговоров определить профессионализм каждого участника команды, скорее всего, не получится. Но можно обратить внимание на распределение ролей. Плохой знак, если рабочая группа состоит из универсальных взаимозаменяемых специалистов. Это может означать недостаточную квалификацию команды, из-за чего вы получите обобщённый, поверхностный подход.
Работа консультанта или агентства обычно выполняется в несколько этапов. Укрупнённо можно выделить три вида деятельности. Разберём их подробнее и посмотрим, как оценить качество услуг на каждом этапе.
При первой встрече со специалистом по консалтингу заказчик описывает проблему или задачу. Консультант собирает исходные данные, погружается в бизнес и изучает сложившуюся ситуацию.
Уже на этом этапе можно оценить профессионализм консультанта. Он должен:
Например, если вы заказали консалтинг по маркетингу, специалист должен оперировать маркетинговыми терминами, знать рекламные инструменты, понимать специфику продвижения в вашей нише.
На первом этапе консультант вместе с клиентом определяет цель сотрудничества и результаты, к которым нужно прийти. При этом фиксируются метрики, по которым заказчик сможет оценить качество услуг после выполнения работы.
Специалист изучает внешние и внутренние факторы, влияющие на объект исследования. Например, консультант по экономическим вопросам анализирует три вида информации:
На основании анализа составляется алгоритм реализации проекта. Это стратегия, в которой описаны пути достижения целей. Консультант проводит презентацию стратегии с обоснованием каждого пункта.
Как оценить эффективность консалтинга на этом этапе:
Признаки некачественной работы:
При разработке стратегии консультант должен соблюдать принцип актуальности:
Результат этого этапа — согласование плана действий со стороны заказчика. После этого стратегия отправляется в работу.
Если в услугу консалтинга входит сопровождение, то заказчик выдаёт консультанту полномочия для участия в деятельности компании. Консультант приступает к обучению сотрудников, внедрению новых бизнес-процессов и инструментов автоматизации. Объём работ зависит от проекта и согласованного плана.
Пример: интернет-магазин заказывает управленческий консалтинг с сопровождением. Специалисты консалтинговой фирмы исследуют положение компании на рынке, а также внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие бизнеса.
Затем консультанты составляют стратегию маркетинга и продаж. Владелец бизнеса утверждает стратегию, и все участники процесса переходят к реализации плана.
Допустим, план включает три вида работ:
В рамках сопровождения консультанты выполняют такие услуги:
Результатом оказания услуг является внедрение новой работоспособной модели и выполнение целей, поставленных на первом этапе.
Продукты из этой статьи: