ym88659208ym87991671
8 минут на чтение
11 сентября 2024

Реорганизация: что это, виды и этапы проведения

Предприятие может столкнуться с необходимостью радикального изменения его структуры. Для повышения эффективности бизнес-модели приходится масштабировать или сокращать обороты предпринимательской деятельности и менять систему управления.

Для обозначения такого рода изменений в структуре компании принято использовать понятие «реорганизация».

Что такое реорганизация

Реорганизация — это преобразование юридического лица. В большинстве случаев вид и характер коммерческой деятельности предприятия остаются прежними. К тому же новое юридическое лицо сохраняет все обязательства прежней организации.

Реорганизация может быть добровольной или принудительной. В первом случае решение об изменении структуры организации принимают её владельцы и руководство. В случае принудительной реорганизации инициатором выступает государственное учреждение. Оно контролирует процедуру на всех этапах, проводит соответствующие проверки.

Не стоит путать реорганизацию с ликвидацией. Последняя предполагает исключение юридического лица из государственного реестра и полное прекращение коммерческой деятельности.


Попробуйте инструменты и сервисы от Сбера для развития бизнеса


Существует несколько видов реорганизации предприятия:

  • Присоединение. Этот вид реорганизации предполагает присоединение одной компании к другой. Новое юрлицо не образуется, а головное предприятие берёт на себя все обязательства присоединённой организации.
  • Преобразование. Предполагает смену юридическо-правовой формы компании. Обязательства перед кредиторами остаются за реорганизованным предприятием.
  • Разделение. Активы организации распределяются между разными предприятиями. Такие изменения предусматривают переход обязательств от прежнего юридического лица к правопреемникам.
  • Слияние. Это объединение разных юрлиц в одну компанию. Обычно слияние происходит между двумя равными по экономическому потенциалу организациями. Такой вид реорганизации даёт возможность создать новый бренд и изменить тип коммерческой деятельности.
  • Выделение. В рамках этой процедуры из состава одной компании или корпорации выводятся новые юридические лица. После завершения процесса новый субъект коммерческой деятельности получает часть прав и обязательств материнского предприятия.

Для достижения индивидуальных целей часто используют комбинацию нескольких видов реорганизации. К примеру, из состава организации могут выводить новые структуры с одновременным присоединением других предприятий к материнской компании. Это несколько усложнит прохождение процедуры, но такие комбинации встречаются часто.

Бизнес-концепция компании

Основания для проведения реорганизации

Процедуру реорганизации могут инициировать по решению владельцев или государственных органов в следующих случаях:

  • нецелесообразно продолжать коммерческую деятельность;
  • есть потребность в пересмотре процессов производства;
  • есть давление со стороны конкурентов;
  • юридическое лицо не способно выполнять свои обязательства;
  • при поглощении конкурирующей компанией.

Одних только оснований для проведения реорганизации недостаточно. Необходимо пройти сложную процедуру, которая включает множество этапов.

Чат-боты для вашего бизнеса

Порядок реорганизации компании

Особенности процедуры строго регламентируются нормами законодательства. Ошибки на разных стадиях могут затормозить процесс или стать причиной отказа надзирающих органов в проведении реорганизации.

Этап 1. Подготовка плана и оценка активов организации

Независимо от вида реорганизации, процедура начинается с подготовки плана. Он должен содержать информацию о целях, активах, документах, сроках и т. д. Перед составлением плана нужно провести комплексную оценку перспектив смены модели коммерческой деятельности.

Этап 2. Официальное подтверждение

Согласно закону, в течение трёх дней после принятия окончательного решения о преобразовании компании необходимо уведомить об этом ФНС. Если в процессе участвует несколько юридических лиц, каждое уведомляет надзирающий орган индивидуально. Налоговая должна сделать запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации.

Дополнительно предприятию необходимо опубликовать информацию о начале и завершении реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». При нарушении этого требования юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 5000 рублей. Не публиковать уведомление можно только при преобразовании компании.

Этап 3. Сверка расчётов с налоговой инспекцией

Организация должна обратиться в ФНС для сверки расчётов предприятия с кредиторами. Налоговая служба проверит отчёты о коммерческой деятельности и подготовит акт сверки в течение пяти рабочих дней после обращения.

Этап 4. Подготовка документов

На этом этапе необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • заявление о реорганизации (форма № Р12016);
  • учредительный документ;
  • квитанции об уплате пошлины.

В зависимости от вида реорганизации юридическое лицо должно предоставить один из документов:

  • договор о присоединении (присоединение организации);
  • передаточный акт (разделение, выделение компании).
Подготовка документов

Этап 5. Подача документов

Документы подаются через МФЦ или напрямую в отделении ФНС (лично или дистанционно). При отправке через онлайн-сервис нужна подтвержденная электронная подпись.

Этап 6. Получение документов

В течение пяти рабочих дней после подачи документов заявитель получит выписку из ЕГРЮЛ и учредительный документ. Порядок получения тот же, что и при подаче.

Этапа 7. Правопреемство

Обязательства предыдущего юридического лица переходят к новому субъекту коммерческой деятельности. Ему придется выплачивать все штрафы, возвращать долги, платить пеню и т. д.

Полезные решения для бизнеса от Сбера

Во время реорганизации юридического лица важно учитывать возможности современных решений для бизнеса. Они помогут оптимизировать коммуникацию между разными отделами предприятия и повысить эффективность взаимодействия с клиентами. Полезные решения для бизнеса от Сбера доказали свою эффективность в различных секторах экономики.

Так, при помощи продуктов для бизнеса сервисная компания автоматизировала работу кол-центра и увеличила конверсию обращений в заказ более чем на 10%. При этом расходы на содержание службы поддержки снизились на треть.

В сфере электронной коммерции продукты для предпринимательства от Сбера на 34% увеличили число посетителей за счёт подключения новых каналов привлечения трафика.

При помощи инструментов для бизнеса в реорганизованной компании можно также повысить эффективность труда. Используя решения для работы от Сбера, предприятие снабжает сотрудника всем необходимым для выполнения обязанностей. Сервис онлайн конференций SaluteJazz помогут наладить коммуникацию между отделами, сократить время на обсуждение задач и принятие решений.

Реорганизация предприятия — лучшее время для повышения эффективности его бизнес-модели. Ознакомьтесь со всеми продуктами от Сбера и подберите подходящие решения с учётом специфики задач вашей компании.

Видеовстреча с коллегами

Продукты и категории из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
Ещё по теме
Развитие бизнеса
Автоматизация бизнес-процессов

Обзор сервисов и инструментов для автоматизации процессов от Сбера
Развитие бизнеса
Что такое позицио­нирование

Обзор сервисов и инструментов для позиционирования бренда от Сбера
Видеоконференции SaluteJazz
Организация видеоконференций

Как организовать видеоконференцию при помощи SaluteJazz
Развитие бизнеса
Внедрение технологий

Для повышения эффективности в бизнесе
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Автоматизируйте рутинные процессы с помощью ИИ
Современное решение для вашей компании