ym88659208ym87991671
8 минут на чтение
13 февраля 2024
21 августа 2025

Реорганизация: что это, виды и этапы проведения

Предприятие может столкнуться с необходимостью радикального изменения его структуры. Для повышения эффективности бизнес-модели приходится масштабировать или сокращать обороты предпринимательской деятельности и менять систему управления.

Для обозначения такого рода изменений в структуре компании принято использовать понятие «реорганизация».

Что такое реорганизация?

Реорганизация представляет собой изменение юридической структуры компании, которое позволяет адаптироваться к новым условиям рынка и повышает эффективность ведения бизнеса. Она может включать изменение организационной формы компании, объединение нескольких организаций в одно целое, либо распределение имущества и обязательств среди вновь созданных субъектов права.

Цель реорганизации заключается в повышении конкурентоспособности, снижении издержек и создании благоприятных условий для роста бизнеса.

В большинстве случаев вид и характер коммерческой деятельности предприятия при реорганизации остаются прежними. К тому же новое юридическое лицо сохраняет все обязательства прежней организации.

Реорганизация может быть добровольной или принудительной. В первом случае решение об изменении структуры организации принимают её владельцы и руководство. В случае принудительной реорганизации инициатором выступает государственное учреждение. Оно контролирует процедуру на всех этапах, проводит соответствующие проверки.

Важно отметить, что реорганизация не означает прекращение хозяйственной деятельности компании, как в случае ликвидации. Все обязательства реорганизуемого юридического лица сохраняются и переходят к правопреемнику или нескольким юридическим лицам.


Попробуйте инструменты и сервисы от Сбера для развития бизнеса


Существует несколько видов реорганизации предприятия, каждый из которых имеет свои особенности:

  • Присоединение. Одна организация входит в состав другой, передавая ей все активы и обязательства.
  • Преобразование. Изменяется форма собственности компании (например, ООО становится АО).
  • Разделение. Компания делится на два или более самостоятельных субъекта.
  • Слияние. Несколько организаций объединяются в новую единую организацию.
  • Выделение. Из состава существующего предприятия выделяется новая независимая единица.

Для достижения индивидуальных целей часто используют комбинацию нескольких видов реорганизации. К примеру, из состава организации могут выводить новые структуры с одновременным присоединением других предприятий к материнской компании. Это несколько усложнит прохождение процедуры, но такие комбинации встречаются часто.

Бизнес-концепция компании

Основания для проведения реорганизации

Реорганизация может проводиться добровольно по инициативе собственников или руководства компании, а также принудительно государственными органами. Наиболее распространёнными основаниями являются:

  • Нецелесообразность дальнейшей деятельности в текущих условиях;
  • Необходимость пересмотреть производственные процессы;
  • Давление со стороны конкурентов;
  • Невыполнение организацией своих финансовых обязательств;
  • Юридическое лицо не способно выполнять свои обязательства;
  • При поглощении конкурирующей компанией.

Одних только оснований для проведения реорганизации недостаточно. Необходимо пройти сложную процедуру, которая включает множество этапов.

Чат-боты для вашего бизнеса

Порядок реорганизации компании

Особенности процедуры строго регламентируются нормами законодательства. Ошибки на разных стадиях могут затормозить процесс или стать причиной отказа надзирающих органов в проведении реорганизации.

Этап 1. Подготовка плана и оценка активов организации

Независимо от вида реорганизации, процедура начинается с подготовки плана. Он должен содержать информацию о целях, активах, документах, сроках и т. д. Перед составлением плана нужно провести комплексную оценку перспектив смены модели коммерческой деятельности.

Этап 2. Официальное подтверждение

Согласно закону, в течение трёх дней после принятия окончательного решения о преобразовании компании необходимо уведомить об этом ФНС. Если в процессе участвует несколько юридических лиц, каждое уведомляет надзирающий орган индивидуально. Налоговая должна сделать запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации.

Дополнительно предприятию необходимо опубликовать информацию о начале и завершении реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». При нарушении этого требования юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 5000 рублей. Не публиковать уведомление можно только при преобразовании компании.

Этап 3. Сверка расчётов с налоговой инспекцией

Организация должна обратиться в ФНС для сверки расчётов предприятия с кредиторами. Налоговая служба проверит отчёты о коммерческой деятельности и подготовит акт сверки в течение пяти рабочих дней после обращения.

Этап 4. Подготовка документов

На этом этапе необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • заявление о реорганизации (форма Р12016);
  • учредительный документ;
  • квитанции об уплате пошлины.

В зависимости от вида реорганизации юридическое лицо должно предоставить один из документов:

  • договор о присоединении (присоединение организации);
  • передаточный акт (разделение, выделение компании).
Подготовка документов

Этап 5. Подача документов

Документы подаются через МФЦ или напрямую в отделении ФНС (лично или дистанционно). При отправке через онлайн-сервис нужна подтверждённая электронная подпись.

Этап 6. Получение документов

В течение пяти рабочих дней после подачи документов заявитель получит выписку из ЕГРЮЛ и учредительный документ. Порядок получения тот же, что и при подаче.

Этапа 7. Правопреемство

Обязательства предыдущего юридического лица переходят к новому субъекту коммерческой деятельности. Ему придется выплачивать все штрафы, возвращать долги, платить пеню и т. д.

Полезные решения для бизнеса от Сбера для оптимизации процесса

Во время реорганизации юридического лица важно учитывать возможности современных решений для бизнеса. Они помогут оптимизировать коммуникацию между разными отделами предприятия и повысить эффективность взаимодействия с клиентами. Полезные решения для бизнеса от Сбера доказали свою эффективность в различных секторах экономики.

Так, при помощи продуктов для бизнеса сервисная компания автоматизировала работу кол-центра и увеличила конверсию обращений в заказ более чем на 10%. При этом расходы на содержание службы поддержки снизились на треть.

В сфере электронной коммерции продукты для предпринимательства от Сбера на 34% увеличили число посетителей за счёт подключения новых каналов привлечения трафика.

При помощи инструментов для бизнеса в реорганизованной компании можно также повысить эффективность труда. Используя решения для работы от Сбера, предприятие снабжает сотрудника всем необходимым для выполнения обязанностей. Сервис онлайн конференций SaluteJazz помогут наладить коммуникацию между отделами, сократить время на обсуждение задач и принятие решений.

Реорганизация предприятия — лучшее время для повышения эффективности его бизнес-модели. Ознакомьтесь со всеми продуктами от Сбера и подберите подходящие решения с учётом специфики задач вашей компании.

Видеовстреча с коллегами

Частые вопросы и ответы

Чем реорганизация отличается от ликвидации?
Ликвидация прекращает существование юридического лица навсегда, тогда как реорганизация лишь меняет структуру компании, сохраняя обязательства и активы.
Кто принимает решение о реорганизации?
Решение о реорганизации может принять владелец компании, совет директоров или государственные органы в особых ситуациях.
Нужно ли информировать государство о проводимой реорганизации?
Да, обязательно. Организация обязана направить соответствующее уведомление в налоговый орган и зарегистрировать изменения в государственном реестре.
Сколько этапов проходит реорганизация?
Процесс состоит из семи основных этапов: подготовка, оформление документов, проверка расчетов, уведомления заинтересованных сторон и завершение процедуры.
Можно ли отменить начатую реорганизацию?
Отмена возможна, однако процедура требует повторного согласования и внесения изменений в регистрационные записи.

Продукты и категории из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
Ещё по теме
Развитие бизнеса
Автоматизация бизнес-процессов

Обзор сервисов и инструментов для автоматизации процессов от Сбера
Развитие бизнеса
Что такое позицио­нирование

Обзор сервисов и инструментов для позиционирования бренда от Сбера
Видеоконференции SaluteJazz
Организация видеоконференций

Как организовать видеоконференцию при помощи SaluteJazz
Развитие бизнеса
Внедрение технологий

Для повышения эффективности в бизнесе
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Автоматизируйте рутинные процессы с помощью ИИ
Современное решение для вашей компании