ym88659208ym87991671
7 минут на чтение
2 декабря 2024

Как распознать текст, написанный нейросетью

Почти половина маркетологов и других специалистов, которые работают с контентом, используют нейросети для подготовки текстов. С помощью ИИ они пишут статьи в блоги, посты в социальные сети, рекламные рассылки.

Но как читателю понять, кто стоит за текстом: опытный эксперт или искусственный интеллект? И всегда ли нужно проверять тексты вручную — или есть специальные детекторы контента, сгенерированного AI? Разбираемся в статье.

Как сегодня используют ИИ в работе с текстами

Искусственный интеллект помогает решать как рутинные, так и креативные задачи. Например:

Генерировать идеи для контента

Нейросети создают контент-планы, придумывают оригинальные сюжетные повороты. Можно попросить базовый список тем для постов в соцсети, а можно — глубокий анализ трендов и идеи для персонализации текстов. Преимущество ИИ в том, что он предлагает много вариантов с одного запроса — экономит время.

Составлять планы и структуру

Нейросеть может подготовить развёрнутую структуру для статьи в блог, которую останется только отредактировать. Может также предложить последовательность разделов для студенческой работы, если учебное заведение не выдвигает конкретных требований.

Писать тексты в разных форматах

Искусственный интеллект по запросу пишет коммерческие материалы, учебные работы, художественные тексты. Быстро справляется с короткими форматами (например, пост в Telegram-канал), помогает авторам осваивать длинные работы.

Зачем выяснять, кто написал текст: ИИ или человек

Контент, написанный нейросетью и человеком, отличается. Авторы и писатели сталкиваются с двумя проблемами при использовании ИИ в работе с текстами: содержание и исполнение.

1. Содержание: нейросети иногда генерируют недостоверные факты

Например, ошибаются в фактах, неправильно рассказывают о реальных или «выдумывают» несуществующие события. Могут искажать имена, даты и другие детали.

И хотя подобный вымысел иногда простителен для художественной литературы, фактические ошибки критичны для экспертных статей и студенческих работ.

2. Исполнение: неаккуратные формулировки, стилистические и морфологические ошибки

Стилистические ошибки — это использование слов и выражений, которые не соответствуют контексту, жанру или цели текста. Например, в коммерческом тексте нейросеть может написать: «Мы предлагаем высококачественные продукты, которые соответствуют высоким стандартам качества».

Морфологические ошибки — это неверное использование грамматических форм слов. Например: «Мы работаем на рынке уже двадцать один года».

Важно: искусственный интеллект, разработанный за рубежом, часто допускает такие ошибки, потому что обучался на иностранных базах данных.

У разных читателей разные причины понимать, кто именно написал текст.

Например:

  • Пользователи в интернете хотят знать, насколько экспертный лонгрид перед ними — особенно, если они собирают информацию для коммерческих, а не личных целей.
  • Редакторам важно получать от исполнителей-копирайтеров качественные материалы, которые решают свои задачи. Это значит — интересные и полезные статьи, которые не содержат фактических ошибок и написаны понятным целевой аудитории языком.
  • Преподавателям в университетах важно понимать, насколько хорошо студент справляется с учёбой: усвоил материал и написал реферат сам, либо ничего не усвоил и не заслуживает хорошую оценку.
  • Читатели художественной литературы приходят за уникальными историями, глубиной смыслов и эмоциональным опытом. Осознание, что текст написан искусственным интеллектом, может изменить их ожидания: текст перестанет восприниматься всерьёз.

Какой бы ни была ваша причина — рассказываем, как определить ИИ в качестве автора текста.

Как понять, что текст написала нейросеть

Основных критериев — пять:

1. Тексты сухие и шаблонные

Искусственный интеллект не чувствует эмоций и не может передать их в тексте так же убедительно, как человек. В таких материалах часто встречаются избитые фразы и формулировки. Всё потому, что нейросети обучаются на больших объёмах текстов и выбирают наиболее вероятные комбинации слов, из-за чего стандартные фразы повторяются чаще обычного.

Предложения в сгенерированных статьях используют одинаковую структуру, а ещё ИИ обычно использует формальный язык и отглагольные существительные: привлечение, обеспечение, тестирование и другие.

2. Нелогичная структура и бессвязность абзацев

Статьи от искусственного интеллекта часто представляют собой набор фактов, которые можно переставлять местами без вреда для материала. Это особенно заметно в коммерческих длинных текстах. Абзацы не «вытекают» один из другого — нет понятной логической последовательности.

Более того, нейросети почти не используют «подводки» — логические «связки». Только простые вводные конструкции вроде «во-первых» и «во-вторых».

3. ИИ может противоречить самому себе

Третий пункт нашего списка вытекает из второго: когда разделы текста логически не связаны, могут возникать противоречия. Это особенно заметно в длинных материалах. Например, если нейросеть генерирует статью в блог маркетингового агентства на тему «Как бизнесу выбрать подрядчика», то может:

  • Сначала сказать, что лучший подрядчик тот, который предлагает полный спектр услуг (например, комплексное маркетинговое продвижение: SEO, SMM, контент);
  • А затем вдруг сообщить, что лучше всего выбирать подрядчика, который специализируется на чём-то одном — потому что такие исполнители оттачивают конкретные навыки и «не распыляются» на всё подряд.

4. Странные метафоры

Нейросети генерируют слишком буквальные сравнения, смешивают несопоставимые понятия. Например, могут сравнить «звонкий голос девушки» со «звуком микроволновки, закончившей разогревать еду» или предложить грубую метафору вроде «она танцевала, как медуза, выброшенная на берег».

5. Абстрактность и «водность» текстов

Искусственный интеллект стремится «угодить» максимально широкой аудитории, поэтому избегает конкретных деталей и фактов. Часто добавляет в тексты длинные предложения, которые не несут смысловой нагрузки.

Например: «Для достижения высокого уровня эффективности важно следовать всем необходимым рекомендациям, которые способствуют улучшению ваших показателей в различных сферах деятельности».

Как упростить проверку текстов на генерацию ИИ

Чтобы не тратить время на самостоятельную вычитку текстов, доверьте оценку специальному инструменту. Например, детектору ИИ-текстов от Сбера — сервису GigaCheck.

Вставьте текст объёмом до 10 тысяч символов в поле и нажмите Проверить:

Текст для проверки

Сервис проанализирует текст и выдаст свою оценку:

Результат проверки

GigaCheck — это бесплатный детектор ИИ-текстов на русском языке. Он обнаруживает в текстах характерные признаки, типичные для ИИ-сгенерированных материалов. Инструмент учитывает лексические и синтаксические особенности, порядок слов и другие характеристики, чтобы определить вероятного автора текста.

GigaCheck обучен на больших объёмах данных, включающих тексты, как написанные людьми, так и сгенерированные искусственным интеллектом. Точность работы сервиса — 94,7%.

Попробуйте детектор AI-текстов GigaCheck — он бесплатно проверит студенческую работу, пост в соцсети или статью от копирайтера. Сделать это можно на сайте или в Telegram-боте.

GigaChat API
Решения с использованием ИИ
Ещё по теме
GigaChat API
Искусственный интеллект в туризме

Как нейросети меняют индустрию путешествий: как используют, сервисы и влияние нейросетей на стоимость
GigaChat API
Искусственный интеллект в финансах

Как искусственный интеллект и машинное обучение меняют подход к финансам и планированию ресурсов предприятия
GigaChat API
Типы промптов GigaChat API

Типы промптов и задач для GigaChat API
GigaChat API
ИИ в страховании

Как ИИ меняет клиентский опыт в страховом секторе
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.