Продукты из этой статьи:
Семинары — неотъемлемая часть обучения в любом высшем учебном заведении, а также в колледжах и техникумах. Благодаря практическим занятиям студенты глубже вовлекаются в образовательный процесс и лучше усваивают программу. В этой статье расскажем, какие виды семинаров бывают в вузах, для чего они нужны и как проводить их онлайн.
Семинар — это форма обучения в вузе. Как правило, он проходит в небольшой группе около 30 человек и построен на интерактиве — вместе с преподавателем студенты обсуждают текущую тему по предмету. Также упор может делаться на какие-то сложные или более интересные моменты.
Польза семинарских занятий зависит от конкретного предмета и формы, в которой они проходят. Например, на одних студенты учатся дискутировать и размышлять, на других — самостоятельно изучать предмет. В любом случае такие пары всегда направлены на практику. Студенты не только получают информацию от преподавателя, но также дают обратную связь, готовят домашние задания, выступают с докладами, проходят тесты и в целом принимают активное участие в занятии.
Первые семинарские занятия проходили ещё в Древней Греции. Там учёные из разных областей обсуждали вопросы геометрии, математики, философии. Таким образом они пытались отыскать истину, попутно углубляя знания предмета. Эта форма настолько доказала свою эффективность, что вузы по-прежнему используют её в образовательном процессе.
Благодаря семинарам студенты:
Лекция по сути — это начитка теоретического материала в вузе. Она проходит в большой аудитории сразу для всего курса или потока. Студентам не нужно ни готовиться, ни как-то проявлять себя. Их задача — присутствовать на лекции, внимательно слушать лектора и вести конспект. А вот насколько хорошо они усвоили материал лекции, станет понятно уже во время практического разбора материала.
Тема предстоящей пары всегда известна, также студенты получают задания для самостоятельной подготовки. Например, если это русский язык, то преподаватель раздаёт задания для практической работы. Студентам необходимо выполнить задания и сдать на проверку. Если это литература, то преподаватель оглашает название книги, которую необходимо прочитать. На паре может проходить как групповое обсуждение произведения, так и контрольная работа по его содержанию.
В современных вузах существует много форм проведения занятий. Для каждого предмета преподаватель выбирает ту, которая будет эффективнее всего для усвоения информации.
Это классическая форма проведения семинаров в вузе. Преподаватель задаёт вопросы по теме, а студенты, предварительно подготовившись, отвечают на них. Здесь можно послушать мнения одногруппников, сопоставить их со своими оценочными суждениями, высказаться по теме.
Цель этой формы — помочь друг другу пройти предмет. Тема делится на несколько частей, и каждый студент получает задание для реферата. После чего готовые работы зачитываются в аудитории. Если подходить к делу ответственно и внимательно слушать одногруппников, можно глубоко изучить предмет, затратив меньше времени.
Выносится определённая проблема, которая не имеет чёткого решения. Аудитория делится на две группы. Одна группа должна найти аргументы за, вторая — против. Задача студентов — попытаться решить проблему, рассматривая и защищая разные точки зрения.
Чаще всего проходит в конце семестра или в конце изучения текущей темы. Цель этой формы — объединить полученные знания, подвести итоги. Студенты предварительно получают задания и самостоятельно готовят по ним доклады.
В вузы хотя бы раз за всё обучение приходят практикующие специалисты. Они рассказывают студентам о своей профессии, отвечают на их вопросы, проводят мастер-классы. Это помогает больше узнать о будущей работе, выяснить профессиональные секреты, мотивирует на дальнейшее обучение. Также семинарские занятия могут проходить на выезде, когда сами студенты отправляются на экскурсию на предприятие. Более того, встречи не обязательно должны быть со специалистом по выбранной профессии. Общение с творческими людьми, деятелями науки, известными предпринимателями тоже развивают студентов и делают обучение многогранным.
Дополнительные формы:
Вместе с темой грядущей пары преподаватель также оглашает форму, в которой она будет проходить. Всё это нужно, чтобы студенты смогли подготовиться. Ведь от подготовки во многом зависит степень активности на парах, а значит, и хорошие отметки, и возможность получить зачёт автоматом.
Преподаватель ещё раз просматривает тему, если нужно, возвращается к первоисточникам. Например, преподаватель литературы может перечитать произведение, чтобы вспомнить детали повествования. Также он готовит домашние задания, придумывает тесты и контрольные. В обязанности преподавателя могут входить договорённости с гостями вуза, поиск необходимых инструментов и оборудования, например кинопроектора.
Основная подготовка ложится на плечи студентов. Они должны изучить тему, подготовить рефераты, выполнить творческие задания.
Как проходит подготовка:
Для организации занятия в сети понадобится компьютер (или другой гаджет), хороший интернет и сервис для видеоконференций. Это удобный способ обучения как для самих студентов, так и для вузов.
Преимущества семинарских онлайн-занятий:
Если говорить о минусах, то отсутствие человеческого контакта снижает концентрацию внимания у студентов. Особенно если они занимаются дома, где им в любой момент могут помешать домочадцы или питомцы. Стоит отвлечься всего на минуту, как нить занятия будет утеряна. Нечёткая картинка, помехи, задержка сигнала, торможение — всё это тоже отвлекает, а значит, снижает усвояемость материала. Поэтому на этапе подготовки важно выбрать сервис, который сможет обеспечить высокое качество услуги.
На что обратить внимание при выборе сервиса:
Ещё один момент, на который стоит обратить внимание образовательным учреждениям, это авторское право и безопасность. С одной стороны, нужно позаботиться о том, чтобы информация, которую даёт преподаватель, не попала в сеть. С другой стороны, студенты во время занятий должны чувствовать себя комфортно и не бояться сказать что-то не то. Вот почему подойдёт не каждый сервис для видеоконференций. Выбирайте те, у которых есть инструменты защиты, например, водяные знаки и настройки приватности.
SaluteJazz станет незаменимым помощником при организации дистанционного обучения в вузе. Платформа для онлайн образования от Сбера позволяет проводить занятия в удобном формате без потери качества усвояемости материала, а также обеспечивает безопасность. Для образовательных учреждений действует специальный тариф — на 40% дешевле, чем стандартный.
Пользоваться SaluteJazz очень удобно. Подключиться к видеовстрече можно всего за одно нажатие по ссылке-приглашению. При этом регистрироваться не нужно, достаточно авторизации. Преподаватель получает полный доступ к администрированию. Он сможет контролировать и сопровождать онлайн-пару, проводить диагностику проблем участников, подключать только целевых студентов из зала ожидания, исключать участников или выключать у них микрофон. Функция «Поднять руку» позволит упорядочить семинарское занятие.
Возможности SaluteJazz:
С помощью SaluteJazz студенты смогут легко делать конспекты. В сервис встроены функции записи и текстовой расшифровки, благодаря чему можно получить всю пару в виде текста. Доступен поиск по диалогам, чтобы быстро находить нужные фрагменты.
Важное преимущество SaluteJazz заключается в том, что это отечественный продукт, включённый в реестр российского программного обеспечения. Серверы находятся в России, что позволяет сервису работать без перебоев и не зависеть от внешних обстоятельств.
Так, Уральский государственный университет физической культуры в Челябинске проводит дистанционное обучение. Процесс здесь уже отлажен и для преподавателей, и для студентов. Но недавно встал вопрос о качественной замене зарубежного инструмента для видеоконференций. Вуз нуждался в сервисе, который будет работать стабильно и не повлияет на образовательный процесс при любых событиях в мире. Решением стал продукт от Сбера — SaluteJazz, простой и надёжный инструмент для дистанционного обучения студентов.
Команда SaluteJazz проконсультировала сотрудников вуза по всем вопросам подключения и работы сервиса. Затем провела несколько текстовых конференций, обучила преподавательский состав и администрацию. В результате отечественное решение удалось внедрить в образовательный процесс максимально быстро. Сейчас SaluteJazz работает стабильно и помогает качественно обучать студентов.
Сервис обеспечивает безопасность по банковским стандартам. SaluteJazz работает на базе открытой библиотеки WebRTC, используя защищённые RTCP‑видеопротоколы. Используется SRTP‑шифрование, версия интегрируется с SIEM, DLP. Для облачной версии здесь установлена защита от компании BI.ZONE.
Продукты из этой статьи: