ym88659208ym87991671
5 минут на чтение
8 октября 2024

Создание голосового бота

Продукты из этой статьи:

Новым этапом развития бизнеса стала автоматизация речевых коммуникаций, ключевой инструмент которой — голосовой бот.

Попробуйте распознавание и синтез речи в личном кабинете Цифровой витрины
Зарегистрируйтесь, пройдите модерацию и используйте SaluteSpeech для своего проекта

Понятие и задачи голосового бота

Это программа, в основе которой заложен искусственный интеллект.

Что он умеет:

  • распознавать голос человека;
  • анализировать полученные данные и принимать решения;
  • имитировать речь;
  • вести полноценную беседу.

Спектр поручений, которые принято делегировать виртуальному помощнику, постоянно растёт, перечислим основные:

  • актуализация клиентских данных и потребностей;
  • рассылка уведомлений об акциях, предстоящих мероприятиях;
  • консультация по типовым вопросам;
  • опрос о качестве продукта компании;
  • сбор обратной связи, её сортировка.

По сути, робот помогает решать рутинные задачи сотрудников, тем самым сокращает затраты компании. А ещё он ведёт к покупке и формирует у клиентов удовлетворённость продуктом или услугой.

Актуальность использования голосового бота

В зависимости от специфики деятельности компании, он может взять на себя функции многих специалистов — например, консультанта интернет-магазина, сотрудника информационной и технической поддержки, диспетчера службы такси, представителя обслуживающей организации и других.

Именно бот помогает улучшить качество сервиса, сократить расходы и даже повысить лояльность. Особенно сейчас, когда технологии находятся на таком уровне, что отличить фразы машины от человеческой речи иногда бывает крайне сложно.

Преимущества и недостатки голосовых ботов

Технологии развиваются стремительными темпами, и голосовые боты не являются исключением. Эти инновационные помощники постоянно совершенствуются, и их возможности расширяются с каждым днем. Посмотрим, какие существуют стандартные положительные и негативные моменты их применения.

Преимущества:

  • Круглосуточная доступность. Голосовые боты умеют трудиться круглосуточно без перерывов и выходных. Они совершают тысячи операций в минуту, что значительно превышает возможности человека.
  • Отсутствие человеческого фактора. Боты исключают проблемы, свойственные живым операторам: неважное настроение, рассеянность или оговорки. * Голос ботов идеально подстраивается под клиента, меняя темп, скорость речи и тембр. Более того, современные технологии распознавания речи позволяют ботам справляться с теми моментами, где человеку было бы сложно.
  • Аналитика и самообучение. Боты собирают данные о своих действиях, анализируют их и генерируют новые актуальные сценарии, постоянно совершенствуясь. Эта информация также систематизируется с целью дальнейшего изучения и улучшения работы системы.
  • Расширение возможностей. Голоса ботов используются для совершения звонков, в интерактивном меню, автоответчиках, озвучке текстов, голосовом вводе, переводе.

Недостатки:

  • Недоверие клиентов. Многие пользователи все ещё скептически относятся к взаимодействию с роботами, предпочитая общение с живыми людьми, а не с программой.
  • Однотипность голосов. Ограниченное количество поставщиков технологий приводит к тому, что у всех голоса похожи. Эти повторы вызывают раздражение у клиентов. Например, бот записал вчера человека к доктору, а сегодня настойчиво тот же голос бота для озвучки предлагает оформить карту или взять кредит.
  • Ограниченность возможностей. Несмотря на постоянное развитие, у ИИ все ещё есть границы, и он не всегда может дать исчерпывающий ответ на сложный вопрос. В таких случаях звонок переводится на живого оператора. Но у этого недостатка есть решение  база и сценарии постоянно пополняются, обновляются и совершенствуются.

Кому будет полезен голосовой бот

Разработка оптимизирует коммуникации с клиентами в любых сферах бизнеса: проводит опросы, рассказывает о предстоящих мероприятиях и скидках, оповещает о статусе заказа, консультирует, собирает обратную связь.

А также играет главную роль в создании разговорных устройств — умных колонок, навигаторов и аудиокниг.

Пример самого простого кейса: бот согласует с получателем время курьерской доставки.

Сложный кейс выглядит следующим образом: программа рассчитает стоимость необходимых пациенту лабораторных исследований, предложит сопутствующие и запишет на приём.

Сфера применения голосового помощника — это не только звонки.

Например, интерактивное решение для отелей сделает пребывание гостей более комфортным: с помощью голосового запроса и экрана телевизора в номере постоялец узнает обо всех услугах гостиницы.

Устройство голосового бота

Для понимания анатомии программы проведём аналогию с организмом человека. Робот состоит из всевозможных органов или сервисов, каждый из которых наделён уникальными функциями и обязанностями.

К примеру, сервис распознавания речи — уши, сервис принятия решений — мозг, а синтез речи, соответственно, — язык. Рассмотрим их подробнее.

Распознавание речи

Способность услышать и понять человека — основная задача программы. Главную роль в этом процессе играют End2End-технологии, которые способны представить аудиодорожку в виде цветовой диаграммы, где рисунку соответствуют заложенные алгоритмом слова и предложения.

Принятие решений

Сформированная информация попадает уже в обученную систему со множеством сценариев. Ответственные механизмы понимают желание человека и принимают решение: дать ответ, переспросить или перевести на оператора.

Синтез речи

Готовый ответ преобразуется в речь. Чтобы она была понятной и располагала к себе собеседника, иногда используют аудиодорожки высокого качества, начитанные диктором.

Потом программа производит:

  1. Подготовку текста — цифровые значения переводит в буквенные, разворачивает сокращения, расставляет ударения и формирует фразы.

  2. Оценку продолжительности озвучивания текста, выбор тембра, темпа голоса, интонации.

Одним из признаков успешной генерации естественной речи является такой результат, когда невозможно на слух отличить искусственную речь от синтезированной. Для этого используют проверенные платформы речевого сервиса.

Как разработать сценарий для голосового бота

Универсальный сценарий не продуктивен. Для создания индивидуального нужно чётко понимать потребности своего бизнеса и целевой аудитории, а также уметь прогнозировать, где ещё искусственный интеллект может открыть перспективы. Важно учитывать при этом нестандартные ситуации.

Эмоциональное состояние клиента

В скрипт программы закладывают несколько вариантов ответа. С их помощью задаётся стилистический вектор реакции на определённую эмоцию абонента.

К примеру, при классификации эмоции клиента в сильный негатив ответы будут краткие и чёткие. А при не очень высоком уровне негатива клиента способны успокоить эмпатичные фразы: «Действительно, неприятная ситуация», «Полностью с вами согласны», «Понимаем ваши чувства».

Список актуальных для клиента вопросов

Обычно он формируется на основе опыта сотрудников компании и выглядит как подробный список запросов со множеством ситуативных проекций. Для создания расширенного списка дополнительно анализируют записи телефонных звонков, переписку в чатах.

На этом этапе важно не только знать настоящие запросы целевой аудитории, но и суметь предугадать возможные потребности.

Создание сценариев разговора

Здесь нужно решить, на что сможет ответить голосовой ассистент и в каких случаях звонок переводить на оператора.

Программа может:

  • рассказать о товаре или услуге;
  • сформировать заказ, сообщить его статус;
  • отработать возражения клиента;
  • собрать поступающую информацию и преобразовать её в текст;
  • записать к специалистам, создать заявку на вызов курьера или такси, при этом отправить данные в CRM.

То есть основной поток звонков будет полноценно отработан именно ботом.

Обработка тупиковых ситуаций

Возможно, клиент захочет добавить к заказу открытку или гравировку, узнать подробный состав продукта или срок его годности, предложить идею для вашего бизнеса. Чаще всего эти случаи требуют вмешательства живого оператора.

Такие решения формируют максимально расширенный сценарий и конструктивный диалог.

Продукты из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создайте уникальный голос бренда
Подберем голос под персональный запрос. Не тратьте время на записи для каждой ситуации и большие бюджеты на дикторов
Ещё по теме
Синтез и распознавание речи
Общие вопросы и ответы

Частозадаваемые вопросы о SaluteSpeech
Синтез и распознавание речи
Преобра­зование аудио в текст

Как работает транскрибация речи
Синтез и распознавание речи
Распо­знавание речи

Как работает и используется в бизнесе
Синтез и распознавание речи
Преобра­зование текста в аудио

Какие задачи можно решить с помощью SaluteSpeech
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.