Задача разработчика смартапов — дать пользователю естественное общение с приложением. Поэтому, проектируя голосовое взаимодействие, учитывайте особенности голосового ввода и обработки запросов от пользователей.
Подробнее об обработке голосовых запросов на естественном языке читайте в разделе Интенты.
Распознавайте параметры запроса из одной реплики
Стремитесь к распознаванию естественной речи пользователей — по возможности распознавайте в первой фразе все названные параметры запроса.
Например, пользователь говорит:
- «Найди мне билеты на послезавтра Питер-Москва» — необходимо выделять параметры «дата вылета — послезавтра», «откуда — Питер», «куда — Москва». А все остальные обязательные параметры уже запросить дополнительно.
- «Я хочу заказать колу, 2 сладких попкорна и 1 соленый» — запоминаем несколько позиций из каталога и переносим их в корзину.
Проектируйте интенты под элементы интерфейса
Элементы интерфейса могут подсказывать пользователям, какие голосовые команды они могут использовать, находясь на текущем экране. Поэтому предусмотрите интенты, которые позволят пользователю голосом навигировать и выполнять функции, которые он видит на экране. То же самое относится и к названию кнопок — учтите эти названия в списке реплик для интента перехода по кнопке.
Например:
- В интерфейсе есть значок корзины с набранными товарами. Пользователь скорее всего попробует совершить переход к корзине голосом: «Перейди в корзину».
- Пользователь видит иконку сердечка в разделе музыки и понимает, что может его поставить голосом, сказав «Мне нравится этот трек».
- Раздел в интерфейсе называется Сделать пожертвование, и пользователь поймет, что можно сказать «Cделать пожертвование».
Ищите и классифицируйте новые голосовые запросы
Спроектировав голосовую функциональность вашего приложения, не останавливайтесь на поиске новых запросов от пользователя — они точно будут. Собирайте и классифицируйте поступающие запросы в ваше приложение.
Для улучшения UX стремитесь распознавать новые намерения пользователя и сообщать, что вы поняли, о чем пользователь спросил, даже если вы пока не умеете обработать запрос. Это влияет на ключевой критерий качественной оценки пользователем голосового ассистента – «насколько хорошо ассистент меня понимает».
Ищите новые вариации реплик на голосовые запросы
Пользователи говорят одну и ту же команду абсолютно разными способами. Сколько бы вы ни предусмотрели вариантов, как пользователь может выразить то или иное намерение, он найдет еще один.
Например, есть интент «Шаффл» в музыке. Пользователь может это сказать по-разному: «Сделай рандомный выбор треков», «Замиксуй», «Вперемешку».
Если вы не предусмотрели такую реплику, то пользователь услышит реплику ассистента на нераспознанный интент и, как итог, получит плохой пользовательский опыт.
Чтобы минимизировать такие ситуации, вы можете в начале проектирования смартапа:
- проводить юзабилити-тестирования,
- проигрывать сценарии с имитацией ассистента (play tests),
- собирать корзины запросов на специализированных площадках,
- а также, как вариант, попросить друзей и знакомых наговорить реплики на вымышленную ситуацию вам в мессенджер.