Нейросети умеют многое: угадывать расу по рентгеновскому снимку, находить ямы на дорогах, создавать обложки для VK, рисовать города в виде людей и зверей. Технологии на базе искусственного интеллекта постепенно захватывают все сферы применения в жизни и меняют привычную реальность. Однако в этой статье мы не станем забегать в далёкое будущее: лучше посмотрим, какие задачи в работе и бизнесе можно решать с помощью AI-технологий прямо сейчас.
Возможности искусственного интеллекта зависят от алгоритма его работы. Выделяют следующие виды искусственного интеллекта:
Narrow AI — это узкоспециализированный искусственный интеллект, с помощью которого решают конкретные прикладные задачи. Примеры использования Narrow AI:
Strong AI — это вид искусственного интеллекта, который способен решать широкий спектр задач компании наравне с человеческим разумом. По определению Тьюринга, Strong AI должен обладать самоосознанием, и в таком виде искусственный интеллект появится лишь к 2075 году. Однако уже сегодня есть технологии с потенциалом системы, превосходящим уровень Narrow AI. Поэтому можно сказать, что Strong AI сейчас находится на начальной стадии развития и достигнет расцвета в перспективе 50 лет.
Примеры использования Strong AI в наше время:
Super Artificial Intelligence — это искусственный интеллект с самоосознанием, способностью самосовершенствования и создания новых алгоритмов. Аналитики прогнозируют появление и развитие данной технологии в 2100-х годах. Система Super AI во много раз превзойдёт возможности человеческого мышления и сможет перепрограммировать сам себя.
Преимущества ИИ любого вида — высокая скорость обработки информации и исключение ошибок из-за человеческого фактора в различных сферах применения. Это позволяет снижать издержки бизнеса, разгружать персонал и оптимизировать процессы в разных областях.
Применение искусственного интеллекта защищает нас от преступников и ДТП, помогает быстрее получить кредит, следит за нашим здоровьем и облегчает быт.
Кредитные организации используют искусственный интеллект для скоринга — оценки платёжеспособности клиентов при рассмотрении заявок на кредит. Как это работает:
Благодаря применению искусственного интеллекта удалось значительно уменьшить время рассмотрения кредитных заявлений. Теперь в банковской сфере применения от отправки анкеты до получения ответа проходит несколько минут.
Также AI-технологии нашли реализацию в обслуживании банкоматов: искусственный интеллект прогнозирует загрузку терминалов и уменьшает расходы на инкассацию. Системы антифрода на базе ИИ помогают банкам бороться с мошенничеством. Искусственный интеллект анализирует деятельность физических лиц и компаний, чтобы распознать финансовые махинации. СберБанк использует комплекс собственных AI-моделей для повышения безопасности транзакций: онлайн-переводов, эквайринга, операций по картам. Применение искусственного интеллекта помогает выявлять попытки мошенничества на сумму до 7 млрд рублей в год. При этом нейросеть умеет отличать бытовые ситуации, когда ребёнок без разрешения потратил деньги с маминой карты, от действий профессиональных мошенников.
Интеллектуальные системы следят за порядком на улицах и массовых мероприятиях. ИИ собирает данные с камер и датчиков движения, прогнозирует возникновение опасных ситуаций и вовремя уведомляет службы.
Мосгортранс использует нейросети для снижения аварийности на общественном транспорте. По статистике, 70% ДТП происходит из-за потери внимания водителем. Применение искусственного интеллекта позволило снизить показатель аварийности на 26%. Такой эффект достигнут за счёт внедрения в автобусах и троллейбусах систем с компьютерным зрением. Алгоритм анализирует видеопоток, в случае опасности подаёт звуковой сигнал водителю, а также отправляет информацию об инциденте в общую базу для дальнейшей работы над ошибками.
AI-технологии используются и в сфере применения пожарной безопасности. Например, МЧС в 2020 году запустило мобильное приложение «Термические точки», разработанное с использованием машинного обучения и Big Data. Алгоритмы ИИ анализируют природные зоны повышенной пожароопасности и оценивают вероятность возгорания. При высоком риске система моментально отправляет сообщение в региональные органы, ответственные за тушение. Каждый пользователь приложения может узнать об опасности и принять участие в ликвидации пожара. Результат внедрения ИИ — увеличение скорости реагирования на лесные пожары в три раза.
Искусственный интеллект широко используется в диагностике. Например, по результатам томографии искусственный интеллект может выявить вирусную пневмонию, а во время пандемии AI-алгоритмы по телефону анализировали голос и дыхание собеседника, чтобы определить признаки и развитие инфекции.
В хирургии используют роботов-ассистентов, которые с ювелирной точностью выполняют типовые процедуры, что снижает риск послеоперационных осложнений.
Искусственный интеллект подбирает оптимальную дозировку препаратов, детально проанализировать клинические данные и предложить лечение с учётом состояния пациента и особенностей его организма.
В сфере применения для образования ИИ обеспечивает:
Используйте возможности того, как искусственный интеллект может помочь в образовании.
Казалось бы, сегодня практически каждое устройство имеет «разум». Несмотря на впечатляющую функциональность, современные смарт-весы, роботы-пылесосы и энергоэффективные розетки не относятся к AI-технологиям. Тренд на полноценное применение искусственного интеллекта в умном доме только набирает обороты, особенно в России.
Примеры применения искусственного интеллекта:
В 2020 году Сбер открыл доступ к RuGPT-3 — российской модели искусственного интеллекта. Эта версия помогала бизнесу справляться с простыми задачами — генерировать тексты, рекламные сообщения, писать отчёты.
Сегодня для компаний доступно более продвинутое решение — GigaChat API. ИИ для бизнеса позволяет использовать все возможности генеративных языковых моделей для оптимизации процессов и создания сервисов.
GigaChat API:
Как ещё можно применять GigaChat API читайте в базе знаний.
Умные алгоритмы используются в речевых сервисах. Пример российской технологии — платформа сервисов распознавания и синтеза речи SaluteSpeech. Голосовые помощники SaluteSpeech звучат как живой человек, определяют эмоции и точно понимают фразы собеседника.
Варианты внедрения голосовых технологий в бизнес:
Простые технологии Narrow AI используются в таргетированной рекламе уже давно. Алгоритмы анализируют поведение пользователя в сети, его интересы, поисковые запросы и другие данные, на основании чего система показывает подходящее объявление.
ИИ решает и более глобальные задачи маркетинга — например, помогает в стратегическом планировании. Данное направление называется AI Marketing: нейросеть на основе анализа Big Data прогнозирует поведение клиентов и предлагает новые каналы продвижения продукта.
Сбер AI использует модели для создания индивидуальной коммуникационной политики. Система анализирует потребности и жизненную ситуацию клиента в данный момент и отправляет ему релевантные предложения продуктов и услуг. Применение искусственного интеллекта позволяет снизить количество неподходящей рекламы, повысить лояльность аудитории и увеличить конверсии.
Ретейлеры используют алгоритмы распознавания текста в обработке анкет клиентов. Это позволяет решить задачу оцифровки данных, когда, к примеру, посетители магазина от руки заполняют карточки для участия в программе лояльности.
Внедрение AI-технологий позволяет оптимизировать документооборот. Например, искусственный интеллект может за секунду распознать реквизиты на отсканированных или сфотографированных документах, чтобы внести их в базу или шаблон договора. Нейросети можно поручить автоматическую проверку контрагентов, сверку данных, работу по поиску ошибок в заполнении форм.
Пример реализации технологии — сервис интеллектуальной обработки документов SberIDP Skills. Какие задачи решает система:
Сервис используется для автоматизации рутинных задач в работе юристов, бухгалтеров, HR и специалистов других направлений.
AI-алгоритмы решают разноплановые задачи в сфере применения логистики и грузоперевозок:
Применение искусственного интеллекта позволяет автоматизировать управление складами и доставлять грузы беспилотниками. Например, в России действует проект «Беспилотные логистические коридоры», в рамках которого планируется запустить беспилотные грузовики на трассе М-11. Тестирование намечено на 2023–2024 гг.
Интеллектуальные алгоритмы способны проанализировать бизнес-процессы компании по десяткам параметров. Например, система Sber Process Mining выявляет аномалии, которые не лежат на поверхности, находит точки роста, предсказывает появление сбоя. С помощью системы можно решать различные управленческие задачи:
Добавление AI-моделей помогает выбрать правильную бизнес-стратегию. ИИ моделирует сценарии развития компании в разных условиях с учётом существующих трендов и изменений, которые вы планируете внедрить.
После такого анализа ИИ выдаёт оценку загрузки текущих точек и рекомендации по открытию новых.
Динамику развития AI-технологий можно проследить на сфере применения онлайн-переводчиков. Несколько лет назад такие сервисы переводили каждое слово в отдельности, в результате получался неграмотный, а иногда и нелогичный текст. Сейчас ИИ справляется с задачей намного лучше. Алгоритмы распознают целые предложения, знают идиомы и омографы — слова с одинаковым написанием и разным смыслом. Добавление такого подхода обеспечивает более качественный перевод.
Правда, пока это относится только к самым распространённым языкам — например, английскому. Получить профессионально переведённый текст с тайского, пушту и других редких или локальных языков на русский не получится. Проблема — в отсутствии большой базы взаимных переводов. Алгоритм переводит фразу сначала на английский, а затем на русский, и в этой цепочке появляются ошибки и неточности. Однако специалисты активно решают эту проблему с помощью технологий машинного обучения.
Использование возможностей AI-перевода в работе и бизнесе:
Искусственный интеллект заметно облегчает создание и обработку текстового контента. Например — нейросеть GigaChat поможет сгенерировать текст с нуля или доработать уже готовую версию. Подходит для тематик любой сложности.
Сервис перепишет текст, сохранив при этом его исходный смысл — это удобно, если нужно увеличить уникальность материала. Работает с любыми объёмами и форматами, включая посты из социальных сетей, новости, рассказы или статьи.
Инструмент полезен для маркетологов, копирайтеров, блогеров, журналистов и SMM-специалистов.
С помощью сервиса можно быстро адаптировать тексты под сжатые форматы — краткие новости, анонсы или резюме. GigaChat проанализирует исходный материал, выделит ключевые мысли и преобразует их в компактный пересказ.