Применение искусственного интеллекта
Нейросети умеют многое: угадывать расу по рентгеновскому снимку, находить ямы на дорогах, создавать обложки для VK, рисовать города в виде людей и зверей. Технологии на базе искусственного интеллекта постепенно захватывают все сферы жизни и меняют привычную реальность. Однако в этой статье мы не станем забегать в далёкое будущее: лучше посмотрим, какие задачи в работе и бизнесе можно решать с помощью AI-технологий прямо сейчас.
Три вида AI
Возможности искусственного интеллекта зависят от алгоритма его работы. Выделяют следующие виды ИИ:
- узкий , или слабый (Weak Artificial Intelligence, Narrow AI);
- сильный (Artificial general intelligence, Strong AI)
- супер-ИИ (Super Artificial Intelligence).
Narrow AI — это узкоспециализированный ИИ, с помощью которого решают конкретные прикладные задачи. Примеры применения Narrow AI:
- онлайн-переводы,
- реклама в соцсетях,
- распознавание лиц,
- поиск данных,
- игра в шахматы,
- голосовые автоответчики.
Strong AI — это вид искусственного интеллекта, который способен решать широкий спектр задач наравне с человеческим разумом. По определению Тьюринга, Strong AI должен обладать самоосознанием, и в таком виде ИИ появится лишь к 2075 году. Однако уже сегодня есть технологии с потенциалом, превосходящим уровень Narrow AI. Поэтому можно сказать, что Strong AI сейчас находится на начальной стадии развития и достигнет расцвета в перспективе 50 лет.
Примеры применения Strong AI в наше время:
- виртуальные ассистенты,
- создание музыки, текстов, изображений,
- управление беспилотными автомобилями,
- технологии Big Data — обработка и анализ больших объёмов данных.
Super Artificial Intelligence — это искусственный интеллект с самоосознанием, способностью самосовершенствования и создания новых алгоритмов. Аналитики прогнозируют появление данной технологии в 2100-х годах. Super AI во много раз превзойдёт возможности человеческого мышления и сможет перепрограммировать сам себя.
Преимущества ИИ любого вида — высокая скорость обработки информации и исключение ошибок из-за человеческого фактора. Это позволяет снижать издержки бизнеса, разгружать персонал и оптимизировать процессы в разных областях.

Области применения ИИ
Искусственный интеллект защищает нас от преступников и ДТП, помогает быстрее получить кредит, следит за нашим здоровьем и облегчает быт.
Банковские услуги
Кредитные организации используют искусственный интеллект для скоринга — оценки платёжеспособности клиентов при рассмотрении заявок на кредит. Как это работает:
- нейросеть изучает анкету заёмщика,
- сопоставляет данные с требованиями банка,
- анализирует риск невозврата средств,
- выдаёт решение об одобрении или отклонении заявки.
Благодаря внедрению ИИ удалось значительно уменьшить время рассмотрения кредитных заявлений. Теперь от отправки анкеты в банк до получения ответа проходит несколько минут.
Также AI-технологии нашли применение в обслуживании банкоматов: искусственный интеллект прогнозирует загрузку терминалов и уменьшает расходы на инкассацию. Системы антифрода на базе ИИ помогают банкам бороться с мошенничеством. ИИ анализирует деятельность физических лиц и компаний, чтобы распознать финансовые махинации. СберБанк использует комплекс собственных AI-моделей для повышения безопасности транзакций: онлайн-переводов, эквайринга, операций по картам. Применение искусственного интеллекта помогает выявлять попытки мошенничества на сумму до 7 млрд рублей в год. При этом нейросеть умеет отличать бытовые ситуации, когда ребёнок без разрешения потратил деньги с маминой карты, от действий профессиональных мошенников.
Безопасность
Интеллектуальные системы следят за порядком на улицах и массовых мероприятиях. ИИ собирает данные с камер и датчиков движения, прогнозирует возникновение опасных ситуаций и вовремя уведомляет службы.
Мосгортранс использует нейросети для снижения аварийности на общественном транспорте. По статистике, 70% ДТП происходит из-за потери внимания водителем. Применение искусственного интеллекта позволило снизить показатель аварийности на 26%. Такой эффект достигнут за счёт внедрения в автобусах и троллейбусах систем с компьютерным зрением. Алгоритм анализирует видеопоток, в случае опасности подаёт звуковой сигнал водителю, а также отправляет информацию об инциденте в общую базу для дальнейшей работы над ошибками.
AI-технологии применяются и в сфере пожарной безопасности. Например, МЧС в 2020 году запустило мобильное приложение «Термические точки», разработанное с применением машинного обучения и Big Data. Алгоритмы ИИ анализируют природные зоны повышенной пожароопасности и оценивают вероятность возгорания. При высоком риске система моментально отправляет сообщение в региональные органы, ответственные за тушение. Каждый пользователь приложения может узнать об опасности и принять участие в ликвидации пожара. Результат внедрения ИИ — увеличение скорости реагирования на лесные пожары в три раза.
Медицина
Искусственный интеллект широко используется в диагностике. Например, по результатам томографии ИИ может выявить вирусную пневмонию, а во время пандемии AI-алгоритмы по телефону анализировали голос и дыхание собеседника, чтобы определить признаки инфекции.
В хирургии используют роботов-ассистентов, которые с ювелирной точностью выполняют типовые процедуры, что снижает риск послеоперационных осложнений.
Искусственный интеллект способен подобрать оптимальную дозировку препаратов, детально проанализировать клинические данные и предложить лечение с учётом состояния пациента и особенностей его организма.
Умный дом
Казалось бы, сегодня практически каждое устройство имеет «разум». Однако несмотря на впечатляющую функциональность, современные смарт-весы, роботы-пылесосы и энергоэффективные розетки не относятся к AI-технологиям. Тренд на использование полноценного ИИ в умном доме только набирает обороты, особенно в России.
Примеры применения искусственного интеллекта:
- управление климатической техникой: умные термостаты самостоятельно регулируют температуру в помещении, изучая предпочтения жильцов и их поведение;
- интеллектуальные системы безопасности: ИИ реагирует на отклонение от нормального уровня шума, включая ультра- и инфразвуковой диапазоны;
- обеспечение компьютерной безопасности: система улавливает отклонения трафика или действий пользователя от нормы, чтобы определить попытку взлома.

Применение в работе и бизнесе
Голосовые технологии
Умные алгоритмы используются в речевых сервисах. Пример российской технологии — платформа сервисов распознавания и синтеза речи SaluteSpeech. Голосовые помощники SaluteSpeech звучат как живой человек, определяют эмоции и точно понимают фразы собеседника.
Варианты применения голосовых технологий в бизнесе:
- автоматизация кол-центра: голосовые помощники позвонят клиентам, предложат услуги, расскажут об акции, проведут опрос, запишут на приём и напомнят о записи;
- повышение качества обслуживания: сервисы речевой аналитики оценят работу оператора и уровень удовлетворённости клиента;
- озвучивание интерфейсов: можно превратить любой текст в аудио — например, озвучить меню приложения или описание товара на сайте;
- автоматизация телефонии: вместо того чтобы ждать на линии ответа оператора, ваши клиенты смогут узнать информацию у голосового робота;
- транскрибация: сервисы распознавания речи переводят аудио в текст, что удобно для расшифровки переговоров, создания презентаций на основе выступлений, разработки методичек и инструкций для персонала.
Сервисы SaluteSpeech решают задачи маркетинга. На базе AI-технологий можно создать узнаваемый голос бренда, который будет звучать в рекламе, промороликах, на автоответчике вашей компании.
Маркетинг
Простые технологии Narrow AI используются в таргетированной рекламе уже давно. Алгоритмы анализируют поведение пользователя в сети, его интересы, поисковые запросы и другие данные, на основании чего система показывает подходящее объявление.
Искусственный интеллект решает и более глобальные задачи маркетинга — например, помогает в стратегическом планировании. Данное направление называется AI Marketing: нейросеть на основе анализа Big Data прогнозирует поведение клиентов и предлагает новые каналы продвижения продукта.
Сбер использует AI-модели для создания индивидуальной коммуникационной политики. Система анализирует потребности и жизненную ситуацию клиента в данный момент и отправляет ему релевантные предложения продуктов и услуг. Применение ИИ позволяет снизить количество неподходящей рекламы, повысить лояльность аудитории и увеличить конверсии.
Обработка документов
Ретейлеры используют алгоритмы распознавания текста в обработке анкет клиентов. Это позволяет решить задачу оцифровки данных, когда, к примеру, посетители магазина от руки заполняют карточки для участия в программе лояльности.
Применение AI-технологий позволяет оптимизировать документооборот. Например, искусственный интеллект может за секунду распознать реквизиты на отсканированных или сфотографированных документах, чтобы внести их в базу или шаблон договора. Нейросети можно поручить автоматическую проверку контрагентов, сверку данных, поиск ошибок в заполнении форм.
Пример реализации технологии — сервис интеллектуальной обработки документов SberIDP Skills. Какие задачи решает система:
- распознаёт таблицы, печатный и рукописный текст, подписи, печати, штрих- и QR‑коды;
- выравнивает документ;
- анализирует структуру документа;
- восстанавливает порядок чтения;
- группирует документы по типам, печатям, подписям и другим критериям.
Сервис используется для автоматизации рутинных задач в работе юристов, бухгалтеров, HR и специалистов других направлений.
Логистика
AI-алгоритмы решают разноплановые задачи в сфере логистики и грузоперевозок:
- оптимизируют цепочки поставок;
- составляют маршруты для курьеров и водителей;
- прогнозируют загрузку транспортных компаний;
- рассчитывают сроки доставки посылок.
Применение искусственного интеллекта позволяет автоматизировать управление складами и доставлять грузы беспилотниками. Например, в России действует проект «Беспилотные логистические коридоры», в рамках которого планируется запустить беспилотные грузовики на трассе М-11. Тестирование намечено на 2023–2024 гг.

Управление бизнесом
Интеллектуальные алгоритмы способны проанализировать бизнес-процессы компании по десяткам параметров. Например, система Sber Process Mining выявляет аномалии, которые не лежат на поверхности, находит точки роста, предсказывает появление сбоя.
С помощью системы можно решать различные управленческие задачи:
- улучшать работу на всех этапах воронки продаж;
- повышать конверсии;
- сокращать расходы, увеличивать доходы;
- следить за качеством обслуживания, повышать уровень удовлетворённости клиентов;
- повышать эффективность бизнес-процессов.
Применение AI-моделей помогает выбрать правильную бизнес-стратегию. ИИ моделирует сценарии развития компании в разных условиях с учётом существующих трендов и изменений, которые вы планируете внедрить.
Построение филиальной сети
С помощью искусственного интеллекта можно найти оптимальное место для открытия магазина, салона или филиала. Технология называется location intelligence:
- нейросеть собирает данные о существующих подразделениях,
- определяет их эффективность и потенциал,
- анализирует запросы клиентов и активность конкурентов,
- исследует статистику по регионам, городам и локациям внутри каждого города.
После такого анализа ИИ выдаёт оценку загрузки текущих точек и рекомендации по открытию новых.
Переводы
Динамику развития AI-технологий можно проследить на примере онлайн-переводчиков. Несколько лет назад такие сервисы переводили каждое слово в отдельности, в результате получался неграмотный, а иногда и нелогичный текст. Сейчас ИИ справляется с задачей намного лучше. Алгоритмы распознают целые предложения, знают идиомы и омографы — слова с одинаковым написанием и разным смыслом. Применение такого подхода обеспечивает более качественный перевод.
Правда, пока это относится только к самым распространённым языкам — например, английскому. Получить профессионально переведённый текст с тайского, пушту и других редких или локальных языков на русский не получится. Проблема — в отсутствии большой базы взаимных переводов. Алгоритм переводит фразу сначала на английский, а затем на русский, и в этой цепочке появляются ошибки и неточности. Однако специалисты активно решают эту проблему с помощью технологий машинного обучения.
Применение возможностей AI-перевода в работе и бизнесе:
- доступ к информации из зарубежных источников: можно переводить инструкции к новым продуктам, сообщения на форумах при настройке нового ПО, статьи, исследования;
- развитие бизнеса: можно изучать кейсы мировых компаний для применения новых идей и опыта в своей компании;
- онлайн-общение с иностранными клиентами и партнёрами: сейчас многие разработчики мессенджеров внедряют функции синхронного перевода голосовых звонков;
- создание контента: можно адаптировать материалы на английском и других языках при написании текстов на сайт или для соцсетей.
Генерация контента
Искусственный интеллект облегчает процесс создания текстового контента. Пример — сервис для автоматического переписывания текстов Рерайтер. В нём можно бесплатно сделать онлайн-рерайт, то есть так обработать текст, чтобы сохранить его смысл и при этом получить высокий процент уникальности. Исходный текст может быть любого объёма и формата. В сервис можно загрузить пост из VK, новость, рассказ, статью. Рерайтер полезен маркетологам, копирайтерам, блогерам, журналистам, специалистам по SMM.
Ещё одно применение искусственного интеллекта в работе с контентом — сервис Суммаризатор. С помощью этого инструмента можно быстро подогнать текст под сжатые форматы: например, для короткой новости, резюме, анонса. Сервис распознаёт основную мысль, формулирует ключевые тезисы и возвращает текст в виде краткого пересказа. Посмотреть, как работает и какие задачи решает «Суммаризатор», можно в удобном демо.