У любой коммуникации есть цель. Это справедливо как для личного общения, так и для бизнеса. Чтобы каждое взаимодействие бренда с клиентами вело к достижению бизнес-целей, нужна коммуникативная стратегия.
Коммуникативная стратегия — это план, описывающий, как компания должна общаться со своей аудиторией, чтобы решить поставленные задачи.
Небольшие компании могут работать и без коммуникативной стратегии. Важность этого инструмента тем выше, чем крупнее бизнес. Если организация имеет сеть филиалов, большой штат, департаменты маркетинга, PR и продаж, то без стратегии коммуникации будет сложно выдержать единый тон в общении с клиентами.
Коммуникативная стратегия позволяет сформировать понятную систему взаимодействия бренда с целевой аудиторией. Опираясь на эту систему, все подразделения и сотрудники компании смогут доносить до ЦА правильные сообщения. Результат — все прилагаемые усилия работают на выполнение бизнес-задач.
Примеры задач, которые помогает решить коммуникационная стратегия:
Выделяют два вида коммуникативных стратегий:
Вербальная описывает все виды разговорных и текстовых коммуникаций:
Невербальная коммуникативная стратегия описывает жесты, мимику, интонации и другие виды невербальных сигналов.
Примеры вопросов, на которые отвечает данный вид стратегии:
Регламентировать невербальное общение так же важно, как и вербальное. Не должно быть разрыва между заявлениями, которые транслирует ваша компания, и поведением сотрудников.
Пример: бренд позиционирует себя как дружелюбного помощника, готового всегда пойти клиенту навстречу. Разработаны скрипты для техподдержки, операторы кол-центра общаются по сценарию. Но при этом сотрудники перебивают клиентов, говорят слишком быстро или медленно, звучат устало или раздражённо. У клиентов возникает диссонанс: они слышат формулировки об уважении и желании помочь, но улавливают противоположные невербальные сигналы. Как результат — неудовлетворённость качеством услуг, жалобы, плохие отзывы.
Чтобы оценить, насколько ваша команда следует коммуникационной стратегии, нужно анализировать все виды коммуникаций с клиентами. Часть этой работы можно автоматизировать, используя специальные технологии и устройства для бизнеса.
К примеру, выявлять нарушения в телефонных переговорах можно с помощью SaluteSpeech Insights. Сервис выполняет следующие задачи:
Вам не нужно прослушивать многочасовые записи разговоров: можно изучить только те, которым система поставила низкую оценку.
Если общение с клиентами ведётся не по телефону, а в точках продаж и офисах, то подойдут умные бейджи SmartBadge. Устройства хорошо распознают речь даже в шумном помещении, записывают диалоги, а также делают текстовую расшифровку.
Другая классификация — по направленности коммуникации:
Внешняя коммуникативная стратегия регламентирует общение с клиентами, партнёрами, инвесторами, конкурентами. С её помощью аудитория понимает, кому подходит ваш бренд, на кого направлен продукт, в чём преимущества компании.
На первом этапе нужно сделать следующее:
В результате вы получите картину текущего положения компании. После этого можно переходить к разработке коммуникационной идеи и составлению плана действий.
План действий на данном этапе:
Разберём на примере:
Теперь коммуникационная идея направлена на новые сегменты ЦА — клиентов, которые готовы платить больше за качественную полезную еду. Для них стоимость не является решающим фактором. Поэтому, работая с такой аудиторией, бизнес меньше зависит от цен конкурентов и может свободнее управлять ценовой политикой.
Далее нужно разработать тезисы и правила общения на всех точках касания с ЦА.
В примере выше бренд должен транслировать новые ценности в каждой коммуникации:
Набор маркетинговых инструментов и каналов общения зависит от вида бизнеса. Чтобы ничего не упустить, составьте перечень всех коммуникаций с ЦА, которые сейчас используются, — как прямых, так и косвенных.
К прямым относятся непосредственные контакты с аудиторией:
Косвенный вид коммуникаций — это любая информация о бренде, доступная широкой аудитории. Примеры:
Перечислите все виды коммуникаций, которые использует ваш бизнес. Каждый пункт полученного списка нужно привести в соответствие с ключевой коммуникационной идеей. Для этого:
Чем больше каналов вы охватите, тем быстрее аудитория считает ваше новое маркетинговое сообщение — а значит, тем скорее бизнес выполнит поставленные задачи.
Продукты из этой статьи: