Как создать чат-бота в Telegram
Продукты из этой статьи:
Эта статья будет полезна тем, кто хочет создать свой бот в Телеграме самостоятельно без навыков разработки, знания языков программирования и сложных команд. Для запуска понадобится только продуманный сценарий работы и настройки, с которыми справится каждый.
Зачем нужен бот в Telegram
С его помощью можно автоматизировать рутинные бизнес-процессы. Можно даже заменить телеграм-каналом полноценный сайт. Чат-бот полезен, когда нужен удобный источник справочной информации или полуавтоматическая линия поддержки пользователей.
Простые боты в Телеграме работают с помощью команд: выдают в чат несколько готовых пунктов и продолжают диалог в зависимости от выбора пользователя. Но этим возможности не ограничиваются. Например, SaluteBot умеет анализировать текст в сообщении, что позволяет вести настоящую беседу.
Как создать telegram-бот
Чтобы сделать чат-бот без навыков программирования, воспользуйтесь визуальным конструктором в личном кабинете Цифровой витрины. Это бесплатно и несложно: в интерфейсе представлены блоки с сообщениями и кнопками, из которых вы составляете нужный сценарий.
Но, чтобы бот заработал в Телеграме, нужно настроить интеграцию нескольких систем: личный кабинет Цифровой витрины, Telegram и Jivo.
Поэтому пошаговая инструкция выглядит так:
- Создание бота в Telegram.
- Регистрация на платформе Jivo.
- Интеграция Jivo с Telegram.
- Создание бота в личном кабинете Цифровой витрины.
- Разработка сценария бота в конструкторе.
- Тестирование и отладка бота.
Разберём каждый этап подробно.
Создание бота в Телеграме
Создать самостоятельно чат-бот в Telegram можно бесплатно за несколько шагов:
- Перейдите в диалог с инструментом для разработки чатов — https://telegram.me/BotFather.
- Нажмите кнопку «Start» или введите в диалоге команду /start.
- Далее введите команду /newbot, чтобы сделать новый бот.
- Укажите название — как будет отображаться чат в списке контактов.
- Последнее — системное имя: это то, что будет ником после знака @.
Название может быть любым: нестрашно, если оно будет дублировать уже существующие. Но системное имя обязательно должно быть уникальным. Если имя уже занято, вы увидите подсказку: «Sorry, this username is already taken. Please try something different».
После успешного создания вы получите токен. Сохраните его, он понадобится для дальнейшей интеграции. Если вы закрыли окно и нужно снова найти токен, напишите в диалоге команду /token.

Регистрация в Jivo
Чтобы разработать чат в Телеграме на платформе личного кабинета Цифровой витрины, понадобится учётная запись в сервисе Jivo. При регистрации укажите email и задайте пароль. В поле «Адрес сайта» можно ввести любые данные.
Интеграция Jivo с Telegram
Авторизуйтесь на платформе Jivo, в боковом меню откройте раздел «Управление», блок «Каналы связи».

В списке сервисов найдите Telegram и нажмите кнопку «Добавить», далее — «Подключить Telegram». В открывшемся окне введите токен, который вы получили при создании бота.

Если токен указан верно, появится всплывающее сообщение о том, что бот успешно подключён. В меню «Уведомления» настройте, куда вы хотите получать все диалоги и на какой email отправить сообщение, если нет свободных операторов.
Создание бота в личном кабинете Цифровой витрины
В предыдущих шагах мы настроили площадку для диалогов и сервис Jivo для интеграции чата и конструктора. Далее предстоит разработка сценария, то есть набора команд и логики, по которой бот будет общаться с пользователями.
Сценарий мы будем создавать в личном кабинете Цифровой витрины: пройдите бесплатную регистрацию и войдите в аккаунт.
Далее следуйте инструкции:
- Нажмите «Создать проект» на главном экране.
- Если хотите заказать разработку бота, в списке инструментов выберите «SaluteBot Под ключ» и отправьте онлайн-заявку.
- Если будете создавать бот сами, то в списке инструментов выберите «SaluteBot Конструктор». Дальше говорим именно о самостоятельном конструировании SaluteBot.
- Выберите готовый шаблон или «Новый проект».
- Придумайте название и нажмите кнопку «Создать проект».
- Введите название бота.
- Выберите язык.
- Выберите тип сценария.
- Нажмите кнопку «Добавить аккаунт Jivo» и укажите данные для авторизации в сервисе Jivo.
- Перейдите в личный кабинет Jivo, чтобы связать его с личным кабинетом Цифровой витрины.
В меню выбора типа сценария доступно несколько вариантов:
- Готовый сценарий — включает базовую сборку экранов и команд с ответами на частые запросы. Можете использовать сценарий без изменений или подстроить его под логику вашего бизнеса: добавить и убрать любые блоки.
- Graph — это разработка сценария в конструкторе.
- Code — написание сценария с помощью кода, подходит для разработчиков. Важно помнить о том, что в Code можно собрать чат-бот только для сайта, не для мессенджеров, поэтому в данной статье мы этот тип не рассматриваем.

Разберём тип сценария Graph: с его помощью вы сможете сами составить схему работы чат-бота в конструкторе.
Разработка сценария
Перейти к редактированию сценария можно со страницы базовых настроек, которую мы рассмотрели на предыдущем этапе. В блоке «Сценарий бота» нажмите кнопку со всплывающей подсказкой «Перейти к проекту».

Откроется редактор:

Прежде чем начать разработку карты, рекомендуем составить перечень запросов, на которые вы хотите отвечать с помощью бота. Запишите, какие сообщения должен отправлять бот на вопросы пользователей, какие варианты развития беседы возможны. Так будет проще построить диалоги и логику работы бота.
Сценарий состоит из блоков со следующими возможностями:
- Написание текстового ответа. Это самый простой блок, когда пользователю должно прийти в ответ сообщение с готовым текстом. Ответы бота можно разнообразить: если указать в блоке несколько фраз, то ответ будет выбираться случайным образом.
- Запрос данных. Пользователь должен отправить в сообщении данные определённого формата. Бот определяет, является ли значение телефоном, электронной почтой или числом.
- Проверка условия. В сценарий можно добавить разветвление, чтобы строить диалог исходя из ответа клиента.
- Перевод диалога на сотрудника. Когда бот собрал все нужные сведения или затрудняется с ответом, он может перевести диалог на оператора.
- Вызов произвольного кода. Данные из чата можно сохранять и обрабатывать в сторонних системах. Пример: клиент указывает в сообщении номер заказа, который отправляется в CRM-систему, а затем в телеграм-диалог возвращаются детали по этому заказу. Другой пример — обновление персональных данных заказчика: из чата они передаются в CRM-систему.
Если вы хотите быстро начать работу с ботом, на экране «Создание проекта SaluteBot Конструктор» выберите готовый отраслевой шаблон. Например, для e-commerce подходит шаблон «Приём и оформление онлайн-заказов».

Шаблон включает блоки про выбор товара, оформление покупки прямо в телеграм-канале, уточнение статуса заказа, перевод на оператора:

Сценарий можно адаптировать под свой бизнес: отредактировать сообщения и кнопки, добавить или удалить экраны и блоки.
Проверка работоспособности
После настройки сценария нажмите кнопки «Сохранить» и «Собрать» в нижнем правом углу.

Дождитесь сообщения об успешной сборке, а затем проверьте, заработал ли ваш телеграм-бот. Для этого перейдите в диалог, нажмите кнопку «Start» или введите команду /start. Напишите какое-нибудь сообщение и убедитесь, что бот отвечает по той схеме, которую вы составили. Если получаете некорректные ответы или забыли добавить какую-то пользовательскую ситуацию, скорректируйте сценарий в конструкторе.
Телеграм-боты для бизнеса
Посмотрим, зачем нужны боты интернет-магазинам, инфобизнесу, рекламным агентствам и представителям других сфер.
Инфобизнес
Чат-бот может взять на себя все важные этапы работы с пользователем, а именно:
- помощь в создании профиля;
- рекламу и описание продуктов;
- отправку бесплатных «прогревающих» материалов;
- сопровождение клиента до оформления заказа.
Event-индустрия
В telegram-канал можно перенести рутинные задачи:
- помощь в бронировании мест на мероприятие;
- предоставление информации об адресе, спикерах;
- показ актуального расписания мероприятия;
- сбор обратной связи.
Продажи
Для отдела продаж бот может делать следующее:
- собирать контакты клиентов;
- определять первичную потребность, чтобы перевести на нужного консультанта;
- агрегировать базовую информацию о будущей сделке;
- отправлять рекламные или информационные материалы, которые клиент получает бесплатно за контакт.
Служба поддержки
Здесь чат-бот поможет снизить нагрузку на команду техподдержки. Главное — тщательно проработать сценарий. Цель в том, чтобы найти рутинные и повторяющиеся запросы и переложить их на первую автоматическую линию, которая работает круглосуточно и бесплатно. Вот что можно автоматизировать:
- предоставление информации о заказе — статус, состав, сумма;
- ответы на часто задаваемые вопросы;
- изменение данных клиента в профиле или заказе;
- подачу типовых обращений.
Клиники
Медицинские учреждения с помощью бота могут управлять клиентскими записями в телеграм канале без участия оператора. В частности, популярны такие функции:
- консультации о записи на приём;
- помощь в переносе времени посещения;
- отмена созданной записи;
- просмотр адресов клиник;
- информирование об особенностях подготовки к процедурам.
Новостные сайты
Агрегаторы новостей могут отправлять свежие публикации подписчикам или предлагать им управлять получаемым контентом. Вот что смогут делать пользователи:
- настраивать подписку и отписку по определённым темам;
- выбирать частоту получения новостей;
- писать сообщения команде сайта.
HR
Специалисты по найму могут в режиме чата получать базовую информацию о кандидате — чтобы принять решение, стоит ли общаться дальше. Диалог в боте способен заменить стандартный скрининг. Ещё один сценарий использования бота — рассказать соискателям о компании:
- перечислить открытые вакансии;
- описать миссию и ценности;
- ответить на вопросы по условиям работы;
- объяснить, как попасть на собеседование;
- направить кандидатам тестовые задания.
Кафе и рестораны
Кроме очевидной функции — познакомить с меню и адресами ресторанов, — бот может предложить посетителям выиграть подарки или скидки. Геймификация хорошо работает на повышение вовлечённости и лояльности. Примеры сценариев:
- квиз по истории бренда;
- тест на знание блюд — их особенностей и истории.
Продукты из этой статьи: