Эта статья будет полезна тем, кто хочет создать свой бот в Телеграме самостоятельно без навыков разработки, знания языков программирования и сложных команд. Для запуска понадобится только продуманный сценарий работы и настройки, с которыми справится каждый.
Что такое чат-бот в Телеграм?
Телеграм предоставляет возможность использовать специализированные программы — чаты-боты, которые функционируют внутри приложения и выполняют различные задачи автоматически. Чат-бот может помочь владельцу канала или группы публиковать сообщения, осуществлять массовые рассылки, собирать обратную связь и многие другие полезные операции.
Виды чат-ботов в Телеграмме
Существует несколько видов чат-ботов, каждый из которых ориентирован на выполнение определённых задач:
Бот для постинга. Нужен, чтобы планировать и публиковать сообщения в своих каналах и группах в социальных сетях, включая Telegram. Расширенные функции бота для постов в телеграмме включают редактирование сообщений, управление несколькими учетными записями и аналитику.
Бот для рассылки в телеграмме. Он знает, как делать рассылку, умеет создавать и делать массовые отправки подписчикам. Часто имеет функции сегментации аудитории, автоматизации и отслеживания результатов.
Телеграмм помощник. Это многофункциональный сотрудник, который ищет информацию, устанавливает напоминания, управляет задачами и т.д. Такой bot телеграмм можно настроить и адаптировать к конкретным потребностям пользователей.
Бот для модерации. Помогает администраторам групп и каналов Telegram модерировать контент, удалять спам и нежелательные сообщения, управлять участниками. Такой бот с ИИ для телеграмма предоставляет функции настраиваемых правил, автоматизации и отчетности.
Автоответчик телеграм. Нужен для автоматических ответов на входящие сообщения. Эти telegram боты используются для приветствия новых участников, предоставления информации о группе или канале, перенаправления запросов в службу поддержки.
Бот с кнопками в телеграмме. Он позволяет пользователям взаимодействовать с ботом с помощью кнопок, а не текстовых команд. Как правило, сделать бота в телеграм с кнопками можно кодом на Python. Телеграм бот с кнопками даёт варианты выбора, навигацию по меню, выполняют отправку контактных данных или запуск опроса.
Признаки чат-бота
Обычные пользователи часто интересуются, как отличить настоящего человека от чат-бота. Существуют характерные признаки, позволяющие однозначно выявить наличие автоматизированного помощника:
Профиль в Telegram помечается особым символом «бот».
У бота вместо фото профиля обычно стоит стандартная иконка. ИИ бот в телеграмм не бывает онлайн, вместо этого указано «последнее посещение».
При общении с ботом скорость реакции крайне высокая, сообщения поступают практически мгновенно без задержки.
Обычно бот выдаёт шаблонные и заранее запрограммированные ответы.
Тем не менее, современные технологии искусственного интеллекта способны обеспечивать достаточно высокий уровень персонализации, делая различия едва заметными. Некоторым ботам для ТГ искусственный интеллект позволяет быть очень продвинутыми, чтобы имитировать поведение человека.
Чем полезен чат-бот в Telegram?
Чат-боты активно применяются в различных областях бизнеса и общественных инициатив:
Автоматизация рабочих процессов: снижают нагрузку на сотрудников, выполняя монотонные задачи, такие как отправка сообщений, обработка заявок и ведение статистики.
Замена официального сайта: создают аналог полноценного информационного ресурса внутри мессенджера.
Справочная служба: предоставляют быстрые и точные ответы на самые распространённые вопросы пользователей.
Полуавтоматическая поддержка: оперативно обрабатывают обращения, перенаправляя сложные случаи специалистам.
Простые боты в Телеграме работают с помощью команд: выдают в чат несколько готовых пунктов и продолжают диалог в зависимости от выбора пользователя. Но этим возможности не ограничиваются. Например, SaluteBot умеет анализировать текст в сообщении, что позволяет вести настоящую беседу.
Создайте своего чат-бота в Telegram
Простая настройка чат-бота в личном кабинете Цифровой витрины
Как создать бота в telegram?
Чтобы сделать чат-бот без навыков программирования, воспользуйтесь визуальным конструктором в личном кабинете Цифровой витрины. Это бесплатно и несложно: в интерфейсе представлены блоки с сообщениями и кнопками, из которых вы составляете нужный сценарий.
Но, чтобы бот заработал в Телеграме, нужно настроить интеграцию нескольких систем: личный кабинет Цифровой витрины, Telegram и Jivo.
Процесс создания чат-бота можно разделить на несколько основных этапов:
Этап 1: Регистрация в Telegram
Первым делом необходимо зарегистрировать чат-бота в самом Telegram. Этот процесс осуществляется через специального помощника — BotFather.Перейдите в диалог с инструментом для разработки чатов — https://telegram.me/BotFather.
Нажмите кнопку «Start» или введите в диалоге команду /start
Далее введите команду /newbot, чтобы сделать новый бот.
Укажите название — как будет отображаться чат в списке контактов.
Последнее — системное имя: это то, что будет ником после знака @.
Название может быть любым: не страшно, если оно будет дублировать уже существующие. Но системное имя обязательно должно быть уникальным. Если имя уже занято, вы увидите подсказку: «Sorry, this username is already taken. Please try something different».
Завершив регистрацию, вы получите токен — уникальную строку символов, необходимую для последующего использования бота. Сохраните его, он понадобится для дальнейшей интеграции. Если вы закрыли окно и нужно снова найти токен, напишите в диалоге команду /token.
Этап 2: Регистрация на платформе Jivo
Чтобы разработать чат в Телеграме на платформе личного кабинета Цифровой витрины, понадобится учётная запись в сервисе Jivo.
Jivo — популярная платформа для интеграции чат-ботов, позволяющая обеспечить надежную связь с Telegram и упростить процесс обслуживания клиентов.
Посетите официальный сайт Jivo и пройдите простую процедуру регистрации. Укажите email и задайте пароль.
В поле «Адрес сайта» можно ввести любые данные.
Привяжите созданный ранее Telegram-бот к своему профилю на Jivo.
Интеграция Jivo с Telegram.
Авторизуйтесь на платформе Jivo, в боковом меню откройте раздел «Управление», блок «Каналы связи».
В списке сервисов найдите Telegram и нажмите кнопку «Добавить», далее — «Подключить Telegram». В открывшемся окне введите токен, который вы получили при создании бота.
Если токен указан верно, появится всплывающее сообщение о том, что бот успешно подключён. В меню «Уведомления» настройте, куда вы хотите получать все диалоги и на какой email отправить сообщение, если нет свободных операторов.
Этап 3: Настройка и создание сценария в личном кабинете Цифровой витрины
В предыдущих шагах мы настроили площадку для диалогов и сервис Jivo для интеграции чата и конструктора. Последний этап заключается в создании сценария взаимодействия с пользователями. Платформа Цифровая витрина предоставляет удобный инструментарий для конструирования ботов.
Перейдите в личный кабинет Цифровой витрины и создайте новый проект.
Далее следуйте инструкции:
Нажмите «Создать проект» на главном экране.
Если хотите заказать разработку бота, в списке инструментов выберите «SaluteBot Под ключ» и отправьте онлайн-заявку.
Если будете создавать бот сами, то в списке инструментов выберите «SaluteBot Конструктор». Дальше говорим именно о самостоятельном конструировании SaluteBot.
Выберите готовый шаблон или «Новый проект».
Придумайте название и нажмите кнопку «Создать проект».
Введите название бота.
Выберите язык.
Выберите тип сценария.
Нажмите кнопку «Добавить аккаунт Jivo» и укажите данные для авторизации в сервисе Jivo.
Перейдите в личный кабинет Jivo, чтобы связать его с личным кабинетом Цифровой витрины.
В меню выбора типа сценария доступно несколько вариантов:
Готовый сценарий — включает базовую сборку экранов и команд с ответами на частые запросы. Можете использовать сценарий без изменений или подстроить его под логику вашего бизнеса: добавить и убрать любые блоки.
Graph — это разработка сценария в конструкторе.
Code — написание сценария с помощью кода, подходит для разработчиков. Важно помнить о том, что в Code можно собрать чат-бот только для сайта, не для мессенджеров, поэтому в данной статье мы этот тип не рассматриваем.
Разберём тип сценария Graph: с его помощью вы сможете сами составить схему работы чат-бота в конструкторе.
Разработка сценария
Перейти к редактированию сценария можно со страницы базовых настроек, которую мы рассмотрели на предыдущем этапе. В блоке «Сценарий бота» нажмите кнопку со всплывающей подсказкой «Перейти к проекту».
Откроется редактор:
Прежде чем начать разработку карты, рекомендуем составить перечень запросов, на которые вы хотите отвечать с помощью бота. Запишите, какие сообщения должен отправлять бот на вопросы пользователей, какие варианты развития беседы возможны. Так будет проще построить диалоги и логику работы бота.
Сценарий состоит из блоков со следующими возможностями:
Написание текстового ответа. Это самый простой блок, когда пользователю должно прийти в ответ сообщение с готовым текстом. Ответы бота можно разнообразить: если указать в блоке несколько фраз, то ответ будет выбираться случайным образом.
Запрос данных. Пользователь должен отправить в сообщении данные определённого формата. Бот определяет, является ли значение телефоном, электронной почтой или числом.
Проверка условия. В сценарий можно добавить разветвление, чтобы строить диалог исходя из ответа клиента.
Перевод диалога на сотрудника. Когда бот собрал все нужные сведения или затрудняется с ответом, он может перевести диалог на оператора.
Вызов произвольного кода. Данные из чата можно сохранять и обрабатывать в сторонних системах. Пример: клиент указывает в сообщении номер заказа, который отправляется в CRM-систему, а затем в телеграм-диалог возвращаются детали по этому заказу. Другой пример — обновление персональных данных заказчика: из чата они передаются в CRM-систему.
Если вы хотите быстро начать работу с ботом, на экране «Создание проекта SaluteBot Конструктор» выберите готовый отраслевой шаблон. Например, для e-commerce подходит шаблон «Приём и оформление онлайн-заказов».
Шаблон включает блоки про выбор товара, оформление покупки прямо в телеграм-канале, уточнение статуса заказа, перевод на оператора:
Сценарий можно адаптировать под свой бизнес: отредактировать сообщения и кнопки, добавить или удалить экраны и блоки.
Проверка работоспособности
После настройки сценария нажмите кнопки «Сохранить» и «Собрать» в нижнем правом углу.
Дождитесь сообщения об успешной сборке, а затем проверьте, заработал ли ваш телеграм-бот. Для этого перейдите в диалог, нажмите кнопку «Start» или введите команду /start. Напишите какое-нибудь сообщение и убедитесь, что бот отвечает по той схеме, которую вы составили. Если получаете некорректные ответы или забыли добавить какую-то пользовательскую ситуацию, скорректируйте сценарий в конструкторе.
Чат-боты для вашего бизнеса
Телеграм-боты для бизнеса
Посмотрим, зачем нужны боты интернет-магазинам, инфобизнесу, рекламным агентствам и представителям других сфер.
Инфобизнес
Чат-бот может взять на себя все важные этапы работы с пользователем, а именно:
помощь в создании профиля;
рекламу и описание продуктов;
отправку бесплатных «прогревающих» материалов;
сопровождение клиента до оформления заказа.
Event-индустрия
В telegram-канал можно перенести рутинные задачи:
помощь в бронировании мест на мероприятие;
предоставление информации об адресе, спикерах;
показ актуального расписания мероприятия;
сбор обратной связи.
Продажи
Для отдела продаж бот может делать следующее:
собирать контакты клиентов;
определять первичную потребность, чтобы перевести на нужного консультанта;
агрегировать базовую информацию о будущей сделке;
отправлять рекламные или информационные материалы, которые клиент получает бесплатно за контакт.
Служба поддержки
Чат-бот поможет снизить нагрузку на команду техподдержки. Главное — тщательно проработать сценарий. Цель в том, чтобы найти рутинные и повторяющиеся запросы и переложить их на первую автоматическую линию, которая работает круглосуточно и бесплатно. Вот что можно автоматизировать:
предоставление информации о заказе — статус, состав, сумма;
ответы на часто задаваемые вопросы;
изменение данных клиента в профиле или заказе;
подачу типовых обращений.
Клиники
Медицинские учреждения с помощью бота могут управлять клиентскими записями в телеграм канале без участия оператора. В частности, популярны такие функции:
консультации о записи на приём;
помощь в переносе времени посещения;
отмена созданной записи;
просмотр адресов клиник;
информирование об особенностях подготовки к процедурам.
Новостные сайты
Агрегаторы новостей могут отправлять свежие публикации подписчикам или предлагать им управлять получаемым контентом. Вот что смогут делать пользователи:
настраивать подписку и отписку по определённым темам;
выбирать частоту получения новостей;
писать сообщения команде сайта.
HR
Специалисты по найму могут в режиме чата получать базовую информацию о кандидате — чтобы принять решение, стоит ли общаться дальше. Диалог в боте способен заменить стандартный скрининг. Ещё один сценарий использования бота — рассказать соискателям о компании:
перечислить открытые вакансии;
описать миссию и ценности;
ответить на вопросы по условиям работы;
объяснить, как попасть на собеседование;
направить кандидатам тестовые задания.
Кафе и рестораны
Кроме очевидной функции — познакомить с меню и адресами ресторанов, — бот может предложить посетителям выиграть подарки или скидки. Геймификация хорошо работает на повышение вовлечённости и лояльности. Примеры сценариев:
квиз по истории бренда;
тест на знание блюд — их особенностей и истории.
Советы и рекомендации
При работе с чат-ботами важно учитывать следующие моменты:
Выбирайте платформу, соответствующую вашим потребностям и целям.
Регулярно проводите мониторинг активности бота, отслеживая статистику и выявляя узкие места.
Периодически делайте резервные копии созданных сценариев, чтобы избежать потери данных.
Вы научились основам создания чат-бота в Telegram. Теперь вы можете реализовать собственные идеи и использовать их для оптимизации рабочего процесса и повышения продуктивности вашего бизнеса.
Этап 3: Настройка и создание сценария в личном кабинете Цифровой витрины
Разработка сценария
Проверка работоспособности
Телеграм-боты для бизнеса
Инфобизнес
Event-индустрия
Продажи
Служба поддержки
Клиники
Новостные сайты
HR
Кафе и рестораны
Советы и рекомендации
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.