Сегодня многие бизнес-проекты успешно применяют чат-ботов для автоматизации рутинных процессов коммуникации с клиентами. При этом они довольно хорошо справляются со своей работой.
В статье мы рассмотрим простой способ интеграции чат-бота в Телеграм и разберёмся, как эффективно организовать взаимодействие с пользователями через этот удобный инструмент.
Для создания нового бота в Телеграме необходимо выполнить следующие шаги:
Системное имя должно быть уникальным, а название может повторяться с уже существующими.
Когда бот будет создан, вы увидите токен. Он нужен для интеграции со сценариями. Если вы забыли сохранить токен, просто напишите команду /token в диалог с BotFather.
Получение токена — это только регистрация «виртуального сотрудника» в системе Telegram. Теперь нужно дать ему инструкции, то есть запрограммировать его логику и реакции. Это ключевой этап, и здесь есть два основных пути в зависимости от ваших навыков и задач.
Если у вас есть технические специалисты, вы можете создать бота с уникальной, гибкой логикой, интегрированной с вашими внутренними системами (базами данных, CRM, API).
aiogram (современный и асинхронный) и python-telegram-bot. Эти библиотеки значительно упрощают обработку сообщений и команд./start, что делает при получении текста, кнопки или фото. Вы программируете его диалоги, меню, сохранение данных от пользователей.Современные AI-инструменты или специализированные нейросети для кода GigaChat, могут стать мощными ассистентами. Они могут:
В качестве примера обратимся к помощнику GigaChat и попросим его создать код для простого Telegram-бота, использующего библиотеку python-telegram-bot. Вот какой ответ мы получили:
Если программирование — не ваша история, существуют удобные визуальные сервисы. Они позволяют создать рабочего бота за несколько часов без написания кода.
Независимо от выбранного пути, результатом будет рабочее приложение (ваш скрипт на сервере или аккаунт в конструкторе), которое связано с токеном вашего бота. Именно после этого бот начнет «оживать» и выполнять заложенные вами сценарии в личных чатах, группах или каналах, как описано в следующих разделах.
Самый частый сценарий для чат-ботов в группе — это онбординг для новых участников и модерация сообщений на предмет запрещённых тем с вынесением предупреждений. Чтобы использовать телеграм-бот в группе, просто выберите его как нового участника: созданный нами робот — это обычный отдельный аккаунт в списке участников группы.
Один из распространённых способов использования чат-ботов — поддержка сообществ и каналов в Telegram. Рассмотрим два возможных варианта:
Процесс интеграции бота в группу выглядит следующим образом:
После того как робот добавлен в группу, он начнёт отрабатывать сценарий, который был в него заложен в конструкторе. Таким образом можно использовать не только созданный самостоятельно бот, но и любой уже существующий.
В канале чат-боты используются для отложенных публикаций или как путеводитель по каналу. Чтобы робот мог создавать посты или иначе действовать от имени канала, нужно сделать его администратором. Вот как это сделать:
Если у вас нет группы или канала, и они для ваших задач не требуются, можно использовать бот в режиме личных сообщений. Это возможно сразу после того, как он создан, нужно просто написать ему сообщение напрямую.
Такой тип использования, пожалуй, самый востребованный у бизнеса, потому что в режиме личных сообщений клиент может передавать свои данные, а если диалог зашёл в тупик, в любой момент подключится оператор.
А ещё работа с ботом напрямую позволяет протестировать его перед использованием в группе или канале — так можно проверить, что все функции работают, как ожидалось.
Часто возникает ряд вопросов, связанных с работой и интеграцией бота. Здесь собраны самые распространённые из них и предложены пути решения:
Использование чат-ботов в Telegram открывает широкие возможности для упрощения обслуживания клиентов и повышения общей продуктивности бизнеса. Благодаря простоте интеграции и широкому набору инструментов, каждый предприниматель может адаптировать систему под собственные нужды и повысить уровень вовлеченности аудитории.