Как создать чат-бота ВКонтакте
Продукты из этой статьи:
Чат-боты в социальных сетях помогают упростить работу с клиентами за счёт автоматизации частых запросов. Большая часть обращений подписчиков — повторяющиеся и типовые. Боты забирают такие вопросы на себя и сильно разгружают команду. В этой статье мы расскажем, как бесплатно создать уникальный сценарий чат-бота ВК и для каких бизнес-задач он будет полезен.
Какие бывают чат-боты
Бот — это полностью автоматизированный алгоритм. Он работает автономно, без участия оператора, и может выполнять часть функций сотрудников.
Примеры использования чат-ботов для групп ВКонтакте:
- Форма обратной связи: робот отправляет сообщение посетителям страницы, собирает их контакты и создаёт «тёплую» базу. Данные о подписчиках можно использовать для активных продаж или маркетинга — например, сделать рассылку или настроить таргетированную рекламу.
- Продажи: бот помогает клиенту сориентироваться в каталоге и сделать заказ.
- Реклама и маркетинг: бот рассказывает целевой аудитории об ассортименте, скидках и акциях.
- Техподдержка: обрабатывает типовые обращения, решает простые вопросы, собирает отзывы о товарах, услугах, сервисе.
- Геймификация: бот развлекает пользователя — например, вовлекает его в игру, в то же время продвигая продукцию или бренд.
Преимущества чат-бота ВКонтакте
Запустить чат-бот в бизнес-сообществе VK стоит по нескольким причинам:
1. Чтобы облегчить работу операторов. Часть коммуникации с клиентами чат-бот возьмёт на себя. Команда не будет тратить время, отвечая на одни и те же вопросы клиентов.
2. Чтобы удерживать покупателей. Пользователь не уйдёт из-за того, что не понял, как сделать заказ. Бот поможет выбрать товар, оформить покупку, а заодно внесёт клиента в базу для рассылок и дальнейших продаж.
3. Чтобы ускорить обслуживание. Время ответа чат-бота SaluteBot — менее двух секунд. Клиентам не нужно ждать, пока подключится оператор: они пишут сообщение или отправляют стикер и мгновенно получают ответ бота.
4. Чтобы быть доступными 24/7. Вместо восьми часов в день — круглосуточный режим работы. Бот на связи в любое время, даже ночью, в выходные и праздники.
Что умеет чат-бот ВКонтакте
- Отвечать на стандартные несложные вопросы.
- Собирать данные пользователя для рассылок и других задач.
- Давать информацию о заказе. Клиент может уточнить через чат состав заказа, сумму, статус (потребуется организовать получение этой информации из сторонних источников).
Как создать чат-бот ВКонтакте
Можно заказать разработку под ключ или настроить чат-бот самостоятельно. В первом случае просто отправьте онлайн-заявку.
Во втором — создайте бесплатный готовый бот ВКонтакте в онлайн-конструкторе в личном кабинете Цифровой витрины по этой инструкции. Вам понадобятся:
- права администратора в той группе ВК, где вы хотите настроить диалоги;
- аккаунт в сервисе Jivo с любым тарифом;
- аккаунт в личном кабинете Цифровой витрины.
Алгоритм создания чат-бота состоит из шести шагов:
- Авторизация в учётной записи сообщества VK.
- Регистрация в сервисе Jivo.
- Синхронизация ВКонтакте с Jivo.
- Создание бота в в личном кабинете Цифровой витрины.
- Интеграция и подключение бота к соцсети ВК.
- Настройка чат-бота в конструкторе.
Авторизация в ВК
Войдите в учётную запись, у которой есть права администратора на управление группой. Посмотреть все сообщества ВКонтакте, к которым есть административный доступ, можно в разделе «Сообщества» на вкладке «Управление».

В ВК перейдите на вкладку «Управление сообществом» и активируйте опцию «Возможности ботов».

Проверьте, что в сообществе включены сообщения.
Синхронизация Jivo и ВКонтакте
Следующий шаг — регистрация в сервисе Jivo. При этом нужно указать данные владельца и сайта. Если сайта нет, подойдёт любой домен.
Далее перейдите в раздел «Управление» → «Каналы связи», найдите в списке соцсеть «ВКонтакте» и нажмите кнопку «Добавить».

Чтобы связать Jivo и ВКонтакте, нужно дать сервису права на управление аккаунтом и группами. Для этого во всех запросах нажмите «Разрешить». После успешной привязки проверьте, что всё работает. Отправьте сообщение в группу через кнопку «Написать сообщение»: оно должно отобразиться в кабинете Jivo.

Создание чат-бота в личном кабинете Цифровой витрины
После того как вы связали сервисы, зарегистрируйтесь и авторизуйтесь в личном кабинете Цифровой витрины. С главного экрана перейдите в меню «Создание проекта».
Чтобы сделать чат-бот, на экране выбора инструмента нажмите «SaluteBot Конструктор».

Создать бот можно с нуля или по готовым шаблонам: например, «Визитка компании», «Приём и оформление онлайн-заказов», «Советы при покупке».
Если шаблоны не подходят, выберите «Новый проект».

После выбора шаблона нажмите «Далее».
В новом окне введите название и подтвердите кнопкой «Создать проект».

Откроется окно базовых настроек. В нём нужно ввести название бота и выбрать сценарий.
Сценарий — это скрипт, то есть логика работы чат-бота. Можно выбрать один из трёх типов:
- Готовый — включает самые популярные экраны с ответами на частые запросы.
- Graph — это разработка сценария в визуальном конструкторе. Интерфейс несложный, поэтому этот вариант подходит всем. Можно выбрать стандартное решение для отрасли — медицины, туризма, консалтинга — или делать чат-бот с нуля.
- Code — предполагает работу с кодом. Мы не будем рассматривать этот вариант в данной статье, потому что он подходит только опытным пользователям, к тому же позволяет запустить только бот для сайта.
Чтобы сделать чат-бот по готовому сценарию, выберите тип «Готовый сценарий» и опцию «Кнопки в виджете Jivo».

Вы можете использовать сценарий без изменений или подстроить его под логику вашего бизнеса. О том, как настроить алгоритм, мы подробно расскажем на шаге «Создание сценария».
Чтобы самостоятельно создать сценарий в онлайн-конструкторе, выберите тип Graph и нужный проект в выпадающем списке.

Готово: вы задали базовые настройки будущего бота. Теперь нужно подключить его к сообществу ВК.
Интеграция
Чтобы чат-бот обрабатывал сообщения от пользователей, нужно связать группу ВКонтакте и аккаунт в сервисе Jivo. Для этого авторизуйтесь в блоке «Аккаунт Jivo» на странице, где вы выбирали тип сценария.
Данные для авторизации вы получили ранее на этапе «Регистрация и синхронизация с Jivo». Если вы этого ещё не сделали, то зарегистрироваться можно здесь, в форме привязки аккаунта. В поле URL указывается адрес любого сайта.
Свяжите Jivo и личный кабинет Цифровой витрины:
- Спуститесь в блок «Каналы для публикации».
- Нажмите на кнопку настройки каналов и перейдите в личный кабинет Jivo.
- Заполните форму, чтобы создать канал-связку с личным кабинетом Цифровой витрины.
После этого можно приступать к сценарию.
Создание сценария
Перейти к редактированию сценария можно со страницы базовых настроек. Поднимитесь к блоку «Сценарий бота» и нажмите кнопку со всплывающей подсказкой «Перейти к проекту».

Откроется редактор:

На начальном экране редактирования сценария есть пример диалога — чтобы вы понимали, какие есть возможности. Можно отредактировать или удалить существующие блоки, перефразировать сообщения, добавить новые экраны.
Основные типы блоков:
- Создание сообщения — чтобы написать приветствие или ввести какую-то информацию.
- Условие — если нужно что-то проверить в диалоге и в зависимости от этого построить дальнейшую беседу.
- Запрос данных — с указанием, каких именно. В этом блоке возможна валидация, чтобы сразу сообщить клиенту, если он ввёл не то, что нужно. Предусмотрен запрос данных с типами «телефон», «текст», «число».
- Перевод на оператора — когда бот не может справиться сам и переводит беседу на человека.
- Вызов произвольного кода — чтобы передать данные в сторонние системы.
Кроме сообщений, чат-бот умеет отправлять картинки и эмодзи. Чтобы беседа получилась более естественной, вы можете добавить разные варианты реплик — они будут выбираться случайным образом.

После построения сценария нажмите «Сохранить», чтобы записать изменения, и «Собрать», чтобы отправить готовый бот на площадку, где он будет использоваться. Также можно протестировать собранный сценарий: для этого есть кнопка воспроизведения в правом нижнем углу.
После того как вы сделали сценарий, его можно проверить в социальных сетях — на странице беседы в сообществе, куда подключался бот. Протестируйте переписку как пользователь, чтобы найти возможные ошибки в сообщениях и логике ответов бота.
Максимальная функциональность бота
Чтобы сделать SaluteBot ещё умнее, научите его распознавать реплики и намерения пользователя. Для этого нужно использовать интенты.
Как настроить алгоритм:
- Создайте в блоках «Интент» — набор реплик, на которые будет реагировать бот.
- Внутри интента задайте реплики — фразы, которые пользователи пишут по тому или иному вопросу.
Например, можно создать интент «Доставка заказа» и добавить в него фразы «Какой срок доставки», «Почему мне не привезли заказ» и так далее.

Чтобы понять, какие сценарии общения стоит автоматизировать в первую очередь, проанализируйте сообщения от подписчиков и выделите повторяющиеся запросы.
Затем:
- составьте скрипт (сценарий), по которому бот будет обрабатывать частые сообщения,
- создайте бот,
- запустите его в группе ВК,
- накопите статистику,
- оцените эффективность.
KPI зависят от бизнес-задач, которые вы ставите перед ботом: это могут быть конверсии в заказы, реклама и продвижение товаров, сбор контактов для рассылок. Анализ эффективности покажет, как лучше настроить алгоритм: скорректировать или разнообразить сообщения, которые отправляет бот, доработать сценарий, добавить новые функции.
Продукты из этой статьи: