Создание чат-ботов как бизнес
Продукты из этой статьи:
Охватить все заявки клиентов силами лишь одних сотрудников невозможно. Сказывается человеческий фактор, когда оператора может не оказаться на рабочем месте по разным причинам.Технически один сотрудник может вести беседу одномоментно только с одним человеком. Сообщения от других клиентов, которые будут поступать в это время, окажутся необработанными. Поэтому бизнес обращается к роботизированным технологиям, которые снижают процент неохваченных заявок и позволяют клиентам получать ответ быстро.
Одна из таких технологий — чат боты для сайтов, Телеграма, Вайбера и других мессенджеров. Активно развивается направление развлекательных сервисов именно в мессенджерах, где можно зарабатывать не на прямых продажах, а через монетизацию контента и размещение рекламы.
Специалисты, способные создавать эффективный бот, востребованы и имеют стабильный заработок — за их качественную работу бизнес готов хорошо платить.

Почему чат-боты стали популярны?
Чат-бот — это программа в форме диалогового интерфейса. По прописанным скриптам он решает типовые вопросы клиентов, работает в Одноклассниках, ВКонтакте, Телеграме, Вайбере и т. д.
В число эффективных инструментов для бизнеса боты попали благодаря привлекательным параметрам работы и создания:
- На связи 24/7. Бот работает в выходные и в нерабочее время, не отвлекается, не переключается на другие дела и нацелен на захват внимания клиента и решение его проблем.
- Быстрое обновление информации. Любые изменения в компании подгружаются в бот моментально. Ему не нужно долго изучать новые данные, вникать в суть обновлений.
- Точное восприятие. Алгоритмы взаимодействия с пользователями исключают ошибки. Программа сразу поймёт, что нужно клиенту, и даст варианты решения.
- Мультиплатформенность. Бот работает на любых площадках от Телеграма до Авито и во всех типах устройств вплоть до умных часов.
- Автоматизация и оптимизация бизнес-процессов. С роботизированным чатом сотрудники избавляются от рутины и могут сосредоточиться на более важных задачах.
- Общение на естественном языке. Сценарий разговора создаётся на основе анализа целевой аудитории. Сложные термины бот может называть простыми словами. Таким же образом оцениваются запросы клиентов. Распознаются даже слова с опечатками и ошибками.
- Отсутствие необработанных заявок. Живой чат с операторами пропускает около 18% обращений. Это сказывается на количестве продаж. С ботом компания не пропустит ни одного сообщения и будет зарабатывать на стабильных продажах.
- Захват внимания клиента. Среднее время, в течение которого клиент готов ждать ответа, — 10 секунд. После этого не менее 30% аудитории предпочтут уйти. Бот реагирует мгновенно. Например, SalutetBot, созданный на конструкторах Сбера, даст ответ за две секунды.
- Понятные механизмы создания. Шаблонный бот без персонализации можно создать за 20–30 минут, даже если нет опыта в программировании.
- Комфортный формат общения. Многим людям гораздо проще тщательно обдумать вопрос и задать его в письменной форме. Они не нервничают и общаются с ботом в комфортном для них темпе.
- Контроль над коммуникацией с клиентом. Бизнес сам настраивает бота, поэтому исключаются некорректные консультации и ошибки в диалоге с клиентом.
Чат-бот — важная составляющая сервиса и имиджа компании. Большинство крупных организаций создают их для привлечения клиентов и формирования лояльного отношения.
С точки зрения заработка и бизнеса это очень перспективное направление.
Как бизнес использует чат-ботов
Сфера применения ботов практически не ограничена. Они уместны в любых бизнес-сегментах, потому что клиенты всегда хотят задать вопрос, что-то уточнить, узнать. Настройки скриптов зависят от поставленных задач.
В чате можно:
- оставить заявку на общение с консультантом;
- узнать график работы и местонахождение компании;
- уточнить статус заказа;
- записаться на приём к врачу;
- забронировать время в салоне красоты;
- просмотреть карточку товара;
- сделать заказ;
- получить рекомендации по настройке;
- получить полезные советы и напоминания;
- принять участие в голосовании;
- перевести фразу на другой язык;
- сделать перевод денег;
- играть в игры и викторины;
- заполнить анкету при приёме на работу;
- найти информацию в тематической базе данных.
Боты универсальны. Разработчики регулярно придумывают новые способы их применения и создают сценарии общения с пользователями.
Например, в Телеграме встречаются чаты с загруженными сериалами. По удобному меню можно найти интересующий и просмотреть все серии по порядку.
Большинство приложений интегрируются с CRM и становятся частью единой функциональной среды.
Бот может подгружать в систему важную информацию или получать её для формирования ответа пользователю. Данные о заявках, статистика, аналитика будут доступны сотрудникам в рабочем интерфейсе. Сфера востребованная, и здесь разработчикам можно и нужно зарабатывать на своих профессиональных навыках.

Кому подходит ниша создания ботов?
Чат-боты задействованы практически везде — в Одноклассниках, ВКонтакте, Viber, Телеграме и на других платформах.
Владельцы бизнеса предпочитают делегировать многие задачи, поэтому для создания роботизированного чата они нанимают специалистов-фрилансеров с соответствующими навыками.
Стать разработчиком ботов может любой человек. Базовые знания повлияют только на уровень заработка и сложность разрабатываемых приложений. Без опыта в программировании можно начать с онлайн-конструкторов, где программа собирается из шаблонных блоков.
Сценарий диалога обговаривается с заказчиком и прописывается в ручном режиме. При всей простоте работы в визуальном конструкторе сервис имеет множество технических нюансов, например, параметров работы в различных браузерах, требований к загружаемым изображениям.
Такие боты вполне справляются с ролью первой линии поддержки и избавляют бизнес от рутины вопросов-ответов из раздела FAQ.
note
Одно из самых трендовых направлений для заработка — боты в Телеграм-каналах. Их содержание разнообразно и носит познавательный, развлекательный, информационный характер. Пользователям открыт доступ к сотням интересных площадок, например, есть боты для скачивания контента из YouTube и соцсетей, синтеза тестовых сообщений в голосовые, автоматического перевода переписки с одного языка на другой и многие другие. Владельцы каналов зарабатывают на монетизации и рекламе.
Готовые чат-боты способны выполнять востребованные базовые задачи — отвечать на вопросы клиентов, принимать заявки, информировать об изменениях и прочее.
Чтобы создавать их, нужно владеть инструментами разных площадок, понимать маркетинговые ходы и иметь общее представление о принципах программирования.
Знание фреймворков, языков Python, Java Script, PHP и других позволят браться за крупные высокооплачиваемые проекты. Конструкторы при этом могут использоваться как основа, в которую вносятся персонализированные доработки.
Одна из важных черт качественного чат-бота — большое количество интентов, позволяющих более детально распознавать даже естественную речь клиента. Поэтому разработчику бота необходимы не только технические навыки, но и понимание действий людей, богатый словарный запас, умение выстраивать логические цепочки.
Средний срок выполнения простых заказов — 5–7 дней, а заработок с одного — от 5000 рублей.
Более сложные проекты, например, масштабные сервисы в Телеграм для крупных брендов и корпораций, требуют создания с нуля и умения писать код.
Такие заказы, как правило, выполняют специализированные компании или команды профессиональных разработчиков, а стоимость их работы может доходить до сумм с шестью нулями.
Заказчиками в этом случае выступают серьёзные компании, например, из банковской сферы или страхования, нацеленные на длительное сотрудничество в enterprise-формате.
Здесь более активно применяются технологии искусственного интеллекта и виртуальные голосовые ассистенты, способные на полноценное естественное общение с пользователями. Создаются такие продукты несколько месяцев.

Возможности от Сбера
Экосистема Сбербанка давно вышла за рамки банковских продуктов. В ней представлено множество инструментов для бизнеса, которые помогают расширить возможности сервиса и увеличить прибыль.
Современный маркетинг тесно переплетается с IT-сегментом, а обязательным условием успеха считается выход в онлайн и непрерывный захват внимания аудитории. В экосистеме теперь можно создавать различные программы.
Среда для разработчиков Studio состоит из нескольких онлайн-сервисов для создания полезных приложений для развития бизнеса и заработка.
Онлайн-конструктор Graph работает по принципу no-code, не требует навыков программирования и позволяет зарабатывать на конструировании простых чат-ботов для ВКонтакте, Телеграма и других платформ даже новичкам. Low-code-инструмент Code подходит для тех, кто умеет писать коды и дорабатывать готовые шаблоны на языках SmartApp DSL и Java Script. Одно из приложений, которые можно создать с помощью сервисов, — SaluteBot.
Он отличается от других сервисов некоторыми особенностями:
- подключается к платформе Jivo, объединяющей в единую структуру боты с различных площадок;
- позволяет тестировать перед запуском;
- предоставляет выбор каналов с неограниченным количеством клиентских запросов;
- даёт рекомендации аналитиков по наиболее эффективным сценариям;
- полностью интегрируется с Битрикс24;
- сохраняет возможность добавлять собственные коды;
- имеет продвинутые технологии распознавания текста и сбора аналитической информации;
- сопровождается подробными инструкциями и помощью специалистов;
- предлагает гибкие тарифы.
Расширенный тариф позволяет объединить возможности платформ — Jivo и SaluteBot. Система предоставляет готовые рабочие шаблоны для разнообразных сфер бизнеса — туризм, медицина, рестораны, строительство, телекоммуникации и т. д.
У конструкторов понятный интерфейс, но требуется некоторое время, чтобы разобраться. Поэтому многие часто предпочитают заказать разработку приложения у того, кто этим занимается профессионально.
Заказчики прописывают подробное техническое задание и постоянно остаются на связи с исполнителем, чтобы оценивать промежуточные результаты и вносить корректировки. В ближайшие три года направление будет расширяться и совершенствоваться, и на специалистов ожидается большой спрос.
Можно начать зарабатывать на чат-ботах в Телеграме уже сейчас, со временем выйти на высокий уровень и браться за крупные высокооплачиваемые проекты.
Продукты из этой статьи: