Поиск решений — то, что всегда сопровождает любой бизнес. Какую рекламу запустить? Как выделиться среди конкурентов? Чем привлечь новых клиентов? Руководитель не всегда может сам ответить на эти вопросы. В такие моменты на помощь приходит методика мозгового штурма. Рассказываем, что это такое и как её правильно применять.
Мозговой штурм, или, как его ещё называют, брейнсторминг, — это методика коллективного поиска решений. Суть в том, что сотрудники компании собираются и вслух думают над конкретной задачей. Каждый высказывает свою идею, в результате чего и рождается наилучший вариант.
Этот метод разработал Алекс Осборн в 1940-х гг. для того, чтобы получить максимальное количество вариантов решения задачи. Американский рекламщик предположил, что основная причина отсутствия нестандартных идей — страх публичной оценки. Сотрудники боятся озвучивать свои мысли, потому что могут столкнуться со скептическим мнением коллег и даже с насмешками.
По методике Осборна ставилась принципиально новая задача — говорить всё, что придёт в голову, и не давать никаких оценок. Результат эксперимента оказался действительно впечатляющим. За 40 минут группа из 7 человек смогла сгенерировать более 150 идей.
Методика брейнсторминга — это творческий процесс. Здесь нет правильных и неправильных идей, поэтому участники могут не бояться озвучивать свои варианты. Чем больше решений предложит коллектив, тем больше вероятность отыскать нужное.
В чём преимущества методики брейнсторминга:
Участвовать в таком своеобразном совещании могут как два сотрудника, так и вся команда в 10–20–50 человек. Как правило, участники мозгового штурма имеют непосредственное отношение к решаемому вопросу. Также могут быть полезны люди, которые не обладают нужной компетенцией, но умеют поддержать дискуссию и привести руководителя к неочевидной идее.
Метод брейнсторминга включает три этапа:
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Чётко и лаконично сформулируйте задачу, которую необходимо решить при помощи мозговой атаки. Лучше, чтобы описание проблемы не занимало больше половины листа формата А4.
Заранее сообщите сотрудникам проблему, которую предстоит обсудить. В этот момент запустятся мыслительные механизмы — они будут работать в фоновом режиме. Пока человек занимается рутинными делами или просто идёт домой из офиса, его может посетить интересная идея.
Назначьте руководителя, который будет управлять процессом брейнсторминга. А сотрудников разделите на две группы:
В первую группу отбирайте людей с творческим мышлением и умением нестандартно подходить к решению задач. Эти качества не всегда бывают очевидны, так как многие стесняются показывать свой креативный склад ума. Поэтому руководителю важно научиться присматриваться к сотрудникам и распознавать в них потенциал.
Подбирая специалистов в первую группу, также обратите внимание на следующие факторы:
Когда группа набрана, задача поставлена, можно переходить к мозговому штурму, то есть генерации идей. Руководитель должен управлять группой и направлять ход дискуссии.
Расскажите участникам о правилах этой методики. Главное — чтобы они не критиковали идеи друг друга. Подробнее о правилах мы поговорим чуть ниже.
Обязательно выберите человека, который по ходу дискуссии будет записывать все высказанные идеи. Делайте это в удобном для вас формате, но лучше вести запись в электронном виде.
Что ещё потребуется на этапе генерации идей при встрече в очном формате:
Необязательный, но желательный пункт — видео- или аудиозапись. Так вы сможете вернуться к дискуссии и переслушать нужный момент.
Лишь через несколько дней после мозгового штурма переходите к последнему этапу — систематизации и оценке идей. Дело в том, что сотрудники могут генерировать идеи и после совещания. Свежие мысли тоже стоит учитывать.
Когда все идеи собраны, передайте их второй группе. Определите критерии оценки, в соответствии с которыми сотрудники будут оценивать результаты брейнсторминга.
Возможные критерии оценки:
После глубокого анализа выберите наилучшие решения и приступайте к их реализации.
Создатель методики сформулировал четыре важных правила, которые следует соблюдать во время брейнсторминга.
Правила мозгового штурма:
Одна из основных ошибок, которую часто допускают на брейнсторминге, — мнимое соблюдение иерархии. Первое слово даётся сотрудникам на более высокой должности. Остальные участники боятся высказывать свои мысли после авторитетных идей.
По правилам методики пусть сначала выскажутся сотрудники, занимающие нижестоящие должности. Затем можно дать слово руководителям.
Ещё одна ошибка — это короткие встречи. Как правило, первые 40 минут идут не очень продуктивно. Все предлагают очевидные решения и на этом решают закончить совещание. Не торопитесь: 40 минут спустя, когда все типичные идеи будут исчерпаны, начнётся настоящий мозговой штурм.
Традиционно мозговой штурм проводится в виде совещания, на которое приглашают сотрудников, в чьей компетенции находится решаемая задача. Новые инструменты для бизнеса вносят изменения в формат таких встреч, делая их удобнее и эффективнее. Рассмотрим некоторые из полезных сервисов.
Один из популярных мессенджеров для бизнеса — это Dialog от Сбера. Благодаря сервису вы всегда останетесь на связи с коллегами. Его можно использовать в рабочее время, чтобы быстро связаться с нужным сотрудником, или в нерабочее — чтобы оперативно провести мозговой штурм в групповом чате при форс-мажоре.
Возможности мессенджера Dialog:
Интерфейс Dialog сделан по аналогии с мессенджерами для личных целей. Пользоваться им просто и удобно. При этом все данные надёжно защищены и хранятся на вашем сервере или в инфраструктуре стороннего провайдера в частном облаке.
Мессенджер Dialog будет полезен в ситуациях, когда:
За счёт объединения разрозненных инструментов в одном решении мессенджер Dialog помогает сократить расходы на связь, а также автоматизировать рутинные бизнес-задачи и защититься от утечки информации.
После пандемии онлайн-встречи стали привычной формой бизнес-коммуникации. С помощью современных инструментов можно удалённо обсуждать детали сделки с партнёрами, проводить совещания с сотрудниками, обучать команду или студентов, а также устраивать мозговые штурмы. SaluteJazz от российских разработчиков — один из популярных сервисов для безопасных и удобных видеоконференций.
Возможности SaluteJazz:
В бесплатной версии программы для проведения онлайн-встречи вам понадобится только гаджет и интернет. SaluteJazz позволяет подключиться к конференции из любой точки мира и с любого устройства. Если вы используете SberPortal или SberBox Top, вам также будет доступно управление жестами и с помощью виртуального помощника.
Преимущества сервиса SaluteJazz:
На онлайн-конференцию в SaluteJazz можно пригласить до 200 человек.
Больше возможностей для бизнеса предусмотрено в тарифах «Business» и «Enterprise». К примеру, «Business» позволяет приобрести до 100 лицензий, администрировать встречи, включать расшифровку речи. Чтобы контролировать подключение участников, предусмотрен зал ожидания. Можно запретить доступ неавторизированным пользователям. В тарифе «Enterprise» кроме этих возможностей доступна установка сервиса в контуре компании заказчика и опция покупки 100 и более лицензий.
Кроме этого, Сбер предлагает решения для бизнеса, которые помогут оптимизировать другие процессы и тем самым освободить время для проведения мозговых штурмов. Инструменты от российских разработчиков найдут своё применение в любой отрасли.
Самые востребованные решения для бизнеса от Сбера:
Позвольте современным технологиям взять на себя рутинную работу, чтобы вы смогли заниматься творческим процессом и придумывать новые идеи.
Продукты из этой статьи: