Люди усваивают информацию по-разному. У аудиалов превалирует восприятие на слух, у визуалов — зрительное. Эти различия стоит учитывать в обучении, бизнесе, рекламе — везде, где важно правильно и быстро донести мысль до аудитории.
Но как узнать, какой канал восприятия доминирует у ваших учеников, коллег, клиентов? Угадывать необязательно: можно совместить оба варианта, используя технологию скрайбинга.
Это способ проиллюстрировать устную речь, чтобы упростить подачу материала. Скрайбинг превращает тезисы в визуальные образы с помощью простых графических элементов. Термин происходит от английского scribe — делать наброски, быстрые рисунки.
Скрайбинг — это техника презентации, позволяющая задействовать два канала восприятия: аудиальный (слух) и визуальный (зрение).
Например, лектор в университете объясняет сложную тему и фиксирует ключевые моменты на доске в виде изображений: символов, рисунков, схем. Такой подход облегчает процесс обучения, так как студенты запоминают информацию не только на слух, но и визуально.
Технология скрайбинга особенно удобна при объяснении многоэтапных процессов, когда вы описываете последовательность действий или пошаговый алгоритм. Допустим, вы рассказываете новому менеджеру о процедуре согласования договоров. Посмотрим, как можно проиллюстрировать каждую вашу реплику.
Покажите новичку только итоговую схему, он вряд ли быстро разберётся в стрелках и взаимосвязях. Нарисуйте схему у него на глазах, описывая каждый шаг — и он сразу запомнит порядок действий.
Спикер записывает тезисы и делает графические заметки во время презентации. Такой подход помогает выстроить со слушателями более живую коммуникацию. Можно подбирать именно те символы и образы, которые близки данной аудитории, и корректировать процесс объяснения в зависимости от отклика.
Скрайбингом может заниматься как сам лектор, так и его помощник. Во втором варианте ассистент создаёт быстрые графические заметки по ходу выступления. Преимущества работы в паре с ассистентом:
Технология фасилитации помогает долго удерживать внимание аудитории, а также делает процесс обучения лёгким и весёлым.
Другое название технологии — фломастерная анимация, или doodle-видео: видеоряд будто появляется прямо на ваших глазах. Такое зрелище сочетает элементы обучения и развлечения, что повышает степень вовлечённости.
По стилю оформления различают следующие виды скрайбинга:
Почему нам бывает тяжело усвоить материал? Можно выделить три причины:
Технология скрайбинга помогает максимально упростить информацию:
Технологию можно использовать не только на обычных уроках и лекциях, но и в записи. Тогда голос диктора в обучающем видеоролике сопровождается появлением картинок и зарисовок. Это сделает контент более понятным и интересным.
Технологию удобно использовать в любых коммуникациях с сотрудниками, например:
Скрайбинг применим как на встречах в офисе, так и при онлайн-общении. Разберём пример дистанционного обучения сотрудников при использовании сервиса видеоконференций SaluteJazz:
Профессиональный скрайбинг способен превратить самое скучное выступление в динамичное шоу. Технологию используют на конференциях, в дебатах, презентациях. Это необычный и свежий подход к подаче информации, поэтому даже видеозапись создания скетчей, выложенная в соцсети, может стать вирусной.
Цель любой рекламы — донести до аудитории информацию о продукте или бренде. При этом важно помнить, что клиенты не готовы вникать в сложные нюансы и тратить время на изучение особенностей вашего предложения. Реклама должна быть понятной и простой.
Исследования YouTube показывают, что у рекламодателя есть не больше 5 секунд, чтобы заинтересовать пользователя и мотивировать его на дальнейший просмотр видеоролика. Скрайбинг как раз и является одним из инструментов удержания внимания. Показывайте яркие визуальные образы, по которым клиент определит суть вашего сообщения уже в первые секунды. Иллюстрируйте слова диктора, и через графику вы сможете более наглядно изложить материал и быстрее донести маркетинговое сообщение.
Использовать рекламу с элементами скрайбинга можно на разных площадках:
Продукты из этой статьи: