Технология скрайбинга
Люди усваивают информацию по-разному. У аудиалов превалирует восприятие на слух, у визуалов — зрительное. Эти различия стоит учитывать в обучении, бизнесе, рекламе — везде, где важно правильно и быстро донести мысль до аудитории.
Но как узнать, какой канал восприятия доминирует у ваших учеников, коллег, клиентов? Угадывать необязательно: можно совместить оба варианта, используя технологию скрайбинга.
Что такое скрайбинг
Это способ проиллюстрировать устную речь, чтобы упростить подачу материала. Скрайбинг превращает тезисы в визуальные образы с помощью простых графических элементов. Термин происходит от английского scribe — делать наброски, быстрые рисунки.
note
Скрайбинг — это техника презентации, позволяющая задействовать два канала восприятия: аудиальный (слух) и визуальный (зрение).
Например, лектор в университете объясняет сложную тему и фиксирует ключевые моменты на доске в виде изображений: символов, рисунков, схем. Такой подход облегчает процесс обучения, так как студенты запоминают информацию не только на слух, но и визуально.

Технология скрайбинга особенно удобна при объяснении многоэтапных процессов, когда вы описываете последовательность действий или пошаговый алгоритм. Допустим, вы рассказываете новому менеджеру о процедуре согласования договоров. Посмотрим, как можно проиллюстрировать каждую вашу реплику.

Покажите новичку только итоговую схему, он вряд ли быстро разберётся в стрелках и взаимосвязях. Нарисуйте схему у него на глазах, описывая каждый шаг — и он сразу запомнит порядок действий.
Виды скрайбинга
Фасилитация
Спикер записывает тезисы и делает графические заметки во время презентации. Такой подход помогает выстроить со слушателями более живую коммуникацию. Можно подбирать именно те символы и образы, которые близки данной аудитории, и корректировать процесс объяснения в зависимости от отклика.
Скрайбингом может заниматься как сам лектор, так и его помощник. Во втором варианте ассистент создаёт быстрые графические заметки по ходу выступления. Преимущества работы в паре с ассистентом:
- спикер не прерывает речь и не отвлекается на создание набросков;
- сохраняется динамичный темп выступления;
- ассистент создаёт более качественные наброски, особенно если пригласить профессионального художника;
- выступление становится более захватывающим, так как наблюдение за работой художника привносит элемент шоу.
Технология фасилитации помогает долго удерживать внимание аудитории, а также делает процесс обучения лёгким и весёлым.
Видеоскрайбинг
Другое название технологии — фломастерная анимация, или doodle-видео: видеоряд будто появляется прямо на ваших глазах. Такое зрелище сочетает элементы обучения и развлечения, что повышает степень вовлечённости.
По стилю оформления различают следующие виды скрайбинга:
- рисованный — рисунки создаются от руки;
- аппликационный — в качестве иллюстраций используются готовые изображения, которые наклеиваются на доску или последовательно появляются в кадре;
- магнитный — иллюстрации крепятся магнитами к доске;
- компьютерный — наброски создаются с помощью специальных программ.
Где использовать технологию
Обучение
Почему нам бывает тяжело усвоить материал? Можно выделить три причины:
- Сложности вызывает сама тема: непонятны логические связи. К примеру, многим сложно понять теорию относительности или парадокс путешествий во времени — даже после прочтения множества объяснений и просмотра разных лекций.
- Нет базы знаний, необходимых для восприятия нового материала. Например, человеку без медицинского образования сложно разобраться в механизмах развития болезни или действия препарата.
- Информация подаётся сложным языком. Нелегко уловить суть, когда речь преподавателя наполнена терминами и сложными конструкциями.
Технология скрайбинга помогает максимально упростить информацию:
- логические связи можно показать стрелками и линиями между объектами;
- рассказывая, как проходит какой-либо процесс, можно по мере объяснения рисовать основные его этапы;
- если аудитории не хватает базовых знаний, можно быстро погрузить её в новую тему с помощью графики;
- если проблема не в теме, а в подаче, то скрайбинг станет «переводчиком» на универсальный язык — язык рисунков.
Технологию можно использовать не только на обычных уроках и лекциях, но и в записи. Тогда голос диктора в обучающем видеоролике сопровождается появлением картинок и зарисовок. Это сделает контент более понятным и интересным.
Бизнес
Технологию удобно использовать в любых коммуникациях с сотрудниками, например:
- при мозговых штурмах — чтобы быстро фиксировать поток идей в виде лаконичных образов;
- во время докладов и планёрок — для визуализации ключевых моментов отчётности: результатов продаж, динамики, целей;
- при внедрении новых программных продуктов;
- на бизнес-тренингах, семинарах, при обучении персонала работе с новым продуктом или услугой;
- при презентации руководству идеи нового проекта.
Скрайбинг применим как на встречах в офисе, так и при онлайн-общении. Разберём пример дистанционного обучения сотрудников при использовании сервиса видеоконференций SberJazz:
- ведущий встречи запускает демонстрацию экрана;
- показывает участникам презентацию и в онлайн-режиме вносит заметки, чтобы пояснить и дополнить материал;
- другие участники могут одновременно запускать демонстрацию своих экранов — например, чтобы сравнить результаты прохождения теста, показать свои презентации, выполнение домашнего задания;
- можно включить совместный просмотр видео на сторонней площадке и обсудить его.
Event-маркетинг
Профессиональный скрайбинг способен превратить самое скучное выступление в динамичное шоу. Технологию используют на конференциях, в дебатах, презентациях. Это необычный и свежий подход к подаче информации, поэтому даже видеозапись создания скетчей, выложенная в соцсети, может стать вирусной.
Видеореклама
Цель любой рекламы — донести до аудитории информацию о продукте или бренде. При этом важно помнить, что клиенты не готовы вникать в сложные нюансы и тратить время на изучение особенностей вашего предложения. Реклама должна быть понятной и простой.
Исследования YouTube показывают, что у рекламодателя есть не больше 5 секунд, чтобы заинтересовать пользователя и мотивировать его на дальнейший просмотр видеоролика. Скрайбинг как раз и является одним из инструментов удержания внимания. Показывайте яркие визуальные образы, по которым клиент определит суть вашего сообщения уже в первые секунды. Иллюстрируйте слова диктора, и через графику вы сможете более наглядно изложить материал и быстрее донести маркетинговое сообщение.
Использовать рекламу с элементами скрайбинга можно на разных площадках:
- онлайн — в онлайн-кинотеатрах, сервисах Яндекса (Яндекс.Дзен, Яндекс.Видео), в соцсетях (VK, Одноклассники);
- офлайн — на цифровых и интерактивных экранах, которые можно установить в торговых точках, бизнес-центрах, у партнёров и везде, где бывает ваша целевая аудитория.
Продукты из этой статьи: