Чтобы планомерно двигаться к цели и не сбавлять темпы даже в кризис, бизнесу нужна стратегия. Она задаёт вектор развития и помогает принимать управленческие решения в динамичной конкурентной среде. Придерживаясь стратегического плана, все сотрудники и подразделения организации работают слаженно, как единый механизм. Для разных видов бизнеса эффективны разные стратегические подходы. В этой статье мы рассмотрим классификацию и типы стратегий для разных предприятий и отраслей.
В соответствии с данным подходом, для каждого направления работы компании — продаж, маркетинга, логистики, производства — нужно составить свой стратегический план.
Определяет, чем занимается компания: какую продукцию продаёт и в каком объёме. Данный вид планирования предполагает проработку ассортимента и составление товарной матрицы.
Продуктовый стратегический план включает:
Описывает экономику бизнеса:
Финансовый план показывает, как достичь целей: например, повысить прибыль или рентабельность.
Это план действий по привлечению клиентов и росту прибыли с продаж. Составляется на основе анализа рынка, продукта и внутренних процессов. Включает:
Маркетинговый план учитывает финансовые цели компании и пересекается со стратегическим планом продаж.
Это верхнеуровневое описание развития продаж в перспективе одного года или больше. Включает:
Развивать бизнес можно горизонтально или вертикально, меняя продукт, отношения с партнёрами и целые отрасли.
Описывает, как укрепить позиции бренда, доработать существующий продукт или создать новый в той же нише. Цель — развитие организации в своём сегменте рынка.
В рамках данного вида планирования возможны три вектора развития:
Во всех вариантах требуются значительные ресурсы на маркетинг и оптимизацию внутренних бизнес-процессов. Чтобы усилить своё положение на рынке, компания должна работать одновременно в двух направлениях:
Поэтому план развития должен включать использование разных видов рекламы, меры по повышению лояльности аудитории и внедрение инструментов для конверсии.
В основе подхода — расширение компании за счёт присоединения новых структур. Для этого используется два метода:
При вертикальной интеграции можно двигаться «назад», к началу бизнес-процесса, или «вперёд», к клиенту.
Путь «назад» — это усиление контроля над поставщиками и производителями. Преимущества данного вида развития:
Так, производитель йогуртов из примера выше может не только выпускать продукцию под собственным брендом, но и брать заказы на производство от других организаций.
Путь «вперёд» — это контроль над этапами реализации продукта, расположенными между компанией и конечным потребителем. Продолжим пример с производителем йогурта: предприятие может создать свою сеть сбыта вместо того, чтобы работать с посредниками. Таким образом компания снизит расходы на посреднические услуги и сможет контролировать весь процесс продаж. В собственных фирменных магазинах можно обучить персонал с учётом политики бренда, размещать только свою рекламу, избавиться от конкуренции на полках.
Данный вид развития подходит организациям, которые достигли потолка в своей отрасли. Можно двигаться в следующих направлениях:
Суть стратегического плана — дать конкретные инструкции, как привести организацию к поставленной цели. Поэтому при выборе подхода нужно:
Чтобы поставить достижимые цели, нужно проанализировать потенциал компании. Например, горизонтальная диверсификация предполагает инвестиции: придётся вкладываться в новый продукт, расширение или оптимизацию производства. Поэтому перед выбором стратегии данного типа нужно:
Оценить все факторы и подобрать оптимальный путь развития можно с помощью анализа Big Data. Для этого используются интеллектуальные системы — например, Sber Process Mining. Система детально анализирует один или несколько бизнес-процессов вашей компании. Результаты можно визуализировать и отслеживать в режиме реального времени.
Система позволяет:
На основании данных анализа вы сможете:
Продукты из этой статьи: