Понятие устойчивого развития в России перестаёт быть просто трендом: сегодня соблюдение принципов ESG — новый стандарт бизнеса. Рассказываем, зачем следить за ESG-повесткой, с чего начать трансформацию компании, какие подходы и инструменты при этом использовать.
ESG (Environmental, Social, Governance) principles — принципы деятельности компании, основанные на защите окружающей среды, создание благоприятных социальных условий, добросовестном отношении с сотрудниками и клиентами и надлежащем корпоративном управлении.
Слышали выражение «после нас хоть потоп»? Эта фраза является прямой противоположностью концепции ESG. Смысл поговорки в том, что главное — получить выгоду сейчас, не думая о последствиях.
В противовес столь беспечному подходу концепция ESG предполагает ответственность перед будущим. Мир должен развиваться по такому пути, который обеспечит высокий уровень жизни сегодня и при этом не нанесёт вреда новым поколениям.
Когда говорят о ESG, упоминают устойчивое развитие. Между этими терминами есть разница:
Устойчивое развитие — комплексное понятие, охватывающее все сферы деятельности человека. Концепция объясняет, каких целей нужно достичь, чтобы обеспечить благополучие в будущем:
Всего сформулировано 17 глобальных целей, они собраны в резолюции ООН «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Каждая компания может содействовать достижению этих целей на своём уровне. А чтобы оценить, насколько эффективно бизнес способствует выполнению глобальных задач, используются критерии ESG.
Концепция применима в любых направлениях и отраслях. Трендам устойчивого развития следуют представители всех сегментов рынка: от госсектора, крупных производителей и ретейлеров — до малого бизнеса в сфере услуг и продаж товаров.
При этом единого подхода к ESG-трансформации нет. Каждая организация определяет вектор развития самостоятельно. Концепция базируется на трёх принципах, и какой из них внедрять в первую очередь, зависит от специфики, целей и возможностей бизнеса.
Идеология концепции отражена в названии: аббревиатура расшифровывается как E — Environmental, S — Social, G — Governance.
Принцип означает ответственное отношение к природе. Компания соответствует концепции Environmental, если следует трендам в вопросах экологии, стремится сократить ущерб, наносимый окружающей среде, и экономно расходует ресурсы.
Принцип означает высокую социальную ответственность перед персоналом, бизнес-партнёрами, клиентами. Чтобы соответствовать критерию Social, нужно создавать комфортные условия труда, предоставлять социальную поддержку сотрудникам, бороться с гендерными стереотипами.
Один из показателей социальной ответственности — обеспечение бесперебойной работы в любых условиях. Пример реализации данного подхода показал Уральский государственный университет физической культуры в Челябинске.
Изначально в вузе для дистанционного обучения использовали зарубежное решение. Чтобы устранить риски отключения ПО и не зависеть от внешних факторов, организация пошла по пути импортозамещения. Решением стал российский сервис видеоконференций SaluteJazz. Организация провела внедрение и предоставила своим студентам новый удобный, надёжный и стабильный инструмент — то есть проявила заботу о клиентах и высокую социальную ответственность.
Принцип означает высокое качество управления компанией. Критерии оценки:
Трансформация бизнеса — решение добровольное. Однако следование принципам устойчивого развития постепенно внедряется на государственном уровне. Например, в 2022 году усилены меры в вопросах обращения с отходами: принят новый закон «О побочных продуктах животноводства», внесены поправки в ФЗ «О недрах» и «Об отходах производства и потребления».
Переход на ESG необязателен, но поощряется. Так, с 2023 года компании, создающие продукцию из переработанных отходов, смогут получать субсидии от государства.
Другой пример — новая концепция строительства многоквартирных домов по «зелёному» стандарту. С 1 ноября 2022 года новостройки с «зелёным» сертификатом могут участвовать в льготных ипотечных программах.
Следование законам и получение льгот — не единственные аргументы в пользу внедрения ESG-подхода.
Инвесторы охотнее поддерживают компании с высокими показателями ESG. Законодатели тренда — миллениалы: поколение, рождённое в 80–90-х годах. Сегодня это люди в возрасте от 30 до 45 лет, именно они составляют ядро платёжеспособной аудитории и диктуют новые подходы к бизнесу и инвестициям. Ценности миллениалов — не только выгода и личный комфорт, но и ответственность в экологических и социальных вопросах.
Российские банки пересматривают процесс проверки корпоративных клиентов. Теперь перед выдачей кредита банки изучают, насколько показатели клиента и его подход к управлению соответствуют критериям Environmental, Social и Governance. Этот тренд набирает обороты: в ближайшие годы большинство кредиторов будут тестировать заёмщиков на соблюдение принципов устойчивого развития.
Чтобы укрепить имидж компании на рынке труда, нужно организовать управление с учётом принципов социальной ответственности. Чем лучше условия вы предоставите, тем более привлекательным работодателем станете в глазах соискателей. Следовательно, вы сможете тратить меньше ресурсов на поиск и наём персонала, снизить риск потери ценных сотрудников, уменьшить текучесть кадров.
Следование трендам — хороший инфоповод, на котором можно построить маркетинговую стратегию. Расскажите аудитории, какой вклад в будущее планеты вносит ваша компания. Предложите клиентам новые продукты и услуги, соответствующие принципам ответственного потребления, например:
Просто пользуясь вашей продукцией, покупатель сможет немного улучшить мир. Донесите эту концепцию до потребителей, и вы сможете повысить лояльность продвинутой аудитории и привлечь новых клиентов.
Если не следить за повесткой и игнорировать тренды, можно потерять клиентов, партнёров и сотрудников.
Несоблюдение правил управления, социальной и экологической ответственности может привести к скандалу вокруг компании или бренда. Например, репутационные риски возникают при некорректном отношении к персоналу, взяточничестве, утечке персональных данных, нанесении вреда окружающей среде.
Нарушение законов об охране окружающей среды приводит к штрафам и более серьёзным последствиям. Из-за отказа от принципов устойчивого развития можно потерять инвесторов и поддержку от крупных игроков рынка: банков, благотворительных фондов, страховых компаний.
Чтобы удерживать постоянных клиентов и завоёвывать новую аудиторию, нужно соответствовать трендам. Отставание в инфополе ведёт к ухудшению позиций на рынке: в лидеры выходят конкуренты, которые уже запустили трансформацию своего бизнеса и открыто заявили об этом.
Необходимо составить стратегию внедрения: определить ключевые направления, поставить конкретные цели и найти способы их достижения.
На этом этапе нужно понять, какие принципы вы будете внедрять в первую очередь: экологические, социальные или управленческие.
В рамках выбранного направления нужно поставить цель — решить, по какому пути пойдёт трансформация бизнеса. Например, если в приоритете повышение социальной ответственности, то можно выбрать такие цели:
После постановки цели нужно описать шаги по её достижению. Например, если вы решили организовать обучение персонала, то выберите подходящий способ реализации:
Если цель — улучшение условий труда, то стоит пойти по пути цифровизации. Для этого подходят профильные системы автоматизации:
В результате вы сможете избавить команду от рутинных задач, снизить риски ошибок и профессионального выгорания.
Продукты из этой статьи: