Для расширения бизнеса используют несколько стратегий. Одна из них — выход на региональные рынки внутри страны или даже за её пределами. Открывать новое юридическое лицо для этого не нужно, достаточно уведомить налоговую о создании подразделения.
Расскажем, как открыть филиал в другом городе и какие юридические и административные нюансы нужно учесть.
Различия между двумя формами подразделений описаны в законе № 14-ФЗ. Так, представительство может только представлять интересы ООО и защищать их, тогда как филиалу разрешено самостоятельно вести хозяйственную деятельность: заключать договоры, нанимать сотрудников, распоряжаться имуществом и т. д.
На практике открыть представительство можно для исследования рынка, приёма заказов, а филиал — для организации производства, логистики и продаж на местах.
Руководство компании по производству и продаже сантехники решило расширить бизнес. Сначала они открыли представительства в нескольких городах. Сотрудники изучали рынок, выстраивали маркетинговую стратегию, искали клиентов. Заказы передавали в головной офис, со склада которого товары доставлялись заказчикам.
Через несколько месяцев стало понятно, что в двух городах высокий спрос на такую продукцию. Там открыли филиалы компании и собственные производства: теперь сантехника производится на месте и заказчики быстрее получают товар.
Открытие филиала ООО в другом городе — это расходы на аренду площадей, зарплаты сотрудникам. Не всегда бизнес получится сразу успешно масштабировать и выйти в плюс. Вот несколько советов, которые помогут избежать убытков.
Изучите текущее состояние компании:
Если выявлены недостатки, их нужно устранить до открытия первого филиала. Используйте сервис для управления производственным процессом, чтобы ставить сотрудникам задачи и следить за их выполнением. Отделу разработки нужно поручить процесс автоматизации. Они создадут ботов в SaluteRPA, которые будут собирать информацию о дебиторской задолженности, создавать отчёты, управлять логистикой и проверять контрагентов.
Анализ можно начать удалённо. Учитывайте три критерия:
Филиал — не единственная форма расширения бизнеса. Открыть подразделения в других городах можно по франшизе, тогда расходы на открытие филиала ООО возьмёт на себя местный предприниматель, а владелец идеи будет получать роялти.
Ещё один способ — заключить договор с дистрибутором, который найдёт клиентов и возьмёт на себя логистику. С таким партнёром придётся делиться прибылью.
Филиал можно открывать, если у компании есть средства на аренду, оборудование, выплату зарплат новым сотрудникам ― не придется влезать в долги, чтобы покрыть расходы.
Не нужно открывать сразу несколько подразделений. Запустите один филиал для проверки гипотез. На нём получится отладить стратегию, испытать новые маркетинговые инструменты, увидеть, что не было учтено на этапе планирования.
Задачи, поставленные сотрудникам подразделения, фиксируйте в SberTrack. В дальнейшем из этого массива информации получится сделать алгоритм для открытия новых подразделений. Регулярно проводите встречи с руководством в сервисе для видеоконференций, разбирайте ошибки и проблемы, гибко меняйте стратегию.
В итоге сложится универсальная модель, которую можно будет быстро переносить на новые территории.
Помимо организационных, нужно учесть ещё и юридические аспекты. Процесс регистрации филиала описан в Налоговом кодексе, Гражданском кодексе и двух федеральных законах — № 14-ФЗ и № 129-ФЗ.
Главное, что нужно понимать, филиал — не отдельное юридическое лицо. Информация о нём вносится в карточку основного ООО, оно же несёт ответственность за его действия, а руководство подразделения работает по доверенности.
Для регистрации нужно провести собрание учредителей, внести изменения в ЕГРЮЛ и в устав (необязательно). Разберём процесс подробнее.
Второй шаг необходим, если филиал будет нанимать сотрудников и платить им зарплату.
Для продажи товаров в России зарубежным компаниям не нужно открывать отдельное ООО, достаточно организовать филиал. Для этого нужно пройти государственный контроль и получить аккредитацию. Шаги такие:
Заявление составляется по форме 15АФП и сопровождается пакетом документов:
Документы на иностранном языке переводят на русский и заверяют у нотариуса, также они должны пройти консульскую легализацию или апостилирование. Исключение — между Россией и страной, где расположена основная компания, есть соглашение об освобождении от легализации.
Уведомить торгово-промышленную палату России о количестве иностранных сотрудников в филиале и заверить эту информацию. Этот шаг нужно выполнить, даже если в подразделении будут работать только граждане РФ.
В России действовать нужно так же, как и при открытии регионального филиала. Порядок регистрации за рубежом подскажут местные юристы или бухгалтеры.
Минус зарубежного филиала — необходимость платить налог и в РФ, и в другой стране. Однако с некоторыми странами Россия заключила соглашение об избежании двойной уплаты налогов.
Сбер упрощает связь с филиалами. Используйте мессенджер для бизнеса Dialog, чтобы проводить собрания и обсуждать рабочие задачи с коллегами из других городов.
Для быстрых расчётов с клиентами подразделения подключите SberBusiness Payments. Сервис проводит платежи между компаниями за 15 секунд, позволяет оформлять рассрочку.
Обменивайтесь документами с зарубежными филиалами через SberConnect. Он поддерживает международный стандарт ISO 20022.