Путь клиента от знакомства с брендом до продажи состоит из нескольких шагов. Интересно, что в разных отраслях и сферах бизнеса эти шаги примерно одинаковы. Если описать их в обобщённом виде, получится универсальная модель АИДА. Модель AIDA — это представление клиентского пути в виде формулы из четырёх компонентов:
Модель показывает, какие этапы проходит пользователь при принятии решения о покупке.
С точки зрения маркетинга АИДА — это техника воздействия на потребителей. Зная, какие шаги должен выполнить клиент до покупки или совершения другой конверсии, можно направлять и вести его по нужной траектории к целевому действию.
В соответствии с формулой работу с клиентом нужно вести по следующему алгоритму:
Чтобы техника работала, важно придерживаться указанной последовательности. Нельзя пропускать этапы или менять их местами.
Дело в том, что модель АИДА основана на психологических паттернах, то есть устойчивых сценариях поведения человека. Мы совершаем многие действия автоматически, по привычному шаблону. Это относится и к механизму принятия решений о покупке. При выборе товаров или услуг мы неосознанно опираемся на одни и те же соображения и убеждения. Именно к этим паттернам обращается техника AIDA, создавая у клиентов новые потребности и формируя спрос.
Поэтому при применении АИДА в маркетинге или продажах важно понимать, как работает каждый компонент формулы.
На первом этапе нужно привлечь аудиторию, которая ещё не знакома с продуктом. В маркетинге для этого используются следующие инструменты:
Цель этапа Attention — охватить как можно больше потенциальных клиентов и вовлечь их в дальнейшее взаимодействие.
Примеры успешной реализации первого этапа AIDA:
Обычно в стратегию маркетинга включают сразу несколько инструментов, затем отслеживают их эффективность, дорабатывают тексты и другой контент.
На первом этапе AIDA пользователь перешёл на сайт или страницу продукта. Теперь нужно:
В маркетинге для этого используются следующие приёмы:
Вовлекать пользователей в коммуникацию помогают чат-боты. Вот пример использования бота на втором этапе модели AIDA:
Чат-бот можно подключить не только на сайте, но и в других каналах: к примеру, в группе в соцсетях или бизнес-аккаунте Telegram.
На третьем этапе модели АИДА пользователь познакомился с брендом, увидел ценность предложения, но к покупке пока не готов. Если пытаться настойчиво продавать на этом шаге, то можно потерять клиента. Нужно сделать так, чтобы покупатель сам захотел заказать продукт.
Для этого подходят следующие инструменты:
Цель этапа Desire — подготовить клиента к продаже, вызвать у него желание купить продукт.
На завершающем этапе AIDA нужно подтолкнуть клиента к покупке. Для этого используются прямые призывы к действию, а также создание ощущения дефицита.
К примеру, интернет-магазин может размещать такие тексты:
Чтобы продавать эффективнее, нужно научиться отрабатывать возражения. Для этого соберите базу частых вопросов и сомнений пользователей, составьте ответы и разместите их в нескольких источниках. К примеру:
Результатом этапа Action техники AIDA является конверсия: продажа, подписание договора, заказ услуги.
В формулу можно добавить пятый этап S — Permanent Satisfaction, или просто Satisfaction. Компонент S отвечает за сохраняющееся удовлетворение. Это значит, что продавать продукт нужно так, чтобы клиент остался довольным, захотел вернуться вновь и порекомендовать вашу компанию знакомым.
Если в классической формуле АИДА фокус общения с клиентом держится на продаже, то в AIDAS — на удержании. Техника AIDAS помогает:
Чтобы критерий S работал, нужно собирать обратную связь и прислушиваться к мнению аудитории. Для этого подходят следующие инструменты:
Формула АИДА дополняется шагом M — Motivation, который усиливает компонент Desire и повышает вероятность продажи на этапе Action. В маркетинге для этого проводят демонстрации продуктов, чтобы показать, как продукт может улучшить жизнь покупателя. Другой частый приём — воздействие на эмоции покупателя: создание яркого образа, связанного с обладанием товаром.
Этап С (Confidence) отвечает за формирование доверия к бренду или продавцу. Для этого в рекламе и маркетинге используются доказательства качества, надёжности, хорошей репутации.
Техника имеет следующие преимущества:
недостатки модели AIDA:
Техника используется в рекламе и создании контента. Примеры:
По технике АИДА создают скрипты для менеджеров по продажам и операторов кол-центров. Компании, которые продают по телефону, используют формулу в сценариях виртуальных ассистентов при автоматических голосовых рассылках.
Формулу АИДА удобно использовать при планировании докладов, презентаций, переговоров и выступлений. Техника помогает легче донести информацию, не растеряв внимание аудитории и выполнив поставленную цель.
Пример: производитель пищевых добавок организует вебинар, на котором нужно объяснить клиентам пользу своей продукции и стимулировать продажи. Для этого с помощью инструментов маркетинга приглашает на вебинар потенциальных покупателей и запускает трансляцию в сервисе для видеоконференций.
Участники приходят на мероприятие за знаниями: в первую очередь они хотят понять, как действуют пищевые добавки и как их применять с пользой для здоровья. Покупка продукции не является основной целью аудитории. Продавать товар — это задача организатора. Поэтому на вебинаре нужно преподнести информацию так, чтобы мотивировать клиентов к заказу.
Чтобы выполнить эту задачу, спикер может выстроить вебинар по технике AIDA:
Чтобы при использовании техники AIDA реклама и общение с аудиторией были максимально эффективными, следуйте этим рекомендациям: