ym88659208ym87991671
9 минут на чтение
11 сентября 2024

Основные средства предприятия: что это такое и для чего нужны

В распоряжении компании находится имущество различных категорий. Оно задействовано в производственных процессах и других сферах деятельности предприятия.

Согласно общепринятой классификации, часть имущества относится к категории основных средств (ОС). Компания должна вносить его в бухгалтерскую и налоговую отчётность, фиксировать во внутренних документах, принимать и зачислять на баланс.

Видеозвонки в SaluteJazz
Общайтесь с друзьями и близкими где бы вы ни были

Что относится к основным средствам

Основные средства — это имущество компании, которое образует его производственную базу. Оно может находиться в постоянной эксплуатации или в резервном фонде.

Для более точного определения принадлежности имущества к этой категории используют шесть критериев:

  • объект задействован в производстве или других бизнес-процессах. Это может быть не только станок, но и автомобиль для поездок курьера. Машина не используется при производстве напрямую, но помогает обеспечивать работу предприятия;
  • срок эксплуатации больше 12 месяцев. К примеру, канцтовары не считаются ОС. Если их использовать по назначению, они расходуются в течение нескольких дней или недель;
  • средство куплено не для перепродажи. Объект должен быть постоянной частью производственного фонда. Например, если компания продаёт компьютерную технику, то последняя считается товаром на балансе и не относится к ОС;
  • объект помогает предприятию получать прибыль. Ксерокс в офисе закрывает потребности в копировании документов, поэтому считается основным средством — в отличие от картин на стене, напрямую не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • объект нуждается в амортизации. Например, несущая конструкция производственных помещений изнашивается, станки ломаются, а машины требуют ремонта. По этому критерию землю нельзя зачислять в категорию ОС;
  • стоимость актива и работ по его интеграции в производственный фонд не ниже определённого лимита. В налоговом учёте он установлен на уровне 100 000 рублей.

Имущество из оборотных фондов не принадлежит к ОС, поскольку в процессе эксплуатации оно меняет свою форму.

Проверить принадлежность актива можно также по классификатору основных фондов. В нём все ОС объединены в следующие виды:

  • недвижимость (здания);
  • машины (рабочие, силовые, транспорт);
  • оборудование;
  • компьютерная техника;
  • инструменты и инвентарь;
  • многолетние растения и скот.

По классификации капитальные вложения могут быть ОС при определённых условиях — если вложения в них не возвращаются владельцу.

Промышленное оборудование

Что не относится к основным средствам

При классификации активов учитывают также их назначение. К ОС не относят продукцию, поскольку её делают для продажи, а не для использования.

Исключение — те случаи, когда компания начинает использовать такой актив по назначению — для производства других товаров или обеспечения бизнес-процессов.

Также к ОС не относят спецодежду, тару для хранения, расходные материалы, запчасти для станков и оборудования.

Классификация основных средств предприятия

ОС классифицируют по нескольким критериям:

  • отрасль: производство, строительство, культура, спорт, массмедиа и другие;
  • право собственности: арендованные, собственные;
  • назначение актива: производственные, непроизводственные;
  • характер использования: эксплуатация, подготовка к использованию, в резерве.

Такая классификация актуальна для всех типов ОС независимо от организационно-правовой формы предприятия.

Методы оценки основных средств

ОС в бухгалтерском учёте принято оценивать при помощи трёх методов — на основании первоначальной, текущей или остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость

Этот метод оценки используют, когда актив ставится на учёт. В первоначальную стоимость входит цена имущества и затраты на его введение в эксплуатацию без учёта НДС. К примеру, кроме стоимости станка, надо учитывать расходы на доставку, сборку и т. д.

Правило действует и на новое оборудование, и на бывшее в употреблении. Метод оценки не учитывает производственное назначение или технические характеристики имущества.

Если фонд пополняется за счёт произведённого на предприятии актива, оценивают его себестоимость. Главное — правильно определить цену ОС перед тем, как внести их в уставной капитал. Если данных о себестоимости нет, оценку проводят с учётом рыночной цены.

Текущая стоимость

Методика используется для расчёта цены актива после начала эксплуатации. Она даёт возможность оценить текущую стоимость ОС в ситуациях, которые описаны в 14 ПБУ 6/01 п. 43 Методических указаний, утверждённых приказом Минфина России от 17.09.2020 г.  204н.

Метод допускает уценение или дооценку актива. Стоимость может повыситься в связи с ростом цен на рынке или модернизацией промышленного оборудования.

Остаточная стоимость

Этот метод оценки используется, чтобы определить стоимость актива с учётом вычетов на амортизацию. Результаты расчёта указываются в бухгалтерском балансе за год. Метод позволяет вычислить показатель, необходимый для финансового анализа бизнес-модели предприятия.

Бухгалтерский учёт

Сроки использования основных средств

ОС также требуют оценки сроков их использования. Для налоговой отчётности этот показатель берут из общепринятой классификации ОС, утверждённой соответствующим Постановлением Правительства РФ. По срокам полезного использования выделяют десять амортизационных групп основных средств. В первую входит недолговечное имущество, которое можно использовать от года до двух лет. К десятой группе относится имущество, полезный срок использования которого превышает 30 лет.

Если речь идёт о бухучёте, то компания может устанавливать свои сроки. Обычно это делают с учётом производственного назначения актива и его места в классификации.

После модернизации ОС срок эксплуатации может быть увеличен. К примеру, если при ремонте оборудования производственного назначения меняют главные узлы, то его фактический рабочий ресурс увеличивается. Это должно быть зафиксировано в документах. Место в классификации и назначение не меняется.

Допустим, компания покупает дуговую электропечь, которая принадлежит к 6-й группе со сроком эксплуатации 1015 лет. После оценки производственного потенциала оборудования этот показатель составил 10 лет. Через несколько лет компания отремонтировала электропечь, и её рабочий срок увеличился.

В документах после модернизации этого актива его положение в классификации ОС и назначение не изменилось, но срок эксплуатации был оценён в 15 лет. Устанавливать новый показатель можно только в допустимых границах.

Иногда в классификации нет нужной группы ОС. В таком случае ответственное лицо может самостоятельно установить приблизительный срок эксплуатации. Самый простой метод — оценить состояние имущества во время осмотра с учётом технической документации.

Особенности бухгалтерского учёта основных средств

В бухучёте для обозначения основных средств используют понятие инвентарных объектов (ИО). Это сам актив и его комплектующие.

К примеру, ИО «автомобиль» включает в себя не только машину, но и запасное колесо, набор инструментов и аптечку. Если в состав одного инвентарного объекта входит несколько частей с разным сроком эксплуатации, то их указывают в документах отдельно.

Чат-боты для вашего бизнеса

Полезные решения для бизнеса от SberDevices

Основные средства составляют производственную базу предприятия, но, чтобы оно успешно работало, важно также использовать современные продукты для бизнеса. Программные решения от SberDevices обеспечивают потребности компании по всем стратегическим направлениям:

  • внутрикорпоративная коммуникация;
  • финтех;
  • продажи и общение с клиентами;
  • оборудование цифрового рабочего места;
  • увеличение конверсии в продажах.

Решения разработаны с учётом современных реалий предпринимательской деятельности.

К примеру, платформа для онлайн-конференций SaluteJazz смогут не только обеспечить комфортную внутрикорпоративную коммуникацию, но и гарантировать защиту от утечки информации. SberDevices и компания по управлению цифровыми рисками BI.ZONE разработали ряд инновационных продуктов для защиты от киберугроз.

Программные решения для работы компании помогут оборудовать эффективное цифровое рабочее место и повысить производительность труда.

Продукты Сбера помогают существенно улучшить эффективность взаимодействия с клиентами. К примеру, с помощью чат-бота SaluteBot компания по ремонту электроники сократила время обработки входящих обращений с 23 минут до 2 секунд. Благодаря автоматизации расходы на содержание кол-центра снизились на треть, а показатель конверсии увеличился на 12%.

Применение программных решений от SberDevices — инновационный способ оптимизации бизнес-процессов. С их помощью можно эффективно использовать основные средства и фонды в структуре предприятия.

Видеовстреча с коллегами

Продукты и категории из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
Ещё по теме
Развитие бизнеса
Как ставить цели по SMART

Пять критериев постановки задач в работе и бизнесе
Развитие бизнеса
Что такое KPI

"Ключевые показатели эффективности в сфере продаж"
Видеоконференции SaluteJazz
Организация видеоконференций

Как организовать видеоконференцию при помощи SaluteJazz
Развитие бизнеса
Улучшение качества обслуживания клиентов

Обзор инструментов для улучшения клиентского сервиса
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
ИИ-решение для вашего бизнеса
Поможет сотрудникам с рутинными задачами, проконсультирует клиентов и соберет обратную связь