Правильная постановка задачи — половина её решения. Чтобы ставить конкретные и выполнимые цели, можно использовать технологию SMART.
Это техника эффективного целеполагания. Аббревиатура означает пять критериев, которым должна соответствовать задача:
Целеполагание по технологии SMART — это планирование конечного результата с учётом текущей ситуации и реальных возможностей. Разберём каждый критерий смарт-техники подробнее.
Попробуйте инструменты и сервисы от Сбера для достижения целей
При постановке задач нужно избегать размытых формулировок. Сравним две задачи:
Первый пример — абстрактный. Задача имеет множество вариантов решений и может трактоваться по-разному. Развивать бизнес можно разными способами, например:
Начать решать такую задачу сразу не получится. Сначала необходимо выбрать вектор развития и составить план действий.
Второй пример соответствует смарт-критерию «Конкретность». Из формулировки понятно, к какой области бизнеса относится задача (к сфере продаж) и в каком направлении нужно работать (повышать прибыль).
Этот критерий техники СМАРТ нужен для того, чтобы определить, что задача выполнена. Это числовое или фактическое измерение результатов работы.
В примере выше мы ставили задачу «повысить прибыль в 2023 году». Такая формулировка определяет вектор развития бизнеса, но не объясняет, каких именно показателей необходимо достичь. Дополним её:
Измеримость помогает оценить продуктивность работы в процессе достижения цели. В любой момент можно оценить текущий результат и увидеть:
Если ориентироваться на измеримый результат, легче понять, всё ли идёт по плану, нужно ли оптимизировать процесс.
Допустим, компания ставит цель повышать прибыль на 20% каждый месяц, прилагает усилия, но показатели не улучшаются. Значит, нужно менять бизнес-процессы. Для этого можно повышать эффективность команды, подключать сервисы автоматизации, внедрять решения для увеличения конверсии в продажах.
Смарт-технология учитывает время и ресурсы, которыми вы располагаете. Нельзя ставить невыполнимую задачу — например, планировать повышение прибыли на 1000% в месяц и при этом ничего не менять в бизнесе. Нереалистичные задачи бесполезны для компании и могут демотивировать команду.
С другой стороны, не стоит занижать планку и ставить неамбициозные цели. Излишняя скромность замедляет развитие. Важно найти баланс.
При постановке достижимой задачи можно использовать следующую технику:
К ресурсам относятся:
Чтобы ставить достижимые задачи, можно также опираться на опыт конкурентов. Сравните возможности и результаты вашего бизнеса с показателями других игроков рынка. Например, если ближайшие конкуренты получают прибыль 200 млн ₽ в год, то вы можете ориентироваться на такой же показатель или выше, если позволяют ресурсы.
Задача должна быть важной, значимой, соответствовать общему направлению развития и глобальным целям бизнеса.
Пример постановки:
Некоторые источники трактуют четвёртую составляющую аббревиатуры SMART как Realictic — «реалистичный». Это созвучно предыдущему критерию — достижимости: при постановке задачи нужно здраво оценивать текущее положение, планы и доступные ресурсы.
К бессрочной цели можно идти бесконечно. При этом сложно контролировать процесс: непонятно, насколько вы близки к результату, хватает ли вам ресурсов, нужно ли двигаться быстрее.
Поэтому при постановке задачи нужно указать срок её выполнения. К окончанию срока должны быть достигнуты показатели, которые вы определили на этапе «Измеримость».
Ставить временные рамки нужно тоже по смарт-технологии, с учётом критерия достижимости. Например, цель заработать миллион в одних и тех же условиях может быть выполнимой или невыполнимой. Достижимость зависит от сроков:
Если при постановке цели использован SMART-подход, то шансы получить нужный результат возрастают. Подробно описанную задачу можно использовать как руководство к действию. Сотрудникам не придётся искать варианты решения проблемы — все силы можно направить на достижение заданных показателей в указанные сроки.
Технология СМАРТ помогает управлять командой. По конкретным, измеримым и ограниченным по времени задачам можно определять:
По смарт-задачам удобно считать KPI. К примеру, если по плану нужно было продать продукцию на 2 млн ₽, а продали на 1 млн ₽, то выполнение KPI — 50%.
Сначала сформулируйте задачу в произвольной форме: например, «повысить прибыль сервисного центра за счёт продажи услуг по ремонту бытовой техники».
Затем уточняйте и дополняйте задачу в соответствии с каждым критерием СМАРТ.
Пример:
По смарт-технологии можно ставить не только крупные цели, но и подзадачи. Для этого нужно:
Убедитесь, что каждая подзадача ведёт к выполнению главной задачи, не противоречит общей стратегии и не требует лишних ресурсов. Продолжим пример постановки задач для сервисного центра.
Допустим, анализ критерия «Достижимость» выявляет нехватку персонала. Значит, нужно ставить подзадачу по найму дополнительных сотрудников или заключать договор с субподрядчиком. Для этой подзадачи тоже нужно определить срок и результат в соответствии с технологией SMART.
Иногда постановка подзадач требуется в процессе выполнения основной задачи. Пример:
Чат-бот круглосуточно принимает 100% заявок от клиентов, а также выполняет функцию виртуального консультанта:
В результате нагрузка на персонал снижается, компания получает больше заказов, что ведёт к выполнению поставленной задачи. Более того, внедрение чат-бота позволяет улучшить финансовые показатели компании. К примеру, в одном из реальных кейсов по использованию чат-бота SaluteBot сервисной компании удалось снизить расходы на контакт-центр на 34% и повысить конверсию на 12%.
Техника целеполагания применима во всех областях. Её можно использовать для саморазвития, организации работы, управления организациями. Приведём несколько примеров постановки смарт-задач в бизнесе.
Направление развития | Пример формулировки по технике СМАРТ |
---|---|
Рост продаж | Повысить продажи товара N в Московском регионе за май на 40% |
Расширение каналов сбыта | Ввести 10 SKU в торговую сеть N до конца года |
Продвижение сайта | Выйти на первые позиции в поиске по ключевым фразам за 60 дней |
Продвижение мобильного приложения | Получить 1 млн установок к 1 января 2024 года |
Продукты и категории из этой статьи: