Чем выше конкуренция, тем важнее для бизнеса качество обслуживания клиентов. Рассказываем, почему так происходит и какими методами можно повысить уровень клиентского сервиса.
Исследования показывают, что уровень обслуживания настолько же важен для потребителей, как продукция, услуги и цены. Это актуально и для мирового рынка в целом, и для России в частности.
Например, по результатам опросов, более 15% российских потребителей не готовы сотрудничать с компанией, которая предоставляет плохое обслуживание. И наоборот, позитивный опыт взаимодействия способствует росту клиентской базы.
Представьте двух покупателей, которые купили одинаковые товары у одного поставщика:
Вопрос: кто из них с большей вероятностью станет постоянным клиентом и вернётся за новой покупкой?
Изучение рынка показало, что шансы повторного обращения на 13% выше для первого покупателя. Даже несмотря на сложности с заказом. Почему? Потому что теперь потребитель не только знаком с продукцией, но и знает, что при необходимости получит помощь.
Качество оказания услуг влияет на продажи. Повышение уровня клиентского сервиса ведёт к улучшению следующих показателей:
Однако рост продаж не всегда означает рост прибыли. Чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, обычно требуются вложения: расширение штата, финансовая мотивация персонала, привлечение подрядчиков для улучшения логистики, техподдержки и других услуг. Чтобы увеличивать прибыль, важно снижать эти затраты.
Повышать уровень сервиса, не раздувая бюджет, помогает автоматизация.
Автоматизировать можно большую часть бизнес-процессов:
Основные инструменты для улучшения сервиса:
Автоматизация предоставляет широкие возможности для улучшения бизнес-процессов. Технологии выгодны: освободившись от рутины и текучки, сотрудники могут сосредоточиться на новых проектах и развитии бизнеса.
Кроме этого, использование умных помощников делает компанию более привлекательной в глазах аудитории.
Рассмотрим, какими методами можно улучшать взаимодействие с клиентами и какие средства автоматизации для этого подходят.
Прежде чем взять курс на повышение качества обслуживания, нужно разобраться, что входит в понятие хорошего клиентского сервиса.
Вот что важно для большинства потребителей:
Скорректируйте этот список с учётом специфики вашей аудитории — и вы получите перечень процессов, которые нужно улучшать.
Цель — удерживать сервис на таком уровне, чтобы решать задачи клиентов и предугадывать их ожидания. При этом нужно выполнять все обязательства, которые вы указали в торговом предложении или договоре.
Например, если пиццерия обещает доставку в течение 20 минут, то при опоздании курьера нужно предоставить покупателю компенсацию. Если техподдержка не может устранить проблему, нужно привлечь третью сторону или предложить пользователю альтернативное решение.
Около 30% пользователей уходят, если не получили ответ за 10 секунд. Поэтому при улучшении качества обслуживания нужно повышать оперативность обработки обращений. Чем скорее вы предоставите обратную связь, тем лучше. Нанимать штат операторов для этого не нужно: достаточно подключить чат-бот.
Чат-бот — это программа, которая общается с пользователями по заданному алгоритму. Что заложить в сценарий, зависит от бизнеса. Бот может:
Создать и настроить бот несложно, навыки программирования для этого не нужны. Например, SaluteBot можно бесплатно собрать в визуальном онлайн-конструкторе. Есть готовые шаблоны: по ним можно понять принцип работы бота и улучшить сценарий, добавив больше функций.
Польза SaluteBot для бизнеса:
SaluteBot натренирован на миллионах диалогов. Он умеет анализировать сообщения пользователя, чтобы понять его намерения и выявить потребность. Такая способность работает на повышение лояльности аудитории и улучшение обслуживания.
Запустить чат-бот можно в мессенджере (Telegram, Viber), соцсетях (ВКонтакте, Одноклассники), на маркетплейсах (Авито) или на своём сайте.
Подключите как можно больше каналов связи. Не ограничивайтесь телефонной линией и email. Предоставьте пользователям возможность общаться с вами в соцсетях и мессенджерах.
Но повышение числа каналов — только первый шаг. Второй — понять, как работать с заявкой, когда данные по ней поступают из разных источников.
Вести клиентскую базу вручную неудобно и неэффективно. Менеджеры могут неправильно внести информацию или потерять часть истории работы с клиентом. Если оператор работает в нескольких мессенджерах, то может пропустить уведомление в одном из них, и запрос останется без ответа.
Чтобы не терять клиентов, консолидацию данных нужно автоматизировать. Например, с помощью омниканальной платформы Jivo.
Jivo собирает в единый диалог обращения из разных каналов:
В личном кабинете Jivo можно отправлять шаблонные ответы, использовать быстрые фразы и автоматические подсказки. Оператор может подключить к беседе другого сотрудника или вообще передать ему обращение. Таким образом, чат-платформа Jivo повышает эффективность работы операторов и улучшает клиентский сервис.
Ещё одно преимущество — возможность следить за качеством обслуживания по каждому каналу и сотруднику. В системе хранится полная история диалогов, принятые и пропущенные сообщения. Анализ статистики в Jivo поможет выявить точки роста и понять, как повысить уровень клиентского сервиса.
Чтобы выявить бизнес-процессы, которые нужно улучшать, проанализируйте эффективность работы клиентской службы.
Основные метрики для анализа:
Последняя метрика показывает, сколько обращений по всем каналам связи приходится на одного оператора в единицу времени. Значение должно быть примерно одинаковым для всех сотрудников, а также постоянным в течение года.
Сезонные всплески отражают резкое повышение нагрузки на персонал. Из-за этого может падать уровень обслуживания и качество услуг. Заметили всплески — подумайте об усилении штата на период высокого спроса либо о внедрении автоматизации.
Разгрузить операторов при онлайн-общении помогают чат-боты, о которых мы говорили выше. А для автоматизации кол-центров можно использовать речевые технологии SaluteSpeech. В отличие от оператора кол-центра, голосовой ассистент принимает 100% входящих звонков, работает 24/7 и отвечает за несколько секунд.
Уровень счастья клиентов зависит от профессиональных качеств ваших сотрудников. Важно всё: как операторы общаются, решают конфликты, реагируют на нестандартные ситуации.
Чтобы оценить профессионализм команды, нужно анализировать переговоры. Если общение ведётся в онлайн-каналах, то собрать и изучить статистику можно через Jivo. Но как проконтролировать уровень оказания услуг, если переговоры ведутся очно?
Для этого можно использовать SmartBadge — бейдж для записи и анализа переговоров с клиентами. На одежду сотрудника крепится устройство с диктофоном, которое:
SmartBadge предоставляет речевые материалы в двух форматах: текстовом и аудио. Анализ этих записей помогает оценить качество консультаций и улучшить клиентский сервис.
Допустим, все ошибки исправлены, служба техподдержки работает без сбоев, а потребители оставляют только позитивные отзывы. Можно ли и дальше что-то улучшать? Да: можно работать на опережение и предугадывать желания вашей аудитории.
Чтобы превзойти конкурентов, можно внедрять новые технологии. Предоставляйте пользователям возможности, которых нет у других. Обеспечьте аудитории необычный опыт взаимодействия.
Пример — улучшение клиентского опыта с помощью SaluteSpeech. Это технология распознавания речи: SaluteSpeech понимает голос пользователя и умеет генерировать естественную речь.
Как можно использовать SaluteSpeech, чтобы повысить качество обслуживания:
Продукты из этой статьи: