Чтобы оценить продуктивность работы и прогресс на пути к цели, в бизнесе используют Key Performance Indicators, или сокращённо — KPI.
KPI — это ключевые показатели эффективности (КПИ, или КПЭ) в числовом или качественном выражении.
Числовое выражение используется для параметров, которые можно измерить и рассчитать. Примеры:
Качественное выражение используется для метрик, у которых нет принятых единиц измерения. При оценке процессов и эффективности работы оперируют такими понятиями, как «высокий», «низкий», «положительный», «негативный», «средний», «нейтральный».
Примеры КПЭ в качественном выражении:
Key Performance Indicators используются во многих областях:
Ключевые показатели эффективности применимы к разным процессам. Можно рассчитать KPI для отдельных сотрудников, команд, отделов, филиалов и целых организаций.
Key Performance Indicators — универсальный инструмент контроля работы по любому направлению. КПИ позволяют:
Без расчёта Key Performance Indicators вы знаете только то, что работа ведётся:
Контролируя ключевые метрики, вы понимаете, что конкретно сделано и к каким результатам привело:
Из этих примеров видно, что каждому направлению соответствует свой набор метрик. Чтобы получить объективную картину, нужно отслеживать разные виды KPI.
Выделяют пять групп Key Performance Indicators:
Для примера посмотрим, как могут выглядеть пять видов КПЭ в сфере онлайн-торговли:
Учёт этих КПИ помогает найти способы оптимизации процессов. К примеру, чтобы предотвратить отток клиентов и снизить расходы по каждому заказу, можно подключить чат-бот. Как это поможет:
Таким образом вы сохраняете пользователей, которым перед покупкой нужна консультация, даже если они приходят на сайт ночью или в выходной. Подключение чат-бота поможет улучшить показатели результата, эффективности, функционирования и производительности.
КПЭ можно применять как для анализа уже сделанной работы, так и при планировании. В первом случае Key Performance Indicators называются отстающими, или запаздывающими, во втором — опережающими.
Отстающие КПИ описывают фактические результаты. Они относятся к прошедшему периоду времени и показывают, насколько хорошо идёт торговля, работают сотрудники и выстроены процессы в компании.
В примере выше мы рассмотрели отстающие KPI: все перечисленные параметры отражают результаты онлайн-торговли за прошедший месяц.
Опережающие КПИ — это будущие показатели, к которым нужно стремиться, чтобы достичь глобальной цели. Например, если цель — рост продаж, то опережающим ключевым показателем может быть привлечение новых клиентов.
Отличие двух видов КПЭ — в степени измеримости. Отстающие легко рассчитать, достаточно изучить статистику за период. Опережающие рассчитать сложнее, так как они зависят от факторов, которые сложно предугадать.
Вернёмся к примеру с онлайн-торговлей:
Автоматизация позволяет снять часть рисков и составить более точный прогноз. Например, при подключении чат-бота для онлайн-продаж бизнес меньше зависит от человеческого фактора. Однако заранее рассчитать все риски не получится. Поэтому плановые KPI служат скорее ориентиром, тогда как отстающие — точным индикатором качества работы.
Набор ключевых показателей зависит от сферы деятельности. Пример актуальных метрик для отдела продаж:
Пример финансовых метрик:
Варианты KPI в маркетинге:
При разработке системы мотивации персонала выбор ключевых показателей зависит от специальности сотрудников. Так, на зарплату дизайнера могут влиять:
Пример КПЭ для маркетолога:
Существуют и универсальные метрики: соблюдение дедлайнов, следование регламентам, дисциплина, инициативность.
Плановые KPI обычно рассчитывают на основании двух параметров:
Отстающие КПЭ — это ключевые показатели ранее выполненной работы. Помогают понять, на какие результаты способна команда при текущей нагрузке, навыках, инструментах.
Аналитика схожих процессов позволяет спрогнозировать, каких результатов можно достичь в теории. Например, при разработке стратегии продвижения можно посмотреть статистику рекламных площадок и кейсы из вашей отрасли. На основании собранных данных можно рассчитать объём трафика, цену лида и рекламный бюджет с поправкой на специфику вашего продукта.
Формула для определения отстающих ключевых показателей зависит от метрики, которую вы отслеживаете.
К примеру, при отслеживании конверсий в интернет-магазине формула выглядит так:
$$ CR = \left(\frac{\text{Количество продаж}}{\text{Количество посетителей сайта}}\right) \times 100\%. $$
КПЭ выручки с продажи продукции можно рассчитать по формуле: Суммарная выручка / Количество единиц проданной продукции. Формула оценки эффективности сотрудников сложнее:
$$ (R / P) \times \text{вес}, $$ где:
По данной формуле нужно рассчитать все ключевые показатели, включённые в систему мотивации, а затем сложить полученные коэффициенты. Например, для менеджера по продажам можно рассчитать выполнение плана по трём метрикам:
Сумма полученных коэффициентов отражает общую эффективность сотрудника и учитывается в расчёте зарплаты.
Часто ключевые показатели эффективности используют в системах мотивации. Конкретные и измеримые цели помогают сотрудникам двигаться к стратегической цели, а руководителям — контролировать вектор этого движения.
Но иногда система мотивации не работает. Возможные причины:
Чтобы избежать подобных проблем, при разработке системы мотивации ориентируйтесь на фактические показатели и объективно оценивайте ресурсы команды.
К примеру, если вы повышаете план продаж, то предоставьте менеджерам возможность работать продуктивнее:
Отслеживайте выполнение плана по промежуточным КПЭ. При слабой динамике анализируйте эффективность сотрудников отдела продаж, например с помощью системы анализа телефонных переговоров SaluteSpeech Insights.
Продукты и категории из этой статьи: