Составили для вас руководство по построению матриц и работе с методикой RACI. Инструкция применима к любым бизнес-процессам и проектам, в которых задействовано несколько сотрудников или команд.
Матрица RACI — это инструмент распределения ответственности между участниками процесса.
Цель методики — определить, кто за что отвечает и какими полномочиями обладает. В классической модели RACI используется четыре роли:
Существуют разновидности модели с большим числом ролей, например:
Распределение ролей по участникам оформляется в виде таблицы, или матрицы. Вот так может выглядеть таблица в компании, которая занимается производством продукции на заказ.
В этом примере клиентский отдел выполняет следующие функции:
Отдел снабжения закупает сырьё и комплектующие по согласованию с производством.
Отдел производства изготавливает продукт. Отдел логистики следит за сроками производства для построения графика отгрузок.
Когда работа выполнена, клиентский отдел проверяет, соответствует ли продукция пожеланиям заказчика. После этого заказ отправляется клиенту.
Методика служит следующим целям:
Методика помогает выявить ошибки в распределении нагрузки внутри команды. Например, после построения таблицы руководитель замечает, что большая часть задач возложена на двух-трёх специалистов. Обычно это служит сигналом к перераспределению ролей. Нужно либо делегировать функции другим подчинённым, либо использовать автоматизацию, чтобы разгрузить ключевых сотрудников.
Построение таблицы также помогает увидеть недостатки существующих бизнес-процессов. Пример: по одной задаче работает несколько участников с ролью Responsible. Как оценить вклад каждого исполнителя? Если работа сделана плохо, будет сложно понять, кто именно совершил ошибку. Если всё хорошо, то неясно, в какой пропорции поощрять сотрудников, ведь вряд ли они делили функции поровну.
Алгоритм работы по методике включает три шага:
Иногда перед построением таблицы нужно провести предварительное исследование, чтобы понять, как ведётся работа сейчас. Для этого можно пообщаться с командой, попросить поделиться опытом и идеями оптимизации.
Часто сами исполнители указывают на ошибки в управлении бизнес-процессом. Пример: сотрудники жалуются на слишком большое количество проверяющих и долгое согласование, из-за которого тормозится выполнение задач. Возможно, ошибка — в избытке консультантов (C) и наблюдателей (I). Значит, при построении и корректировке матрицы нужно обратить отдельное внимание на распределение ролей С и I.
Разберём этапы построения таблицы по методике RACI на примере проекта по созданию лендинга.
По методике RACI на одну задачу должен приходиться один исполнитель. Поэтому нужно разбить проект на простые операции.
Для сложных процессов эту работу можно провести в два шага:
В нашем примере проектом является создание лендинга. Выделим три основных направления:
Переходим ко второму шагу: построение списка задач по каждому направлению.
При подготовке информации о продукте нужно сделать следующее:
Для разработки ТЗ нужно:
Третье направление включает следующие операции:
Готовый список задач нужно разместить в таблице по вертикали. Таким образом, каждая строка в матрице RACI — это одна задача.
В названиях столбцов нужно указать стороны проекта: один столбец — один участник. Можно вносить имена сотрудников, должности или подразделения.
В нашем примере участниками являются:
Получим матрицу следующего вида.
Теперь в соответствии с методикой нужно назначить роли R, A, C и I.
Заполнять ячейки можно в любом порядке. Начнём с роли Responsible:
По этой логике нужно определить исполнителей всех задач. В каждой строке должно быть по одной R.
Затем назначим A-роли. Это сотрудники, которые несут ответственность за результат по задаче. Им отчитываются исполнители Responsible. В нашем примере по всем задачам Accountable будет менеджер проекта.
Консультантами C назначаем сотрудников, которые помогают исполнителям в работе над задачей.
Например, консультантом для копирайтера может быть SEO-специалист, так как тексты должны соответствовать критериям SEO. Маркетолог при разработке оффера может консультироваться с аналитиком. Для менеджера при построении структуры сайта консультантами могут быть SEO-специалист и маркетолог.
Наблюдатели I — это исполнители следующей операции. Их нужно информировать о ходе выполнения, так как от результатов текущей задачи зависит их будущая работа. Пример:
В задачах «Составить оффер» и «Составить УТП» наблюдателями являются менеджер проекта и SEO-специалист, так как информация об оффере и УТП нужна им для разработки техзаданий.
Таблица должна соответствовать основным принципам методики RACI:
Если анализ выявил ошибки управления, желательно перераспределить ответственность.
Ошибка | Возможная проблема | Вариант решения |
---|---|---|
Много R у сотрудника | Слишком большая ответственность | Делегирование задач, внедрение инструментов автоматизации для бизнеса |
Нет пустых ячеек | Слишком много участников проекта | Сокращение команды, объединение функций |
Много A по задаче | Исполнитель получает противоречивые распоряжения, так как у каждого A-участника своё видение результата | Сократить число контролёров, ввести регламенты оценки результата |
Нет R в задаче | Лишняя операция | Убрать задачу из бизнес-процесса |
Категории из этой статьи: