ym88659208ym87991671
9 минут на чтение
5 сентября 2024

Что такое маркировка продукции

Маркировка продукции — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который ставят на упаковке или этикетке. Он показывает, что товар успешно прошёл проверку надзорных органов и был допущен на рынок.

В России торговые марки могут заказать такой знак у единого оператора — Центра развития перспективных технологий.

После генерации КиЗ компания обязана сообщать о своих торговых операциях в госсистему «Честный ЗНАК». Поэтому при помощи маркировки всегда можно отследить весь путь товара от завода до магазина.

Простыми словами, маркировка продукции — это пропуск производителя на рынок. Без неё нет смысла развивать бизнес, искать эффективные инструменты для продаж, проводить переговоры с партнёрами, запускать рекламные кампании.

Считывание кода с упаковки

Для чего нужна маркировка

Обязательная маркировка продукции необходима, чтобы предотвратить продажи фальсификата. Это означает, что компания-производитель работает в рамках закона и соблюдает стандарты качества.

С помощью КиЗ контролирующие органы, покупатели и торговые партнёры могут проверить происхождение определённых видов продуктов. В таких условиях легальным компаниям проще конкурировать между собой и развивать бизнес.

Благодаря системе маркировки потребители могут быть уверены, что продукт соответствует установленным государством стандартам качества. Вывод продукции из теневых схем также означает, что все налоги поступили в бюджет.

Как работает обязательная маркировка

Благодаря сложным программным решениям система отслеживает и анализирует большие потоки информации о перемещении товаров на рынке. С кодами приходится иметь дело всем участникам торговых операций:

  • производители изготавливают продукцию, маркируют её и сообщают регулятору;
  • дистрибьюторы получают коды посредством ЭДО через универсальный передаточный документ, проверяют их, покупают товары и информируют «Честный ЗНАК»;
  • розничные торговцы сверяют КиЗ, информируют надзорный орган и продают товары.

В точке розничной торговли кассир пробивает код и отправляет информацию по ЭДО. Регулятор получает информацию о выводе единицы товара из оборота. Контролирующие органы на всех этапах проведения торговых операций могут проверить его происхождение и местонахождение.

Отсутствие информации в базе данных означает, что продукт был произведён или поставлен нелегально. Благодаря кодам покупатели могут лично убедиться в том, что они приобретают оригинальный продукт.

Видеозвонки в SaluteJazz
Общайтесь с друзьями и близкими из любой точки страны

Перечень товаров, для которых необходима маркировка

Список товарных позиций, которые нужно маркировать, постепенно расширяется, и производителям необходимо постоянно его проверять. В 2023 году в этот перечень входит 11 видов продукции:

  • табачные изделия;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • лёгкая промышленность;
  • обувь;
  • лекарства;
  • молочная продукция;
  • шубы;
  • парфюмерия;
  • бутилированная вода;
  • шины и автомобильные покрышки;
  • пиво и слабоалкогольные напитки.

Кроме того, некоторые товарные группы могут маркироваться в качестве эксперимента. Это означает, что производитель сам принимает решение о присвоении своей продукции КиЗ. Например, в 2023 году в число таких пилотных групп входят медицинские изделия, икра осетровых и лососёвых рыб.

Девушка выбирает молоко

Какие товары начнут маркировать в 2023 году

В 2023 году маркироваться также будут:

  • пиво и слабоалкогольные напитки в кегах (изменение вступило в силу 1 апреля);
  • пиво и слабоалкогольные напитки в стекле и полимерной упаковке (нововведение должно вступить в силу с 1 октября);
  • кресла-коляски (пилотная группа, маркируются с 1 февраля);
  • велосипеды (пилотная группа, маркируются с 1 мая).

В обозримом будущем в перечень могут внести новые позиции. Список составляется с учётом материалов изготовления, сроков эксплуатации, назначения и других особенностей продукции.

Предпринимателям рекомендуется постоянно следить за новостями об изменениях. Правила идентификации и требования к обозначению товаров пока не меняются.

Виды кодов, из чего они состоят

Используются различные виды кодов. К примеру, меховые изделия маркируются микрочипами (RFID-метками), где информация зашифрована при помощи радиочастотной идентификации. Считать её можно при помощи сканера.

Другой вид маркировки — QR-код, который считывается специальным сканером.

Для кодировки сигарет, обуви, одежды, молочных продуктов и бутилированной воды используют двухмерные штрихкоды DataMatrix. Торговые марки часто интегрируют разные виды кодов в дизайн упаковки, чтобы привлечь покупателей.

Все виды маркировки содержат стандартные обозначения. В коде обязательно должен быть прописан индивидуальный код товара (общий для продуктов с одинаковым составом). Вместе с уникальным серийным номером он содержит зашифрованные данные о производителе и продавце. В последовательность символов также входит проверочный ключ.

Чат-боты для вашего бизнеса

Регистрация товаров в ГИС МТ

ГИС МТ — система мониторинга, куда заносится информация обо всех видах маркированной продукции, которая поступила в торговый оборот. Если этих сведений нет на ГИС МТ, это означает, что товар поступил в продажу нелегально.

Маркировать продукцию необходимо в следующих случаях:

  • производитель или заводы находятся на территории России;
  • торговые партнёры ввозят продукцию из другой страны;
  • комиссионеры получили товары от третьих лиц.

Стоимость генерации каждого КиЗ — 0,5 рубля без учёта НДС. Что можно промаркировать бесплатно:

  • продукты, выпущенные до запуска системы маркировки;
  • лекарства стоимостью менее 20 рублей;
  • различные виды продукции, которые ещё находятся на стадии эксперимента.

Как подключиться к системе маркировки

Использовать систему электронного документооборота могут только авторизованные пользователи с УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписью. Это означает, что сначала нужно обратиться в специальный удостоверяющий центр. Также потребуется заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), чтобы передавать информацию в «Честный ЗНАК».

Кроме того, для торговли в магазине понадобится дополнительное оборудование:

  • терминал для считывания данных;
  • 2D-сканер;
  • онлайн-касса с модулем для работы с маркировкой.

В аппаратах должны быть встроенные модули, которые будут распознавать коды и передавать данные в «Честный ЗНАК».

Требования к маркировке товаров

Чтобы код на упаковке легко считывался, его нужно наносить, соблюдая несколько требований:

  • этикетка должна размещаться в легкодоступном месте, код должен легко считываться;
  • текст этикетки должен соответствовать ГОСТам и требованиям для каждого вида продукции;
  • наклейка должны быть напечатана чётко, без неразборчивых надписей.

Маркировка должного вида ускорит работу торговой точки и устранит возможные проблемы с надзорными органами.

Размещение этикетки

Налоговые ограничения

По новым правилам, предприниматели, которые работают по патенту и по ЕНВД (единый налог на вменённый доход), не могут торговать некоторыми группами товарных позиций. Это означает, что ИП с такими формами налогообложения нельзя продавать меховые изделия, медикаменты и обувь. Других ограничений пока нет. Для уплаты налогов на маркированные товары можно использовать финтех-продукты для бизнеса и другие решения.

Как бизнесу подготовиться к маркировке

Все новшества вводят постепенно, поэтому у бизнеса будет время на подготовку. Сообщение о введении эксперимента может означать, что через год это требование станет обязательным для всех предпринимателей. Чтобы подготовиться к маркированию продукции, необходимо рассчитать стоимость товаров с учётом расходов на коды, оборудование и программы.

С учётом средних цен на рынке придётся потратить:

  • 70 000 рублей на оборудование;
  • 0,5 рубля на каждый код;
  • 5000 рублей на оплату программного обеспечения и настройку.

Ещё около 10 000 рублей нужно будет заплатить за электронную подпись, договор с ОФД и регистрацию на платформе «Честный ЗНАК».

Штрафы за нарушения условий маркировки продуктов

За нарушение правил маркирования упаковки производитель должен заплатить:

  • до 10 000 рублей (ИП);
  • до 100 000 рублей (юридическое лицо).

Штрафы предусмотрены также для оптовых и розничных продавцов:

  • до 4000 рублей (ИП);
  • до 300 000 рублей (юридические лица).

Также нарушитель потеряет товар: вся продукция подлежит конфискации. Маркирование имеет такое же значение для развития бизнеса, как и решения для увеличения конверсии в продажах или позиционирование торговой марки. Несмотря на то что этот процесс непростой и требует дополнительных расходов, от его внедрения выигрывают все участники рынка. Производители могут работать в рамках законодательства России и не беспокоиться о штрафах, а государство — контролировать качество товаров и их оборот.


Продукты и категории из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
Ещё по теме
Развитие бизнеса
Мозговой штурм

Обзор методик и инструментов от Сбера для проведения мозговых штурмов
Развитие бизнеса
Порядок проведения налоговых проверок

"Сроки проведения, основания, этапы и порядок"
Развитие бизнеса
Способы продажи товаров и услуг

Обзор инструментов для продаж товаров и услуг
Видеоконференции SaluteJazz
Организация видеоконференций

Как организовать видеоконференцию при помощи SaluteJazz
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
ИИ-решение для развития вашего бизнеса
Поручите нейросетевой модели рутинные задачи