ym88659208ym87991671
Что такое маркировка продукции: зачем нужна, как работает, изменения по маркировке товаров в 2023 году
Перейти к основному содержимому
9 минут на чтение
8 сентября 2023

Что такое маркировка продукции

Маркировка продукции  это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который ставят на упаковке или этикетке. Он показывает, что товар успешно прошёл проверку надзорных органов и был допущен на рынок.

В России торговые марки могут заказать такой знак у единого оператора  Центра развития перспективных технологий.

После генерации КиЗ компания обязана сообщать о своих торговых операциях в госсистему «Честный ЗНАК». Поэтому при помощи маркировки всегда можно отследить весь путь товара от завода до магазина.

Простыми словами, маркировка продукции  это пропуск производителя на рынок. Без неё нет смысла развивать бизнес, искать эффективные инструменты для продаж, проводить переговоры с партнёрами, запускать рекламные кампании.

Считывание кода с упаковки

Для чего нужна маркировка

Обязательная маркировка продукции необходима, чтобы предотвратить продажи фальсификата. Это означает, что компания-производитель работает в рамках закона и соблюдает стандарты качества.

С помощью КиЗ контролирующие органы, покупатели и торговые партнёры могут проверить происхождение определённых видов продуктов. В таких условиях легальным компаниям проще конкурировать между собой и развивать бизнес.

Благодаря системе маркировки потребители могут быть уверены, что продукт соответствует установленным государством стандартам качества. Вывод продукции из теневых схем также означает, что все налоги поступили в бюджет.

Как работает обязательная маркировка

Благодаря сложным программным решениям система отслеживает и анализирует большие потоки информации о перемещении товаров на рынке. С кодами приходится иметь дело всем участникам торговых операций:

  • производители изготавливают продукцию, маркируют её и сообщают регулятору;
  • дистрибьюторы получают коды посредством ЭДО через универсальный передаточный документ, проверяют их, покупают товары и информируют «Честный ЗНАК»;
  • розничные торговцы сверяют КиЗ, информируют надзорный орган и продают товары.

В точке розничной торговли кассир пробивает код и отправляет информацию по ЭДО. Регулятор получает информацию о выводе единицы товара из оборота. Контролирующие органы на всех этапах проведения торговых операций могут проверить его происхождение и местонахождение.

Отсутствие информации в базе данных означает, что продукт был произведён или поставлен нелегально. Благодаря кодам покупатели могут лично убедиться в том, что они приобретают оригинальный продукт.

Видеозвонки в SberJazz
Общайтесь с друзьями и близкими из любой точки страны

Перечень товаров, для которых необходима маркировка

Список товарных позиций, которые нужно маркировать, постепенно расширяется, и производителям необходимо постоянно его проверять. В 2023 году в этот перечень входит 11 видов продукции:

  • табачные изделия;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • лёгкая промышленность;
  • обувь;
  • лекарства;
  • молочная продукция;
  • шубы;
  • парфюмерия;
  • бутилированная вода;
  • шины и автомобильные покрышки;
  • пиво и слабоалкогольные напитки.

Кроме того, некоторые товарные группы могут маркироваться в качестве эксперимента. Это означает, что производитель сам принимает решение о присвоении своей продукции КиЗ. Например, в 2023 году в число таких пилотных групп входят медицинские изделия, икра осетровых и лососёвых рыб.

Девушка выбирает молоко

Какие товары начнут маркировать в 2023 году

В 2023 году маркироваться также будут:

  • пиво и слабоалкогольные напитки в кегах (изменение вступило в силу 1 апреля);
  • пиво и слабоалкогольные напитки в стекле и полимерной упаковке (нововведение должно вступить в силу с 1 октября);
  • кресла-коляски (пилотная группа, маркируются с 1 февраля);
  • велосипеды (пилотная группа, маркируются с 1 мая).

В обозримом будущем в перечень могут внести новые позиции. Список составляется с учётом материалов изготовления, сроков эксплуатации, назначения и других особенностей продукции.

Предпринимателям рекомендуется постоянно следить за новостями об изменениях. Правила идентификации и требования к обозначению товаров пока не меняются.

Виды кодов, из чего они состоят

Используются различные виды кодов. К примеру, меховые изделия маркируются микрочипами (RFID-метками), где информация зашифрована при помощи радиочастотной идентификации. Считать её можно при помощи сканера.

Другой вид маркировки  QR-код, который считывается специальным сканером.

Для кодировки сигарет, обуви, одежды, молочных продуктов и бутилированной воды используют двухмерные штрихкоды DataMatrix. Торговые марки часто интегрируют разные виды кодов в дизайн упаковки, чтобы привлечь покупателей.

Все виды маркировки содержат стандартные обозначения. В коде обязательно должен быть прописан индивидуальный код товара (общий для продуктов с одинаковым составом). Вместе с уникальным серийным номером он содержит зашифрованные данные о производителе и продавце. В последовательность символов также входит проверочный ключ.

Создайте своего чат-бота в удобном конструкторе
Простая настройка чат-бота в личном кабинете Цифровой витрины

Регистрация товаров в ГИС МТ

ГИС МТ  система мониторинга, куда заносится информация обо всех видах маркированной продукции, которая поступила в торговый оборот. Если этих сведений нет на ГИС МТ, это означает, что товар поступил в продажу нелегально.

Маркировать продукцию необходимо в следующих случаях:

  • производитель или заводы находятся на территории России;
  • торговые партнёры ввозят продукцию из другой страны;
  • комиссионеры получили товары от третьих лиц.

Стоимость генерации каждого КиЗ  0,5 рубля без учёта НДС. Что можно промаркировать бесплатно:

  • продукты, выпущенные до запуска системы маркировки;
  • лекарства стоимостью менее 20 рублей;
  • различные виды продукции, которые ещё находятся на стадии эксперимента.

Как подключиться к системе маркировки

Использовать систему электронного документооборота могут только авторизованные пользователи с УКЭП  усиленной квалифицированной электронной подписью. Это означает, что сначала нужно обратиться в специальный удостоверяющий центр. Также потребуется заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), чтобы передавать информацию в «Честный ЗНАК».

Кроме того, для торговли в магазине понадобится дополнительное оборудование:

  • терминал для считывания данных;
  • 2D-сканер;
  • онлайн-касса с модулем для работы с маркировкой.

В аппаратах должны быть встроенные модули, которые будут распознавать коды и передавать данные в «Честный ЗНАК».

Требования к маркировке товаров

Чтобы код на упаковке легко считывался, его нужно наносить, соблюдая несколько требований:

  • этикетка должна размещаться в легкодоступном месте, код должен легко считываться;
  • текст этикетки должен соответствовать ГОСТам и требованиям для каждого вида продукции;
  • наклейка должны быть напечатана чётко, без неразборчивых надписей.

Маркировка должного вида ускорит работу торговой точки и устранит возможные проблемы с надзорными органами.

Размещение этикетки

Налоговые ограничения

По новым правилам, предприниматели, которые работают по патенту и по ЕНВД (единый налог на вменённый доход), не могут торговать некоторыми группами товарных позиций. Это означает, что ИП с такими формами налогообложения нельзя продавать меховые изделия, медикаменты и обувь. Других ограничений пока нет. Для уплаты налогов на маркированные товары можно использовать финтех-продукты для бизнеса и другие решения.

Как бизнесу подготовиться к маркировке

Все новшества вводят постепенно, поэтому у бизнеса будет время на подготовку. Сообщение о введении эксперимента может означать, что через год это требование станет обязательным для всех предпринимателей. Чтобы подготовиться к маркированию продукции, необходимо рассчитать стоимость товаров с учётом расходов на коды, оборудование и программы.

С учётом средних цен на рынке придётся потратить:

  • 70 000 рублей на оборудование;
  • 0,5 рубля на каждый код;
  • 5000 рублей на оплату программного обеспечения и настройку.

Ещё около 10 000 рублей нужно будет заплатить за электронную подпись, договор с ОФД и регистрацию на платформе «Честный ЗНАК».

Штрафы за нарушения условий маркировки продуктов

За нарушение правил маркирования упаковки производитель должен заплатить:

  • до 10 000 рублей (ИП);
  • до 100 000 рублей (юридическое лицо).

Штрафы предусмотрены также для оптовых и розничных продавцов:

  • до 4000 рублей (ИП);
  • до 300 000 рублей (юридические лица).

Также нарушитель потеряет товар: вся продукция подлежит конфискации. Маркирование имеет такое же значение для развития бизнеса, как и решения для увеличения конверсии в продажах или позиционирование торговой марки. Несмотря на то что этот процесс непростой и требует дополнительных расходов, от его внедрения выигрывают все участники рынка. Производители могут работать в рамках законодательства России и не беспокоиться о штрафах, а государство  контролировать качество товаров и их оборот.


Продукты и категории из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
Ещё по теме
Jazz
Органи­зация видео­конфе­ренций
Как организовать видеоконференцию при помощи SberJazz
Развитие бизнеса
Способы продажи товаров и услуг
Обзор инструментов для продаж товаров и услуг
Развитие бизнеса
Мозговой штурм
Обзор методик и инструментов от Сбера для проведения мозговых штурмов
Развитие бизнеса
Порядок проведения налоговых проверок
"Сроки проведения, основания, этапы и порядок"
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.