Развитие умных технологий неотвратимо меняет привычные бизнес-процессы. Искусственный интеллект (Artificial Intelligence, или AI) помогает компаниям оптимизировать расходы, ускорить обслуживание клиентов, разгрузить сотрудников.
Опросы показывают, что более 70% российских предпринимателей пользуются нейросетями для решения рабочих задач. Поэтому чтобы сохранять конкурентоспособность, нужно внедрять ИИ-сервисы уже сегодня. Как это сделать и с чего начать — рассказываем в нашей статье.
Artificial Intelligence — понятие широкое. В него входят все компьютерные системы, инструменты и сервисы, которые работают на базе технологии машинного обучения. AI-программы умеют самообучаться, за счёт чего «мыслят» подобно человеку. Где можно применять такую способность? Чтобы ответить на этот вопрос, оценим сильные и слабые стороны ИИ.
Преимущества искусственного интеллекта перед человеческим мозгом:
Недостатки AI:
Из этого следует, что искусственному интеллекту можно доверить монотонную, ресурсоёмкую, сложную работу. При этом задачи не должны требовать творческих способностей и проявления эмоций.
Примеры бизнес-процессов, которые можно делегировать AI:
Примеры задач, с которыми AI пока не справляется:
Привлекать искусственный интеллект к решению креативных задач можно, но под жёстким руководством человека. Например, нейросеть способна создать красивую картину, но качество контента напрямую зависит от точности задания. Специалист должен правильно составить запрос-промпт и проверить результат работы. Сгенерировать дизайн с нуля на свободную тему у искусственного разума не получится.
То же самое относится к работе с текстами. Робот за пару секунд сделает описание товара для интернет-магазина или статью в блог, но для качественной работы нужно чёткое техзадание. Словом, нейросеть не способна заменить дизайнера, писателя или маркетолога, зато отлично справляется с ролью помощника этих специалистов.
Мы выяснили, какие задачи в целом можно автоматизировать с помощью ИИ. Теперь нужно оценить рациональность использования искусственного интеллекта конкретно для вашей компании. Возможно, некоторые процессы можно автоматизировать стандартными программными средствами, без AI-решений.
Например, обработку онлайн-заявок и приём заказов на сайте можно доверить обычному чат-боту. Навыки машинного обучения для этого не нужны. Программа действует по готовому сценарию:
Сделать такой бот можно в визуальном редакторе без программирования и использования ИИ. Алгоритм вы составляете сами в соответствии с воронкой продаж и этапами работы с клиентами.
Другой бизнес-процесс — обслуживание клиентов по телефону. Большую часть задач также можно делегировать роботу:
Однако в данном случае обычный программный автоответчик не подходит: нужно использовать решение с элементами AI. Без искусственного интеллекта бот не сможет полноценно общаться с клиентами и выполнять все функции оператора кол-центра.
Пример подходящего продукта — умный голосовой помощник SaluteSpeech. Благодаря нейросетевым моделям, бот хорошо понимает человеческую речь, распознаёт намерение клиента, анализирует эмоциональную окраску его голоса. В результате телефонный ассистент способен вести осмысленный диалог:
Генеративные языковые модели полезны не только при автоматизации кол-центров. На их основе работают программы, умеющие слушать и разговаривать:
AI можно встроить в практически любое программное решение:
В этих случаях речь идёт о расширении функциональности готовых продуктов через внедрение искусственного интеллекта.
Целесообразность интеграции AI-модуля в свой проект можно оценивать по разным критериям:
Если спрогнозировать результаты автоматизации сложно, можно протестировать AI на небольшом участке работы. Для этого выберите одну — две простых задачи, которые нужно делать регулярно, и попробуйте выполнять их с помощью AI в течение нескольких циклов.
Пример: редактор новостного портала каждый день придумывает заголовки к десяткам статей. Эту регулярную задачу можно делегировать нейросети. В рамках эксперимента редактор пользуется ИИ-сервисом GigaChat:
Через несколько дней редактор оценивает, сколько времени сэкономила автоматизация и как изменился трафик, число просмотров и другие показатели на портале.
Начинать внедрение ИИ в компании лучше точечно. Можно действовать по следующему алгоритму:
Если применение AI привело к улучшению бизнес-показателей, автоматизацию можно масштабировать. Если результаты остались прежними или ухудшились, нужно проанализировать текущие процессы и найти проблему. Возможные проблемы:
После выявления причины неудачного запуска нужно устранить проблему, после чего снова провести тестирование, собрать статистику и оценить результаты.