Бизнес-аналитика (Business Intelligence, BI) сочетает бизнес-анализ, интеллектуальный анализ данных, визуализацию данных, инфраструктуру, инструменты данных и другие практики.
Бизнес-аналитик (Business Analyst, BA) — специалист, который:
Аналитик работает с информацией, которая приходит из различных источников. Среди них веб-сервисы, базы данных (БД), внешние и внутренние системы. На крупных проектах приходится взаимодействовать с гигабайтами данных разного формата, и внедрение искусственного интеллекта помогает автоматизировать рутинные процессы.
Бизнес-аналитику часто связывают со сферой IT. Business Analyst изучает требования заказчика, ведёт и поддерживает техническую документацию, взаимодействует с разработчиками продукта или сервиса и т. д.
Но в широком смысле BI — это набор программных возможностей для доступа к данным и их изучения, а затем принятия решений. Инструменты аналитики востребованы не только в IT. Их используют в:
Искусственный интеллект не заменит аналитика, но сэкономит время, сможет обработать больше данных и вывести закономерности, подсветить слабые места в бизнес-процессах.
Внедрение ИИ в аналитике помогает автоматизировать рутинные задачи бизнеса:
Примерами использования технологий искусственного интеллекта в аналитике могут быть:
Для работы с данными (в том числе и BigData) используются платформы вроде SberData Platform. SDP предоставляет аналитикам возможности для:
SaluteRPA (Robotic Process Automation) позволяют автоматизировать часть ежедневной работы аналитика:
Роботы умеют извлекать набор данных, необходимых для дальнейшей работы специалиста. Встроенная нейросетевая модель GigaChat позволяет быстро создавать и настраивать сценарии автоматизации.
Кроме этого, искусственный интеллект GigaChat можно использовать и для других рутинных задач аналитика. Это, например:
Искусственный интеллект GigaChat может работать с контекстом разной структуры (например, можно передавать историю взаимодействия).
Частая задача BA — описать текущие бизнес-процессы от начала и до конца.
Для представления бизнес-процессов используют нотации BPMN (Business Process Model and Notation), DMN (Decision Model and Notation), CMMN (Case Management Model and Notation) или другие.
GigaChat можно попросить описать или искусственно смоделировать бизнес-процесс. На основе идей, предложенных нейросетевым разумом, разрабатывают возможные сценарии развития ситуации и принимают решения.
Аналитиков часто приглашают, когда у крупного бизнеса много рутинных процессов. Чтобы не разбирать каждый вручную, можно использовать системы интеллектуального анализа — к примеру, Sber Process Mining.
Как работает платформа:
Автоматическое исследование бизнес-процессов компании на основе искусственного интеллекта позволяет:
AI (artificial intelligence) в SberProcessMining позволяет проанализировать бизнес-процессы и усовершенствовать их.
Аналитики в области IT часто работают со следующими задачами:
Перечисленные задачи связаны с удержанием или привлечением пользователей. Ежедневную рутину BA можно автоматизировать с помощью искусственного интеллекта и технологий машинного обучения. К примеру, генеративная нейросетевая модель GigaChat поможет:
Искусственный интеллект можно попросить сгенерировать новые идеи привлечения или удержания клиентов (с учётом имеющейся информации о пользователях, их предпочтениях).
Работа бизнес-аналитика на проекте, как правило, подразумевает частые видеовстречи с командой и заказчиком. Это могут быть:
Целями созвонов могут быть:
Стратегические встречи с топ-менеджерами и руководителями могут занимать до четырёх часов. Для их проведения используют сервисы видеоконференций вроде SaluteJazz. Преимущества подобных решений — возможность транскрибировать речь спикера, а затем скачать и использовать. Когда объём материала по результатам видеовстречи слишком большой, можно попросить GigaChat сделать выжимку (саммари) и сгенерировать отчёт.
Аналитику нужны знания архитектуры информационных систем и требований к интеграции.
Часто для работы БА необходимо:
GigaChat может писать на Javascript, Java, Python и других языках программирования. Также нейросеть можно попросить найти ошибки в исходном коде, предоставленном пользователем. Чтобы получить результат, необходимо правильно составить промпты.
Искусственный интеллект помогает автоматизировать часть процессов, но не заменяет специалиста с опытом. К примеру, ИИ не сможет пообщаться с бизнесом, понять требования и возможность реализации, обработать и формализовать, перевести на язык разработчиков, проконтролировать результат.
Чтобы нейросеть генерировала результат, аналитику необходимо направлять её при помощи промптов. От качества и точности задания зависит результат, который выдаст ИИ.
GigaChat — нейросетевая модель, обученная на 300 Гб данных. Искусственный интеллект понимает русский и английский языки. ИИ постоянно совершенствуется (в том числе и на основе пользовательских оценок). Сервис доступен бизнесу и частным лицам.
Основные особенности GigaChat для бизнес-анализа:
ИИ GigaChat можно использовать в ежедневной работе аналитика. Сервис может помочь в подготовке макетов UI/UX, обучении и наставничестве коллег, управлении бэклогом, создании пользовательских историй, моделировании данных, подготовке презентаций и демо для бизнеса, проведении дискавери-фазы и бенчмаркинга. Применение AI (artificial intelligence) не заменит живого специалиста, но сэкономит время и избавит от рутины.