ym88659208ym87991671
AI для бизнеса
11 апреля 2024

Нейросети в бизнес-аналитике

Бизнес-аналитика (Business Intelligence, BI) сочетает бизнес-анализ, интеллектуальный анализ данных, визуализацию данных, инфраструктуру, инструменты данных и другие практики.

Бизнес-аналитик (Business Analyst, BA)  специалист, который:

  • оптимизирует текущие бизнес-процессы;
  • помогает в запуске новых продуктов, услуг;
  • взаимодействует с внешними и внутренними заказчиками;
  • находит слабые места в бизнесе.

Аналитик работает с информацией, которая приходит из различных источников. Среди них веб-сервисы, базы данных (БД), внешние и внутренние системы. На крупных проектах приходится взаимодействовать с гигабайтами данных разного формата, и внедрение искусственного интеллекта помогает автоматизировать рутинные процессы.

Бизнес-аналитику часто связывают со сферой IT. Business Analyst изучает требования заказчика, ведёт и поддерживает техническую документацию, взаимодействует с разработчиками продукта или сервиса и т. д.

Но в широком смысле BI  это набор программных возможностей для доступа к данным и их изучения, а затем принятия решений. Инструменты аналитики востребованы не только в IT. Их используют в:

  • производстве;
  • логистике;
  • HR;
  • бухгалтерии и финансах;
  • телекоме.
Бизнес аналитика и работа с данными

Преимущества применения нейросетей в бизнес-аналитике

Искусственный интеллект не заменит аналитика, но сэкономит время, сможет обработать больше данных и вывести закономерности, подсветить слабые места в бизнес-процессах.

Внедрение ИИ в аналитике помогает автоматизировать рутинные задачи бизнеса:

  • перевести с русского на английский и наоборот с учётом стилистики и контекста;
  • автоматизировать ручные процессы для извлечения данных;
  • оптимизировать ресурсы на составление отчётов, дашбордов;
  • найти скрытые тенденции и взаимосвязи;
  • перевести данные из одного формата в другой (к примеру, аудиозаписи техподдержки в текст);
  • выявить недобросовестные практики при выполнении бизнес-процесса;
  • спрогнозировать и предупредить потенциальные сбои.

Примерами использования технологий искусственного интеллекта в аналитике могут быть:

  • Sber Process Mining  система интеллектуального анализа процессов помогает выявлять аномалии, которые не лежат на поверхности;
  • SaluteRPA  сверка данных в различных системах, распознавание документов, сценарии автоматизации с помощью встроенной нейросетевой модели GigaChat;
  • SaluteSpeech Insights  аналитика телефонных разговоров контакт-центра с прогнозом CSI (индекс удовлетворённости клиентов), классификацией диалогов, оценкой эмоций клиента и оператора;
  • GigaChat  генеративная нейросетевая модель для транскрибации аудиозаписей и выжимки докладов или демо, создания изображений, а также многих других задач.

Для работы с данными (в том числе и BigData) используются платформы вроде SberData Platform. SDP предоставляет аналитикам возможности для:

  • обработки Big Data;
  • визуализации;
  • разработки ML-моделей.

Автоматизация рутинных задач

SaluteRPA (Robotic Process Automation) позволяют автоматизировать часть ежедневной работы аналитика:

  • конвертировать изображения в текст;
  • искать фразы, абзацы, строки;
  • обнаруживать таблицы.

Роботы умеют извлекать набор данных, необходимых для дальнейшей работы специалиста. Встроенная нейросетевая модель GigaChat позволяет быстро создавать и настраивать сценарии автоматизации.

Роботы RPA

Кроме этого, искусственный интеллект GigaChat можно использовать и для других рутинных задач аналитика. Это, например:

  • выжимки из обсуждения (краткое содержание);
  • создание баз знаний, чат-ботов для обучения младших коллег и адаптации новых сотрудников;
  • планирование рабочего процесса (включая выделение, декомпозицию и приоритизацию задач);
  • управление бэклогом (product backlog) с быстрым поиском по заданным параметрам;
  • генерация структуры презентаций (в том числе и демо продукта);
  • перевод с/на английский;
  • проектирование систем, логики уровня данных, бизнес-процессов;
  • предоставление информации по запросу пользователя (например, как составить сценарий приёмочного тестирования или пользовательский мануал) и многое другое.

Искусственный интеллект GigaChat может работать с контекстом разной структуры (например, можно передавать историю взаимодействия).

Минимизация рисков и помощь в принятии решения

Частая задача BA  описать текущие бизнес-процессы от начала и до конца.

Для представления бизнес-процессов используют нотации BPMN (Business Process Model and Notation), DMN (Decision Model and Notation), CMMN (Case Management Model and Notation) или другие.

GigaChat можно попросить описать или искусственно смоделировать бизнес-процесс. На основе идей, предложенных нейросетевым разумом, разрабатывают возможные сценарии развития ситуации и принимают решения.

Аналитиков часто приглашают, когда у крупного бизнеса много рутинных процессов. Чтобы не разбирать каждый вручную, можно использовать системы интеллектуального анализа  к примеру, Sber Process Mining.

Как работает платформа:

  • строит граф процесса (абстрактную модель);
  • рассчитывает ключевые метрики;
  • анализирует длительность операций, соответствие нормативам, SLA (Service Level Agreement);
  • находит повторы, обнаруживает узкие места;
  • формирует оптимальный сценарий выполнения бизнес‑процесса.

Автоматическое исследование бизнес-процессов компании на основе искусственного интеллекта позволяет:

  • выявить кейсы неэффективности (высокая длительность этапа, зацикленность, Bottle neck и прочие);
  • провести бенчмаркинг по значимым метрикам (регион, клиентский сегмент, канал продаж и другие);
  • построить идеальную структуру процесса, предсказать метрики и структуру.

AI (artificial intelligence) в SberProcessMining позволяет проанализировать бизнес-процессы и усовершенствовать их.

Создание новых идей удержания клиентов

Аналитики в области IT часто работают со следующими задачами:

  • проведение CustDev (Customer Development, обратная связь пользователей);
  • UX-интервью (исследование клиентского взаимодействия с сервисом);
  • построение Customer Journey Map (CJM, карта пути клиента);
  • создание UserStory (пользовательские истории, короткие описания функциональности системы);
  • веб-аналитика в Яндекс.Метрике и Google Analytics.

Перечисленные задачи связаны с удержанием или привлечением пользователей. Ежедневную рутину BA можно автоматизировать с помощью искусственного интеллекта и технологий машинного обучения. К примеру, генеративная нейросетевая модель GigaChat поможет:

  • выделить и сегментировать аудиторию для CustDev;
  • составить вопросы для Customer Development или UX-интервью;
  • разработать персон для Customer Journey Map  детальные портреты типичных клиентов;
  • сформулировать гипотезы для валидации;
  • определить сценарии взаимодействия в CJM и стадии жизненного цикла клиента.

Искусственный интеллект можно попросить сгенерировать новые идеи привлечения или удержания клиентов (с учётом имеющейся информации о пользователях, их предпочтениях).

Расшифровка видеовстреч, генерация отчётов

Работа бизнес-аналитика на проекте, как правило, подразумевает частые видеовстречи с командой и заказчиком. Это могут быть:

  • тестировщики;
  • разработчики;
  • дизайнеры;
  • продакт-менеджеры;
  • технические писатели;
  • руководители подразделений и другие.

Целями созвонов могут быть:

  • демонстрация продукта (демо);
  • ежедневные командные встречи (Daily Meeting, Standup Meeting);
  • сбор информации для формирования бэклога на развитие продукта;
  • обзор предоставления услуг (Service Delivery Review);
  • анализ рисков (Risk Review) и другие.

Стратегические встречи с топ-менеджерами и руководителями могут занимать до четырёх часов. Для их проведения используют сервисы видеоконференций вроде SberJazz. Преимущества подобных решений  возможность транскрибировать речь спикера, а затем скачать и использовать. Когда объём материала по результатам видеовстречи слишком большой, можно попросить GigaChat сделать выжимку (саммари) и сгенерировать отчёт.

Диаграммы и отчёты в бизнес-аналитике

Написание простого кода

Аналитику нужны знания архитектуры информационных систем и требований к интеграции.

Часто для работы БА необходимо:

  • тестировать API с помощью Postman или аналогичных сервисов;
  • составлять запросы REST API, SOAP и GraphQL;
  • писать простые скрипты получения данных из PostgreSQL и генерации отчётов по заданным параметрам.

GigaChat может писать на Javascript, Java, Python и других языках программирования. Также нейросеть можно попросить найти ошибки в исходном коде, предоставленном пользователем. Чтобы получить результат, необходимо правильно составить промпты.

Недостатки нейросетей для бизнес-аналитики

Искусственный интеллект помогает автоматизировать часть процессов, но не заменяет специалиста с опытом. К примеру, ИИ не сможет пообщаться с бизнесом, понять требования и возможность реализации, обработать и формализовать, перевести на язык разработчиков, проконтролировать результат.

Чтобы нейросеть генерировала результат, аналитику необходимо направлять её при помощи промптов. От качества и точности задания зависит результат, который выдаст ИИ.

Преимущества GigaChat

GigaChat  нейросетевая модель, обученная на 300 Гб данных. Искусственный интеллект понимает русский и английский языки. ИИ постоянно совершенствуется (в том числе и на основе пользовательских оценок). Сервис доступен бизнесу и частным лицам.

Основные особенности GigaChat для бизнес-анализа:

  • модальность  ИИ может писать тексты и код, а также генерировать изображения;
  • набор промптов  примеры подсказок искусственному интеллекту доступны в каталоге;
  • простота интеграции и использования  подключение по API GigaChat, наличие GigaChain SDK;
  • работа в условиях нагрузок  GigaChat поддерживает высокую интенсивность взаимодействия.

ИИ GigaChat можно использовать в ежедневной работе аналитика. Сервис может помочь в подготовке макетов UI/UX, обучении и наставничестве коллег, управлении бэклогом, создании пользовательских историй, моделировании данных, подготовке презентаций и демо для бизнеса, проведении дискавери-фазы и бенчмаркинга. Применение AI (artificial intelligence) не заменит живого специалиста, но сэкономит время и избавит от рутины.


Искусственный интеллект в вашем продукте
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.