ym88659208ym87991671
12 минут на чтение
11 сентября 2024

Ценности компании

Продукты из этой статьи:

В компаниях с неразвитой корпоративной культурой сотрудники каждого отдела часто работают только в его интересах и пренебрегают интересами фирмы в целом. В итоге приоритеты организации подменяются собственными, переносятся сроки решения задач, назревают конфликты между отделами.

Чтобы рабочий процесс был продуктивен для бизнеса, сотрудники должны быть вовлечены в общую идею, понимать её значимость, уважать её.

Что такое корпоративные ценности

Это комплекс правил, нравственных и деловых принципов, убеждений, которые являются фундаментом для развития фирмы. Иными словами, это ориентир, которым руководствуются все сотрудники предприятия — от курьера до топ-менеджера.

От этих правил зависят как отношения между сотрудниками внутри фирмы, так и качество взаимодействия с клиентами или партнёрами.

Корпоративные ценности

Отличие от миссии

Миссия — это первичная цель организации, смысл её существования. Она определяет перспективные, амбициозные цели. А ценности определяют ежедневную работу сотрудников. Именно ценностями руководствуется компания на пути к воплощению миссии.

Например, миссия Сбера звучит так: «Мы даём людям уверенность и надёжность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».

При этом ценности выражаются в установках «Я лидер», «Мы команда», «Всё для клиента». То есть банк может нести свою миссию благодаря внутренним ориентирам, которые направлены на самосовершенствование сотрудников, формирование командного духа, заботу о клиентах.

В чём польза для компании

У одной организации в приоритете — удовлетворение запросов клиентов, у другой — защита окружающей среды, а у третьей — получение прибыли. Приоритеты разные, но они есть у всех.

Вне зависимости от характера, ценности решают следующие задачи:

  • Демонстрируют преимущества фирмы, по которым клиент сможет быстро выделить её среди конкурентов, так как эти принципы для него важны в настоящее время.
К примеру, транспортная компания заявляет о том, что она доставляет грузы очень быстро, и подтверждает это на практике. Тогда к ней обратятся клиенты, которым важна срочная доставка. А отправители, которым требуется, например, не срочность, а невысокая цена, выберут перевозчика с другими соответствующими их запросу ценностями.
  • Подсказывают персоналу, как выполнять свою работу и поступать в ситуации неопределённости, то есть облегчают принятие решений.
На примере той же транспортной компании: сотрудники должны соблюдать принцип экономии времени и срочной доставки — обрабатывать заявки быстрее, налаживать логистическую цепочку, прогнозировать загруженность курьеров в праздничные дни.
  • Способствуют командной работе, сближают коллектив. Общие убеждения, как правило, нейтрализуют недопонимание между коллегами.
Представьте ситуацию, когда клиенту понадобились воздушные шары и аниматоры завтра утром. Если у фирмы, которая организует праздники, в приоритете клиентоориентированность, её сотрудники будут готовы работать в вечернее время: чтобы успеть надуть шары, подготовить костюмы, проверить музыкальное оборудование. А тот, кто эти ценности не разделяет, не поддержит коллег и уйдёт домой в 18:00.

Во избежание таких ситуаций обратите внимание на следующий пункт.

  • Помогают HR-отделу отобрать среди кандидатов тех людей, чьи убеждения во многом совпадают с корпоративными. Такие люди не будут впадать в панику в нетипичных или кризисных ситуациях и смогут эффективно работать сообща.

При этом руководители должны верно мотивировать работников, чтобы на единство коллектива ничего не влияло.

  • Ложатся в основу фирменного стиля, имиджа, репутации. Убеждения фирмы демонстрируют главные качества, отличающие бизнес от других, создают нужный образ в сознании потребителей и партнёров, то есть служат элементом позиционирования.

Важно донести одинаковые принципы через все возможные инструменты маркетинга, то есть через рекламу, интервью с руководителем, фирменный стиль, дресс-код, корпоративный сайт, слоганы или мероприятия.

Таким образом, ценности нужны организации как для создания комфортной рабочей среды, так и для развития бизнеса.

Видеозвонки в SaluteJazz
Общайтесь с друзьями и близкими из любой точки страны

Виды корпоративных ценностей

Рассмотрим самую широкую классификацию.

Ценности бывают четырёх видов:

Основные. Они определяют работу всей организации — её отделов и каждого сотрудника, — а также формируют нормы поведения для достижения общей цели.

Среди них выделяют:

  • дисциплину — сотрудник соблюдает правила, регламент работы, умеет верно распределить своё время, чтобы работа была продуктивной;

  • умение ставить и достигать цели, постоянно расти, обучаться;

  • эффективную командную работу, которая строится на сплочённости и умении в случае необходимости друг друга заменить;

  • темп — работа должна быть сделана вовремя, с соблюдением всех временных рамок и с учётом приоритетов фирмы.

Высшие. Такие ценности определяют вид организации на перспективу. Это стимул для выхода фирмы на новый уровень. Например, сейчас важно зарекомендовать себя на российском рынке, а в дальнейшем — сотрудничать с зарубежными партнёрами по одному из направлений.

Среди высших принципов выделяют:

  • проактивность — стремиться двигаться вперёд, обогнать конкурентов;

  • идейность — мыслить уникально, создавать тенденции, применять инновации;

  • социальность — иметь собственное мнение и позицию в обществе: это помогает правильно осветить деятельность компании во внешней среде;

  • клиентность — уметь выбрать приоритетную целевую аудиторию и строить бизнес в соответствии с её запросами;

  • конкурентность — понимать и усиливать свои конкурентные преимущества.

«Свой-чужой». Сверяясь с ценностями, отбирают сотрудников: соответствует ли он заявленным требованиям, придерживается ли той же позиции, которая сформирована главными корпоративными принципами.

Учитываются также человеческие характеристики, такие как коммуникабельность, вежливость, конфликтоустойчивость, инициативность.

Второстепенные. Их задача — выгодно выделить компанию среди конкурентов, то есть подчеркнуть её уникальность. Сюда можно отнести заботу о природе, активную благотворительную деятельность, корпоративное обучение или поддержку здорового образа жизни.

Как определить и внедрить корпоративные ценности

Для начала организация должна понять, что именно для неё важно, какой она представляет себя сейчас, в будущем и какой она хочет, чтобы её видели клиенты.

В процессе формирования ценностей должны быть задействованы не только лидеры, которые принимают решения, но и рядовые сотрудники. Важно учитывать мнение каждого. Только в этом случае новые правила легко приживутся.

Схема формирования и внедрения приоритетов может выглядеть следующим образом:

  • Если организация небольшая — менее 50 сотрудников, — проведите общий опрос. Если компания больше — выделите целевые группы по три-пять человек в каждом отделе.

  • Предложите группам составить список ценностей либо выбрать из имеющихся. Ценности должны быть конкретными и реальными. В списке могут быть открытость, доверие, лояльность, оптимизм, инновации, скорость, креативность, честность, развитие.

  • Объедините списки в один, выделите самые популярные пункты, сгруппируйте их, дайте каждому подробное пояснение. Лучше, чтобы таких пунктов было не больше 10, тогда они легче запомнятся.

  • Донесите до членов команды новые приоритеты.

Как транслировать ценности

Чтобы нововведения быстро и легко стали частью жизни фирмы, о них необходимо рассказать каждому работнику предприятия: обозначить их роль в миссии фирмы, продемонстрировать достоинства новых принципов, упомянуть удачные примеры и ошибки других компаний.

Проще всего это сделать следующими способами:

Совещание. Соберите весь коллектив очно, если он маленький, или руководителей отделов, если штат большой. Представьте им список нововведений, донесите суть каждого пункта, расскажите, как их понимаете сами, на примерах.

Корпоративные мероприятия. Банкет, поход, благотворительный вечер, празднование юбилея фирмы или другой важной даты — хорошая возможность в торжественной обстановке объявить о принятии корпоративных ценностей.

Существенный минус первых двух способов в том, что не все сотрудники смогут присутствовать лично, а когда информация доходит через третьих лиц, она может быть искажена.

Использование технических средств и программ.

Есть несколько технологичных решений от Сбера:

Цифровые экраны. Сотрудник легче воспримет и быстрее запомнит приоритеты фирмы, если ежедневно будет видеть их на корпоративных мониторах. Салют Экраны — это решение для внешних и внутренних коммуникаций, которое состоит из экранов и платформы для управления контентом.

С их помощью можно транслировать текст, видео, картинки. Мониторы будут напоминать сотрудникам о важных принципах, а клиентам продемонстрируют индивидуальный стиль и социальную ответственность фирмы.

Если ваша компания, к примеру, за здоровый образ жизни, то на экранах могут воспроизводиться кадры спортивных мероприятий, моменты побед, счастливые лица участников корпоративных состязаний.

А гостиницы могут использовать индивидуальное решение — Салют Отель. С помощью установленных в номерах экранов и дополнительного оборудования гости смогут взаимодействовать с медиасервисами, выбирать услуги, знакомиться с информацией о гостинице.

Видеоконференции. Хорошей альтернативой офлайн-встречам станет сервис видеоконференций SaluteJazz. Он доступен для браузеров, смартфонов, мобильных и desktop-приложений, умных устройств Сбера. А безопасная площадка российского производства обеспечит сохранность внутрикорпоративной информации.

HR-платформа. Решение Пульс для управления персоналом — это программа для компьютера и смартфона, которая способна регулировать деятельность всех работников, демонстрировать список первостепенных задач, напоминать о важном и мотивировать через оценку результатов.

Корпоративный мессенджер. Dialog — надёжная площадка для общения коллег в процессе решения бизнес-задач. Это самое доступное средство коммуникации, ведь смартфон есть у каждого. С помощью мессенджера легко рассказать или напомнить о приоритетах фирмы, миссии, самых срочных задачах.

Корпоративные ценности

Чат-бот. Этот способ больше подходит, чтобы транслировать убеждения фирмы во внешнюю среду, то есть покупателям. Используйте для этого SaluteBot — инструмент, который интегрируется с популярной платформой для общения с клиентами Jivo.

Он выполняет функции онлайн-консультанта в реальном времени: рассказывает не только о товаре, но и о компании, её истории, миссии, целях, ценностях, приводит интересные факты, умеет расположить к себе покупателя.

Приложения. Создайте приложение для ассистентов Салют или перенесите на платформу уже готовое. Так широкая аудитория, которая пользуется ассистентами, сможет узнать о вашей компании, её продуктах, позиционировании. Например, если ваша фирма продаёт спортивные товары, можно повысить её узнаваемость с помощью приложения для бега и зарядки.

Перечисленные способы — хороший инструмент мотивации и поощрения сотрудников. Хвалите тех, кто стремится поддержать выбранную позицию фирмы, работает с учётом корпоративных убеждений. Лучше всего продвигать ценности на собственном примере: демонстрируйте верность принципам своим поведением, отношением и словами.

Говорить о ценностях важно и при встрече с партнёрами. Убеждения фирмы — индивидуальная черта, которая отличает компанию от конкурентов, выгодно подчёркивает возможности партнёрства именно с ней.

Создайте своего чат-бота в удобном конструкторе
Простая настройка чат-бота в личном кабинете Цифровой витрины

Когда ценности нужно изменить

Могут возникнуть факторы, которые заставляют пересмотреть существующие приоритеты:

Смена сферы деятельности компании. В этом случае действующие убеждения организации могут стать неактуальными.

Например, для ресторана было важно регулярное обновление меню. Но когда бизнес расширился и в его сеть также вошли кафе, гостиница, развлекательный центр, главными приоритетами стали потребности клиентов и репутация.

Изменение внешних условий. Чтобы бизнес эффективным, необходимо вовремя подстраиваться под внешнюю среду. Новые тренды, конкуренты, изменения в законодательстве — из-за этого приходится искать более подходящие для организации приоритеты.

Прежние ценности не работают. Возможно, сменились кадры, а может, приоритеты были неверно выбраны изначально.

В этих ситуациях потребуется заново определить принципы, выслушав мнение каждого члена команды.

Сила ценностей в том, что они могут превратить организацию в единый механизм, который будет эффективно решать задачи, выстраивать продуктивную коммуникацию с целевой аудиторией и позиционировать бренд на рынке.

Продукты из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.