Для формирования и управления командой важно уметь анализировать работу сотрудников. И здесь на помощь руководителю приходят различные методы оценки. Расскажем о них в статье.
Важно уметь оценивать кандидатов и сотрудников на каждом этапе HR-процесса — от подбора до выхода человека из команды. Это нужно, чтобы правильно адаптировать и обучать персонал, грамотно делегировать задачи.
Процесс оценки персонала сотрудников позволяет:
Эти инструменты позволяют работодателю растить ценных специалистов внутри, а сотруднику — понимать чёткую последовательность действий для профессионального роста в компании.
Прозрачная и справедливая система оценки персонала устанавливает чёткие цели и ожидания — и для сотрудников, и для руководства.
Команде важно понимать, чего от нее ждет руководитель. С конкретными задачами, настроенной коммуникацией и понятными требованиями — производительность коллектива растет.
А еще такая оценка:
Когда сотрудники чувствуют, что компания их ценит и помогает развиваться — чаще остаются в команде. Это снижает текучку кадров и связанные с ней затраты.
Рассмотрим ряд способов оценки качества работы сотрудников.
Количественные показатели — это конкретные числовые данные, которые помогают определить вклад и общую эффективность персонала. Они объективны, их можно сравнивать (например, сопоставлять результаты одного сотрудника от месяца к месяцу) и применять на целые отделы.
KPI определяет, какие конкретные результаты важны для бизнеса и сотрудника. Это ряд измеримых показателей, по которым можно судить об успешности выполнения работы.
Например, KPI менеджера отдела продаж может включать:
Цель KPI — оценить текущую производительность и помочь сотруднику достичь установленных целей.
Система OKR делится на два компонента: амбициозная, почти недостижимая цель (objective) и измеримые результаты (key results), которые эту цель «заземляют».
Цели определяет команда в зависимости от ценностей бизнеса. Они должны быть глобальными и вдохновляющими — чтобы мотивировать сотрудников двигаться вперед.
А результаты — это метрики, по которым можно отследить прогресс по цели. Часто — это 1-3 измеримых показателя.
Качественные — нужны, чтобы выявить личностные или поведенческие особенности отдельного сотрудника.
На личных встречах HR или руководитель субъективно оценивают настроение и состояние сотрудника. Такая встреча — отличная возможность дать обратную связь по итогам работы, похвалить человека и закрепить правильное поведение, либо скорректировать его.
Встречи 1-to-1 настраивают более тесную связь руководителя с подчинённым, даже если команда работает удаленно. Быстро организовать видеовстречу можно в SaluteJazz — без ограничений по времени.
Заключается в том, что работники анонимно заполняют анкету с обратной связью о руководителе или коллеге, с которым часто взаимодействуют в работе.
Собирать информацию можно среди коллег, подчиненных, руководителей и даже клиентов. Оценить можно любую характеристику человека — личностные качества, уровень специальных навыков или, например, способность к лидерству.
Это «обзор производительности труда» — систематическая оценка эффективности, проводимая раз в квартал или полгода. Перформанс ревью — это объемная беседа руководителя с подчиненным. В ходе общения обсуждаются не только выполненные задачи, но и общая мотивация сотрудника, обзор его сильных и слабых сторон.
Это подход, при котором сотрудник сам оценивает свои достижения, компетенции и области для улучшения. Самооценка может быть частью перформанс ревью или проходить отдельно.
Во время самооценки человек делится своими переживаниями, определяет свои сильные стороны и точки роста. Руководитель может оценить, насколько адекватна самооценка сотрудника — это полезно, чтобы корректировать цели и ожидания человека.
Комбинированные — объединяют количественные и качественные подходы, позволяют анализировать работу сотрудников с разных сторон и сводят к минимуму субъективность во время оценки.
Комплексный метод, включающий ролевые и деловые игры, интервью и другие задания, которые дают объективную и структурированную оценку сотрудников или кандидатов. Работодатели могут изучить деловые и личностные качества человека, оценить его навыки и компетенции.
Часто ассессмент-центр используют при подборе внешних кандидатов на руководящие должности, оценке специалистов среднего звена и формировании кадрового резерва из внутренних сотрудников.
Основан на анализе всех ключевых характеристик, важных для конкретной должности. Согласно этому методу нужно оценить сотрудника по всем важным параметрам и посчитать «средний балл». А полученное значение — сравнить с эталонным показателем («идеалом»). Это позволит определить, насколько работник соответствует требованиям позиции.
Применяется для ранжирования сотрудников по уровню их эффективности. Все работники делятся на несколько групп — от наиболее слабых до лидеров. Метод помогает выявить кандидатов на повышение и тех, кто показывает недостаточную результативность.
Оценивать сотрудников вручную долго и не всегда эффективно. Поэтому компании внедряют специальное программное обеспечение, платформы для управления сотрудниками.
ПО интегрируется в систему компании и помогает эйчарам выстраивать коммуникацию со всеми специалистами.
Такие системы управления производительностью (performance management systems) используются для:
Хорошим решением станет HR pulse от Сбера. Это HR-платформа полного цикла управления персоналом, которая отслеживает весь путь сотрудника в команде:
Платформа подходит для компаний любого размера — адаптируется под нужды бизнеса.
Процесс внедрения оценки может быть не таким простым, как кажется. Если объявить о предстоящей «аттестации», новость может вызвать совершенно непредсказуемые реакции — вплоть до увольнения.
Но кроме терминологии могут возникнуть и другие проблемы:
Если сотрудников оценивают внутренние HR-специалисты, результаты могут быть субъективными из-за личных отношений с командой. Оценка в формате обратной связи или опросников также может оказаться спорной. Ведь она отчасти зависит от настроения и состояния работника. Сотрудник может давать социально-желательные ответы — такие, которые с большей вероятностью понравятся руководству.
Но несмотря на все сложности, оценка — важный и нужный инструмент. Она помогает сформировать эффективную команду и долго поддерживать ее мотивацию.
Система оценки персонала — важный инструмент для любой компании. С ней проще принимать обоснованные управленческие решения и выделять сотрудников, готовых к повышению.
Спросите себя — зачем вашей компании разрабатывать и внедрять такую систему. Цели можно разделить на три категории:
Основных — несколько:
Если результаты оценки получены, то важно правильно их обработать и использовать для управленческих решений. Разберёмся, какие критерии оценки сотрудников важно соблюдать.
Выбирайте метод оценки персонала, опираясь на цели бизнеса. Например, если ваша цель — оценить деятельность сотрудников, используйте таск-трекеры, фотографии рабочего дня, ПО для мониторинга производительности.
Когда в компании выстроен процесс оценки, сотрудники меньше тревожатся и боятся. Они понимают, что это полезный инструмент, в том числе — для их карьерного роста.
Выстраивайте полноценную систему управления командой — тогда сотрудникам будет проще понимать свои задачи и поддерживать мотивацию. В долгосрочной перспективе это снизит текучку кадров и создаст продуктивную рабочую атмосферу.