Технологии для управления персоналом
Продукты из этой статьи:
Конкуренция в бизнесе и часто меняющиеся внешние условия подталкивают предприятия к оптимизации и автоматизации с помощью цифровых инструментов.
В IT появилась целая отрасль, в которую входят технологии кадрового управления. Они меняют формат работы коллектива, позволяют видеть перспективы и прогнозировать эффективность стратегий внутреннего развития. В фокусе внимания — личность сотрудника.
Что такое технологии управления персоналом?
Новые инструменты для управления персоналом внедряют, чтобы улучшить качество работы через повышение компетенций. К технологиям управления персоналом можно отнести все средства, методы, сервисы для взаимодействия с сотрудниками.
Они работают в трёх направлениях:
- построение кадровой структуры;
- поддержка работоспособности;
- внедрение в работу инноваций.
Особенность HR-управления заключается в том, что сотрудники имеют психоэмоциональные качества, самостоятельно оценивают ситуацию и принимают решения. В этом главное отличие, например, от управления материальными активами, где оперируют только данными и цифрами, а прогнозы предсказуемы. Предугадать реакцию каждого работника сложно.
В зависимости от фокуса внимания инструменты можно распределить на уровни:
- работа с отдельными сотрудниками;
- контроль отделов и подразделений;
- создание единой системы для всего предприятия.
Прозрачная система контроля улучшает дисциплину, стимулирует работоспособность. Сотрудники понимают, что результат их работы будет оцениваться непредвзято, а сама оценка не зависит от субъективных факторов. Это повышает внимание руководства к каждому работнику, создаёт здоровую конкуренцию, мотивирует коллектив на личный и общий результат.
Технологии управления персоналом от Сбера
Специалисты Сбера непрерывно исследуют российский рынок. Собранные данные становятся базой для разработки эффективных инструментов развития бизнеса. Осознавая важность кадрового менеджмента, контроля взаимодействия консультантов с клиентами, разработчики создали несколько продуктов для всестороннего управления.
SmartBage
Рабочий способ оценки качества обслуживания и предупреждения конфликтных ситуаций — аудиозапись разговоров сотрудников и клиентов. Оптимально, если звукозаписывающее устройство будет всегда в зоне прямого диалога. Таким инструментом стал привычный бейдж, в который встроены микрофон и дисплей.
SmartBage — это программно-аппаратный комплекс из трёх компонентов:
- Комплект из пяти бейджей привычного размера на магнитных креплениях. Оснащены высокочувствительными микрофонами, дисплеями, отображающими информацию о сотруднике, дополнительными информационными полями. Например, на каждом устройстве указано, что оно ведёт запись разговоров.
- Док-станция — место хранения, зарядки и обновления бейджей. После рабочей смены они блокируются в портах станции. Выдача возможна только по специальному ключу доступа. Станция собирает записанные материалы и отправляет их в облачное или локальное хранилище. После полного заряда через порты бейджи снова готовы к работе.
- Программное обеспечение, которое устанавливают на компьютер пользователя. Сервис позволяет прослушивать, обрабатывать записи, работать с их текстовыми транскрипциями, присваивать бейджи сотрудникам. В программе открывается доступ к инструментам речевой аналитики.
Каждый бейдж способен записать не менее 16 часов разговоров, а речевой анализ позволит по тегам и ключевым словам определить:
- нарушение скриптов общения консультантов по продуктам;
- причины спорных ситуаций;
- использование сотрудниками ненормативной лексики, запрещённых слов, упоминаний конкурентов;
- признаки недобросовестности, мошеннических действий со стороны персонала.
Технология помогла многим компаниям уйти от практики «тайных покупателей», предотвратить появление распространённых проблем.
HR-платформа Пульс
Контроль полного цикла управления персоналом теперь возможен с помощью платформы Пульс от Сбера. Она включает более 40 приложений для организации кадрового взаимодействия. Все необходимые HR инструменты собраны в едином пространстве.
Это обеспечивает полную автоматизацию внутренних процессов в жизни компании:
- подбора и приёма персонала;
- распределения задач;
- контроля их решения;
- оценки, мотивационных схем;
- общения и других форм взаимодействия;
- обучения по продуктам, информационной поддержки;
- обмена опытом;
- обратной связи между персоналом и руководством.
HR-платформа Пульс — это корпоративная социально-деловая структура из рабочих приложений со своими нормами и регламентами взаимодействия, цель которой — сформировать единое прозрачное рабочее пространство. Вход в сервис возможен с любого устройства даже вне рабочего времени — это расширяет границы трудовой вовлечённости. Эффективность инструмента доказана его успешным применением в корпоративной среде СберБанка.
Виртуальные помощники
Виртуальные ассистенты и сервисы голосового поиска легко встраиваются в любой корпоративный процесс. Технологии внедряют в соответствии с корпоративной структурой и профессиональными задачами.
Платформа речевых сервисов SaluteSpeech, открытые ML-модели и библиотеки от Sber позволяют разработать виртуального персонажа, который сможет решать рабочие вопросы. Например, сотрудники могут попросить его открыть нужное приложение, позвонить в другой отдел, найти норму права, рассказать об изменениях в продукте. С технологией не нужно нажимать комбинации кнопок, чтобы распечатать отчёт — достаточно дать соответствующую голосовую команду.
Виртуальный HR-консультант сможет:
- организовать первичное собеседование с базовыми вопросами;
- провести «ликбез» по продуктам, принципам работы для новичков;
- принять заявки на отпуск и сформировать график;
- проанализировать документы кадрового учёта, заявления.
Сбер предоставляет технологии для внедрения виртуальных ассистентов в различные умные устройства. При этом сохраняется возможность персонализировать сценарии общения помощника и пользователей, а также выбрать характер персонажа из семейства Салют:
- интеллигентный Сбер;
- педантичная Афина;
- жизнерадостная Джой.
Приложения с виртуальными помощниками экономят время, поднимают настроение, оставляют силы и мотивацию на развитие.
Цели и принципы управления персоналом в современной организации
Упор на личные качества сотрудников перевёл внимание с материальной мотивации на закрытие социальных потребностей персонала. Это, как правило, выражено в комфортной психоэмоциональной обстановке и передовых инструментах, которые способствуют качественной работе.
В HR-среде сформировались принципы, на которых строится эффективное кадровое управление:
- подбор кандидатов не только по деловым, но и по личным качествам;
- преемственность от менеджеров с опытом к новичкам;
- открытый карьерный рост;
- соревновательная атмосфера в коллективе;
- «доверяй, но проверяй» — наставнический контроль;
- соответствие поручений уровню компетенции работника;
- взаимозаменяемость персонала;
- непрерывное обучение по продуктам и сервисам, квалификационный рост;
- работа в правовом поле с трудовыми гарантиями.
Хаотичное применение разных принципов не поможет. Слаженная работа — результат системного подхода. При этом основой стратегии должны стать долгосрочное планирование и преданность корпоративной концепции.
HR-сервис Пульс — это единое пространство, где исключён человеческий фактор, случайные ошибки. Поэтапная работа с командой соответствует определённой схеме. Разберём её на примере работы в платформе Пульс от Сбера:
- На этапе подбора персонала компания может выбрать любую стратегию поведения — от агрессивного переманивания кадров конкурентов до формирования собственного привлекательного имиджа. Сервис автоматически работает с вакансиями и резюме в интернете, проводит предварительный отбор по заданным параметрам. На собеседование попадают только те кандидаты, которые в наибольшей степени подходят компании.
- Каждый новый сотрудник проходит адаптацию. Он оценит удобство рабочих инструментов, которые ему предоставит работодатель. В едином рабочем пространстве работник сможет завести личный кабинет, рассказать о себе, изучить профили других участников команды, получить доступ к обучающему контенту. Набор приложений поможет быстро понять суть работы, выстроить систему персональных задач.
- Формируется мотивация нового работника. Прозрачные механизмы отчётности и взаимодействия с руководством стимулируют показывать хорошие результаты. Постановка, распределение задач происходят в соответствии со способностями, при этом всегда остаётся возможность спросить у коллег, связаться с руководителем. Доброжелательная атмосфера создаёт условия для плодотворной работы.
- После выполнения сотрудником определённого объёма работы оцениваются её результаты. Единая корпоративная среда позволяет получить оценку от руководства, от коллег, а также оценить самого себя.
- Постоянные работники должны развиваться. Пульс открывает для сотрудников доступ к материалам для обучения и повышения квалификации, к приглашениям на семинары, вебинары, лекции. Платформа может ежедневно пополняться полезным контентом по продуктам, изменениям в сервисе, новостям в отрасли.
Единая площадка с приложениями для решения всех рабочих вопросов — большой шаг в сторону цифрового рабочего места.
Виды технологий управления персоналом
По содержанию HR-методы бывают:
- традиционные — нормы кадрового документооборота и трудовых отношений;
- отраслевые — применяют в отдельных экономических сферах, например в нефтедобывающей промышленности;
- профессиональные — узкоспециальные, как правило, созданные по специальному заказу или под определённый продукт;
- инновационные — технологии машинного обучения, компьютерного зрения, распознавания речи и т. д.
Цифровизация бизнеса направляет вектор развития на инновационное HR. Освобождение сотрудников от рутины с помощью различных приложений позволяет сконцентрироваться на развитии, оставляет силы на полезные инициативы, внимание к клиентам. Налаживается процесс работы в целом, выполнять её удобно каждому работнику.
tip
Передовые инструменты для HR объединены в понятие digital workplace. Их особенность — расширение рабочих границ. Персонал может выполнять свои обязанности даже вне офиса с мобильного устройства.
Внутреннее программное обеспечение становится не только местом документооборота. Теперь оно служит для полноценного взаимодействия, обучения, обмена мнениями, отчётов. HR-сервисы и приложения через повышение производительности труда способствуют прогрессивному развитию компании в целом.
По средствам достижения цели технологии бывают:
- административные — основаны на нормах права, призваны унифицировать отношение ко всем работникам;
- экономические — методы стимулирования и наказания, штрафы и поощрения;
- организационные — принципы построения внутреннего взаимодействия, гибкость графика, оперативное решение частных вопросов;
- социально-психологические — формируют культуру внутренних взаимоотношений, уважение к личности сотрудников, которые в итоге способствуют высокой отдаче в работе.
Отдельный сегмент корпоративного развития — непрерывное обучение. Постоянное повышение квалификации связано с несколькими условиями, которые меняют рабочие обстоятельства:
- внедрение современных средств связи, офисной техники, новых приложений, других программных продуктов;
- улучшение производства и введение правил работы с новым оборудованием;
- поддержка уровня компетенции работников.
Методы по отдельности не всегда позволяют объективно оценить ситуацию. Например, отсутствие на рабочем месте или опоздание нужно доказать. Отсутствие отчёта бывает связано не с ошибкой работника, а с тем, что руководитель не принял документы вовремя. Поэтому современные технологии управления персоналом и новые инструменты помогут сделать HR прозрачным, охватить полный цикл кадрового менеджмента и сформировать объективное взаимодействие с коллективом.
Продукты из этой статьи: