За первое полугодие 2024 года гостиницы и отели на территории России разместили более 38 млн человек. Большая часть поездок пришлась на внутренних туристов — каждый 4-й россиянин путешествовал по стране. Это на 9% больше, чем в аналогичный период в прошлом году. Увеличился и въездной турпоток: с января по июль Россию посетили 1,8 млн человек, что на 42% больше, чем в 2023 году.
Интерес путешественников к поездкам по стране растёт. Согласно Единому плану по достижению национальных целей, к 2030 году количество туристов вырастет до 140 млн человек в год. Амбициозная цель Правительства РФ бросает вызов туристической индустрии, которая должна быть способна принять такое количество гостей.
В статье рассказываем, какие возможности есть для развития внутреннего и туризма в 2025 году и как использовать туристический потенциал России во благо бизнеса.
Внутренний туризм — один из приоритетов экономической повестки государства.
Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития туризма в стране до 2035 года. В ней выделены ключевые задачи для отрасли:
Для этого государство планирует развивать транспортную и туристическую инфраструктуру, предоставлять налоговые и кредитные льготы и субсидии. А ещё — информировать население о новых возможностях и совершенствовать правовые нормы.
Качество и разнообразие услуг непосредственно влияют на привлекательность внутреннего туризма. Чтобы побуждать местный бизнес улучшать сервис, государство разработало программы поддержки.
С 1 июля 2022 года НДС для гостиниц, отелей и других мест размещения составляет 0%. Позже к льготе подключили и туроператоров, которые предлагают гостям внутренние туры с проживанием — сейчас для них также применяется нулевая ставка при соблюдении определённых условий.
Срок действия программы — до 30 июня 2027 года.
Для бизнеса, который работает по УСН, тоже предусмотрены меры поддержки. Размер льготы зависит от региона, в котором компания оказывает туристические услуги. Например, в Краснодарском крае налог составляет 5% для предприятий, которые работают по системе «доходы минус расходы». Для тех, кто рассчитывает налоговые взносы только с доходов, ставка и того меньше — 1%.
Грантовую поддержку могут получить предприятия, которые планируют улучшить инфраструктуру для путешественников:
На эти цели в регионы с 2025 по 2027 год направят 28,5 млрд рублей. Порядок получения и сумма гранта зависит от субъекта, в котором находится компания. Подробную информацию можно получить в местной администрации.
Получить грант на создание и развитие своего дела могут и молодые предприниматели от 14 до 25 лет, однако несовершеннолетние граждане могут подать заявку только с разрешения родителей. Для одобрения заявки нужно пройти бесплатное обучение в специализированных центрах «Мой бизнес» или в Корпорации МСП.
Развивать дело можно в разных направлениях, одно из которых — туристическое. Деньги с гранта можно потратить на аренду и ремонт помещения, покупку оборудования и ПО, продвижение бизнеса, закупку расходных материалов.
Максимальная сумма, которую участник может получить — 500 тыс. рублей, а для жителей Арктической зоны — 1 млн рублей.
Правительство РФ закрепило право на субсидию для строительства модульных средств размещения. К ним относятся кемпинги, глэмпинги и отели контейнерного типа, оборудованные душем и туалетом.
Заявки на субсидирование рассматривает Министерство экономического развития, о начале конкурса можно узнать на официальном сайте ведомства.
Оплатить бюджетными средствами можно 50% от стоимости проекта, остальные деньги предприниматель вкладывает самостоятельно.
Ежегодное мероприятие «Мастера гостеприимства» собирает представителей туристического бизнеса со всей страны. К участию приглашают владельцев и работников индустрии, а также студентов направления гостеприимства.
Мероприятие даёт возможность:
Участие в проекте бесплатное, информацию о сроках и месте проведения нужно уточнять на официальном сайте.
Государственная поддержка — необходимое, но не единственное условие для роста туристической компании. Важно и то, как бизнес подстраивается под новые реалии и насколько продуктивно использует современные возможности.
Цифровые инструменты помогают оптимизировать и автоматизировать работу компании, сделать процессы внутри более прозрачными и гибкими. Это нужно, чтобы:
Для решения этих задач в туристической сфере существует целый ряд цифровых инструментов.
Чат-боты
Искусственному интеллекту можно делегировать общение с клиентами, бронирование номера или экскурсии, дополнительные продажи. Робот также собирает данные гостей, которые пригодятся для анализа целевой аудитории и улучшения продукта.
Чат-бот должен оперативно реагировать на запрос, чтобы не упустить ни одного покупателя. SaluteBot отвечает на обращение за 2 секунды и ведёт диалог одновременно со всеми клиентами. Интегрируется со всеми популярными каналами связи: сайт компании, Вконтакте, Одноклассники, Телеграм и Viber. А ещё он всегда вежливо общается с собеседником и пишет как живой человек.
Чат-бот разгрузит отдел поддержки пользователей — сотрудник подключается только в решении сложных вопросов. Так вы сэкономите рабочее время работников и сократите расходы на зарплату.
Онлайн-модуль бронирования
Почти половина всех внутренних туристов бронируют отели онлайн. Причём большинство из них бронируют проживание на сайте гостиницы, а не на сайте-агрегаторе. То есть найти объект они могут и на другом сервисе, а покупку осуществляют на официальной странице отеля.
У этого может быть несколько причин. На сайте можно больше узнать про отель и изучить раздел дополнительных услуг. Помимо этого, агрегаторы иногда взимают дополнительную комиссию за бронирование, а значит, заказ номера напрямую может быть дешевле.
Именно поэтому стоит внедрить на сайт модуль онлайн-бронирования, и не просто внедрить — важно сделать его удобным для пользователя. Сервис должен работать быстро, быть интуитивно понятным и не перегруженным лишними деталями.
Подключение сервиса облегчит и работу сотрудников — информация сразу отображается в системе отеля, что предотвратит овербукинг и ускорит заселение.
Технологичные номера
Даже в поездке гости не готовы отказываться от технологий, к которым привыкли дома. Например, после насыщенного дня в отпуске особенно приятно расслабиться за просмотром любимого сериала или нового выпуска шоу. И в этом отельерам помогают мультимедийные системы.
В них уже встроены популярные видеосервисы с библиотекой фильмов, детских программ и ТВ-каналов. А система Салют Отель ещё и принесёт дополнительную прибыль бизнесу — расскажет гостям о дополнительных услугах в гостинице. Установить сервис можно с помощью SberBox, смарт-дисплеев SberPortal и телевизоров Sber.
Прогнозы экспертов и действия государства говорят о том, что спрос на внутренний туризм сохранится и будет расти в ближайшие годы.
Важно грамотно использовать потенциал развития российского туризма — заботиться о комфорте гостей, улучшать сервис и стимулировать интерес к вашему бизнесу. Не стоит забывать и об оптимизации процессов внутри предприятия, внедрять новые технологии и инструменты для сокращения расходов и роста производительности.