Современный туризм — это не просто способ провести долгожданные дни отпуска вдали от дома. Запросы путешественников изменились: люди хотят не только сменить локацию, но и получить новый опыт и впечатления. Поэтому глобальной туристической индустрии приходится подстраиваться под новые условия на потребительском рынке.
Какие тренды существуют в современном туризме, и какие тенденции повляют на развитие отрасли в 2025 году — рассказываем в статье.
Всё более популярным становится отдых, направленный на психологическую перезагрузку. Люди заботятся о ментальном здоровье, ищут способы сбросить моральное напряжение. Хотят побыть наедине со своими мыслями и на время остановить поток входящей информации.
Туристы любят останавливаться в уединённых местах, в тесном контакте с природой: без внешнего шума и в спокойной атмосфере нервная система приходит в норму. На фоне этого растёт спрос на «ретриты с цифровым детоксом», духовными практиками и расслабляющими процедурами.
Такой подход к отдыху особенно нравится влюблённым парам. Ведь это отличная возможность посвятить время только друг другу, лучше узнать партнёра и восстановить гармонию в отношениях.
Туристические кафе на главных проспектах города больше не в тренде. Им на смену приходят небольшие семейные рестораны, где готовят по традиционным рецептам. Аутентичная национальная кухня позволяет лучше прочувствовать национальный колорит и найти новые сочетания вкусов.
Помимо гастрономического удовольствия, путешественникам интересно пообщаться с местным населением, узнать больше о культуре и быте. Именно в таких заведениях можно встретить собеседника, который расскажет увлекательные истории о городе и покажет нетуристические маршруты.
Если раньше чаще всего отдыхали семьёй, то сейчас однозначно тренд качнулся в сторону отпуска большими компаниями. Люди стремятся проводить с дорогими людьми больше времени — не только на выходных, но и в путешествиях.
У этого, кстати, есть и экономическая выгода — снять большой дом на компанию может быть дешевле, чем забронировать гостиницу на двоих.
В пандемию путешествовать за пределы страны стало проблематично, поэтому туристы стали искать интересные локации в российских регионах. Спрос на туристические поездки по России вырос на 11,4% января по август 2024 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно Единому плану по достижению национальных целей, к 2030 году Правительство РФ планирует увеличить количество путешественников вдвое и достигнуть показателя в 140 млн человек в год. Таких амбициозных целей хотят добиться с помощью развития инфраструктуры и сервиса, разработки новых маршрутов и обучения экспертов в сфере туризма.
Нейросети помогают как туристическому бизнесу, так и путешественникам.
Организации внедряют интеллектуальные чат-боты, которые отвечают на сообщения от гостей, помогают забронировать номер и консультируют по дополнительным услугам. Чат-боты экономят время сотрудников на рутинных задачах, подключая их к диалогу только в случае нестандартного запроса.
Робот не только общается с клиентами, но и собирает данные о поведении и предпочтении пользователей. Так компания может детальнее узнать, какая аудитория чаще бронирует отель, на что гости обращают внимание при выборе размещения, в каком составе чаще путешествуют.
Путешественники могут применять нейросеть как помощника при подготовке к поездке. Искусственный интеллект спланирует маршрут, расскажет про интересные места, посоветует район для проживания и подскажет, как одеться по погоде. Помимо этого, можно попросить ИИ составить чек-лист вещей, которые нужно взять в дорогу, посоветовать ресторан местной кухни около отеля и многое другое.
Для личных целей подойдет бесплатная нейросеть GigaChat от Сбера. Сервис работает на русском языке и без VPN, а значит, быстро обработает запрос и выдаст понятный и чёткий ответ.
Согласно исследованию Агентства стратегических инициатив, россияне всё чаще рассматривают северные регионы в качестве места для проведения отпуска. Особенно вырос интерес к путешествиям на Дальний Восток, Русский Север, в Сибирь и в Арктику.
Возможно, причиной стала аномальная жара. Большинство субъектов России побили температурные рекорды, поэтому граждане стали выбирать более прохладные регионы для путешествия.
Более половины туристов предпочитают отели, которые используют цифровые инструменты и инновации. Самостоятельное заселение, чип-карты для доступа к инфраструктуре отеля, технологии умного дома и мультимедийные системы в номере — всё это делает пребывание гостей на отдыхе более комфортным.
Технологии в туристической сфере не только облегчают жизнь в путешествии, но и приносят пользу бизнесу. Например, сервис Салют Отель впечатлит ваших клиентов: включит фильм или сериал, расскажет информацию об отеле. А еще поможет с кросс-продажами — предложит дополнительные услуги. Можно подключить SberBox либо установить смарт-дисплей SberPortal или телевизор Sber.
Выбор направления для поездки — тот ещё квест. В одном месте выгоднее цена, во втором вкуснее национальная кухня, а в третьем невероятная природа.
Давайте посмотрим, каким регионам и странам отдавали предпочтения россияне в прошлом году.
Внутри страны чаще всего путешествовали в следующие регионы:
Тенденции в международном туризме среди сограждан выглядят так:
Выбрать подходящее направление поможет вопрос: «что хочется получить в итоге?»
Одни устали от бытовой рутины и ждут возможности спокойно отдохнуть на море. Другие — ищут вдохновение и жаждут новых впечатлений от прогулок по историческим местам.
Не забудьте подумать и о других важных факторах. Например, о безопасности и доступности медицины — особенно если путешествуете с детьми. Ведь половина успеха — это тщательно разработанный план путешествия.