ym88659208ym87991671
7 минут на чтение
5 сентября 2024

Что такое альтернативная стоимость

Разберём понятие альтернативной стоимости на примере. Представьте предпринимателя, который выбирает нишу для нового бизнеса. Он анализирует рынок и понимает, что сейчас выгодно продавать автотовары, смартфоны и зимнюю одежду. На эти виды продукции действует равный спрос, инвестиции на этапе старта одинаковы. Что же выбрать? Решать задачи такого рода помогает расчёт АС.

Альтернативная стоимость (АС) — это показатель ценности решения, от которого отказались при выборе из нескольких вариантов.

Показатель используется в экономике и финансовом планировании. В примере выше предприниматель может посчитать АС для каждого из трёх вариантов, чтобы определить, какая категория товаров принесёт больший доход.

Женщина держит весы с монетами

Зачем считать АС

Необходимость определять альтернативную стоимость возникает тогда, когда нужно делать выбор. В бизнесе регулярно приходится принимать решения:

  • чем торговать;
  • что покупать;
  • куда инвестировать;
  • с кем сотрудничать.

Обычно по таким вопросам доступно несколько примерно равноценных вариантов. Но выбрать всё сразу нельзя, так как деньги, время и другие ресурсы ограничены. Поэтому нужно отказаться от всех потенциальных возможностей в пользу одного оптимального решения.

В экономике рациональным называется такой выбор, который ведёт к получению максимальной пользы при небольших затратах ресурсов.

Расчёт АС позволяет сделать рациональный выбор: найти вариант, при котором выгода превысит возможные издержки.

Видеозвонки в SaluteJazz
Общайтесь с друзьями и близкими из любой точки страны

Как рассчитать АС

В экономике и бизнесе альтернативную стоимость определяют в натуральных показателях или денежном эквиваленте.

Натуральное выражение

Если АС определяют в натуральных показателях, то вариант, от которого отказались, является альтернативной стоимостью принятого варианта.

Пример:

  • компания выбирает, во что вложить прибыль:
    • купить грузовик для доставки заказов клиентам;
    • сделать ремонт в офисе, обновить компьютеры и оборудование;
  • оценив все факторы, компания покупает грузовик.

В данном примере ремонт — это АС грузовика.

Денежное выражение

Допустим, из двух вариантов «А» и «Б» вы выбрали вариант «А». Тогда альтернативную стоимость варианта «Б» можно определить по формуле:

АСБ=ДоходБ+Издержки_А,

где:

  • Доход_Б — это упущенная прибыль (доход, который вы могли получить, если бы не отказались от варианта «Б»);
  • Издержки_А — расходы, связанные с реализацией выбранного варианта «А».

Пример:

  • предприниматель решает, какой товар закупить на 100 000 ₽:
    • вариант «А»: партия сумок — 50 штук по 2000 ₽;
    • вариант «Б»: партия рюкзаков — 100 штук по 1000 ₽;
  • розничная цена сумок — 5000 ₽;
  • розничная цена рюкзаков — 3000 ₽;
  • выручка от продажи сумок составит 250 000 ₽;
  • выручка от продажи рюкзаков — 300 000 ₽.

Издержки в обоих случаях одинаковы: 100 000  — цена партии товара для предпринимателя.

Используем формулу АС для оценки обоих вариантов:

  1. АС по сумкам (если предприниматель выберет рюкзаки) = Доход с продажи сумок + Издержки по рюкзакам = 250 000 ₽ + 100 000 ₽ = 350 000 ₽;

  2. АС по рюкзакам (если предприниматель выберет сумки) = Доход с продажи рюкзаков + Издержки по сумкам = 300 000 ₽ + 100 000 ₽ = 400 000 ₽.

Формула показывает, что АС рюкзаков больше, чем сумок. Выбрав партию сумок, предприниматель упускает 400 000 ₽. Выбрав рюкзаки, потеряет меньше: 350 000 ₽.

Если вы выбирали из трёх и более возможностей, то формулу нужно применять к лучшему из отброшенных вариантов.


Выбор из трёх альтернативных вариантов

Обратите внимание: формула не учитывает динамику продаж, сроки, в которые будет распродан товар, расходы на рекламу и другие важные для бизнеса факторы.

К примеру, суммарная прибыль от продажи рюкзаков выше, однако спрос на них может быть сезонным. Тогда, чтобы распродать всю партию в несезон и получить запланированный доход, придётся вкладываться в продвижение. Это повысит издержки и изменит расчёт АС.

Предприниматель может решить закупить сумки. Расчётная прибыль по ним ниже, но, возможно, спрос более стабилен, что позволит продать товар быстрее. А если при этом автоматизировать часть бизнес-процессов и использовать эффективные инструменты для продаж, то издержки снизятся, а прибыль возрастёт.

Выбор вектора развития

С помощью формулы АС можно определять продуктивность, трудозатраты, целесообразность совершения тех или иных действий.

Представим интернет-магазин, в котором работает менеджер по продажам с зарплатой 60 000 ₽. Час его работы стоит 375 ₽. Половину рабочего времени менеджер тратит на переписку с клиентами:

  • отвечает на вопросы по ассортименту, ценам, доставке;
  • сообщает статусы заказов;
  • объясняет, как оформить покупку.

Допустим, на такое общение ежедневно уходит по четыре часа. Работодателю это обходится в 1500 ₽ в день, или около 30 000 ₽ в месяц. За это время менеджер не привлекает новых клиентов. Заказы поступают без его участия, с рекламного и органического трафика.

Альтернативный вариант — подключить на сайт магазина чат-бот, который будет обрабатывать типовые запросы пользователей автоматически. В этом случае у менеджера освобождается четыре часа в день. Вместо решения рутинных задач он расширяет клиентскую базу, ищет крупных заказчиков. В перспективе внедрение бота ведёт к росту продаж и развитию бизнеса. Деньги, которые компания платит менеджеру, окупаются быстрее и приносят больше прибыли.

Менеджер говорит по телефону за рабочим столом

АС варианта без автоматизации определяет следующая формула:

АС = (Доход_X)\ ‒\ (Затраты_Y),

где:

  • Доход_X — это потенциальная прибыль, которую принесёт менеджер после внедрения чат-бота;
  • Затраты_Y — затраты на чат-бот.

Чтобы определить потенциальную прибыль, нужно проанализировать статистику заказов и взять средние значения. Допустим, анализ показал, что менеджер может за месяц привлечь пять новых покупателей со средним чеком 1000 ₽. Тогда потенциальная прибыль составит 5000 ₽ ежемесячно.

Затраты на чат-бот зависят от тарифа. К примеру, SaluteBot, чат-бот от Сбера, можно подключить бесплатно, протестировать на первых клиентах, а затем выбрать тариф. Стоимость — от 990 ₽ в месяц.

Потенциальная прибыль после внедрения чат-бота (5000 ₽) выше, чем издержки (990 ₽). С точки зрения экономики бизнеса автоматизация в данном случае является рациональным выбором.

Ошибки при расчёте АС

При принятии решений альтернативная стоимость является лишь вспомогательным показателем. АС не учитывает множество факторов, например:

  • колебания спроса;
  • ситуацию в данном сегменте рынка и экономике в целом;
  • действия конкурентов;
  • финансовые отношения с партнёрами и поставщиками.

Поэтому основная ошибка — полагаться только на АС, игнорируя возможные изменения в экономике и другие обстоятельства. При грамотном маркетинге и применении решений для увеличения конверсии в продажах можно получать доход при любых значениях АС.

Продукты и категории из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Развивайте бизнес по‑новому с GigaChat API
Делегируйте рутинные задачи ИИ, чтобы повысить эффективность бизнес-процессов