Разберём понятие альтернативной стоимости на примере. Представьте предпринимателя, который выбирает нишу для нового бизнеса. Он анализирует рынок и понимает, что сейчас выгодно продавать автотовары, смартфоны и зимнюю одежду. На эти виды продукции действует равный спрос, инвестиции на этапе старта одинаковы. Что же выбрать? Решать задачи такого рода помогает расчёт АС.
Альтернативная стоимость (АС) — это показатель ценности решения, от которого отказались при выборе из нескольких вариантов.
Показатель используется в экономике и финансовом планировании. В примере выше предприниматель может посчитать АС для каждого из трёх вариантов, чтобы определить, какая категория товаров принесёт больший доход.
Необходимость определять альтернативную стоимость возникает тогда, когда нужно делать выбор. В бизнесе регулярно приходится принимать решения:
Обычно по таким вопросам доступно несколько примерно равноценных вариантов. Но выбрать всё сразу нельзя, так как деньги, время и другие ресурсы ограничены. Поэтому нужно отказаться от всех потенциальных возможностей в пользу одного оптимального решения.
В экономике рациональным называется такой выбор, который ведёт к получению максимальной пользы при небольших затратах ресурсов.
Расчёт АС позволяет сделать рациональный выбор: найти вариант, при котором выгода превысит возможные издержки.
В экономике и бизнесе альтернативную стоимость определяют в натуральных показателях или денежном эквиваленте.
Если АС определяют в натуральных показателях, то вариант, от которого отказались, является альтернативной стоимостью принятого варианта.
Пример:
В данном примере ремонт — это АС грузовика.
Допустим, из двух вариантов «А» и «Б» вы выбрали вариант «А». Тогда альтернативную стоимость варианта «Б» можно определить по формуле:
АСБ=ДоходБ+Издержки_А,
где:
Пример:
Издержки в обоих случаях одинаковы: 100 000 ₽ — цена партии товара для предпринимателя.
Используем формулу АС для оценки обоих вариантов:
АС по сумкам (если предприниматель выберет рюкзаки) = Доход с продажи сумок + Издержки по рюкзакам = 250 000 ₽ + 100 000 ₽ = 350 000 ₽;
АС по рюкзакам (если предприниматель выберет сумки) = Доход с продажи рюкзаков + Издержки по сумкам = 300 000 ₽ + 100 000 ₽ = 400 000 ₽.
Формула показывает, что АС рюкзаков больше, чем сумок. Выбрав партию сумок, предприниматель упускает 400 000 ₽. Выбрав рюкзаки, потеряет меньше: 350 000 ₽.
Если вы выбирали из трёх и более возможностей, то формулу нужно применять к лучшему из отброшенных вариантов.
Обратите внимание: формула не учитывает динамику продаж, сроки, в которые будет распродан товар, расходы на рекламу и другие важные для бизнеса факторы.
К примеру, суммарная прибыль от продажи рюкзаков выше, однако спрос на них может быть сезонным. Тогда, чтобы распродать всю партию в несезон и получить запланированный доход, придётся вкладываться в продвижение. Это повысит издержки и изменит расчёт АС.
Предприниматель может решить закупить сумки. Расчётная прибыль по ним ниже, но, возможно, спрос более стабилен, что позволит продать товар быстрее. А если при этом автоматизировать часть бизнес-процессов и использовать эффективные инструменты для продаж, то издержки снизятся, а прибыль возрастёт.
С помощью формулы АС можно определять продуктивность, трудозатраты, целесообразность совершения тех или иных действий.
Представим интернет-магазин, в котором работает менеджер по продажам с зарплатой 60 000 ₽. Час его работы стоит 375 ₽. Половину рабочего времени менеджер тратит на переписку с клиентами:
Допустим, на такое общение ежедневно уходит по четыре часа. Работодателю это обходится в 1500 ₽ в день, или около 30 000 ₽ в месяц. За это время менеджер не привлекает новых клиентов. Заказы поступают без его участия, с рекламного и органического трафика.
Альтернативный вариант — подключить на сайт магазина чат-бот, который будет обрабатывать типовые запросы пользователей автоматически. В этом случае у менеджера освобождается четыре часа в день. Вместо решения рутинных задач он расширяет клиентскую базу, ищет крупных заказчиков. В перспективе внедрение бота ведёт к росту продаж и развитию бизнеса. Деньги, которые компания платит менеджеру, окупаются быстрее и приносят больше прибыли.
АС варианта без автоматизации определяет следующая формула:
АС = (Доход_X)\ ‒\ (Затраты_Y),
где:
Чтобы определить потенциальную прибыль, нужно проанализировать статистику заказов и взять средние значения. Допустим, анализ показал, что менеджер может за месяц привлечь пять новых покупателей со средним чеком 1000 ₽. Тогда потенциальная прибыль составит 5000 ₽ ежемесячно.
Затраты на чат-бот зависят от тарифа. К примеру, SaluteBot, чат-бот от Сбера, можно подключить бесплатно, протестировать на первых клиентах, а затем выбрать тариф. Стоимость — от 990 ₽ в месяц.
Потенциальная прибыль после внедрения чат-бота (5000 ₽) выше, чем издержки (990 ₽). С точки зрения экономики бизнеса автоматизация в данном случае является рациональным выбором.
При принятии решений альтернативная стоимость является лишь вспомогательным показателем. АС не учитывает множество факторов, например:
Поэтому основная ошибка — полагаться только на АС, игнорируя возможные изменения в экономике и другие обстоятельства. При грамотном маркетинге и применении решений для увеличения конверсии в продажах можно получать доход при любых значениях АС.
Продукты и категории из этой статьи: