Как рассчитать стоимость услуги
Расчёт себестоимости услуг помогает оценить экономическую целесообразность предпринимательской деятельности и определить сроки возвращения стартовых инвестиций.
В статье на конкретных примерах покажем, как проводить калькуляцию и как можно снизить стоимость услуг и товаров.
Что такое себестоимость услуги
Себестоимость услуги — это сумма всех расходов предприятия, связанных с её оказанием. В случае с товарами это все издержки, которые возникли во время производства новой единицы продукции.
Чем ниже себестоимость, тем выше потенциальная прибыль. Обычно компании проводят расчёт цен на услуги и товары и параллельно оценивают экономическую целесообразность применения различных инструментов для продаж. Такие решения позволяют повысить эффективность бизнес-модели, даже если базовая стоимость продукта остаётся неизменной.

Для чего нужен анализ себестоимости
Даже самая перспективная бизнес-модель может оказаться неэффективной, если при расчёте себестоимости услуг были допущены ошибки.
Приведём пример. Предприниматель, который оказывает фотоуслуги, посчитал, что сможет проводить съёмку деловых мероприятий по цене 10 000 рублей в час. Позже оказалось, что все фотографии должны быть обработаны в лицензионных версиях редакторов стоимостью 150 000 рублей в год. К тому же спрос на фотоуслуги оказался ниже ожидаемого, что сделало их нерентабельными.
Ошибки при калькуляции себестоимости работы привели к неправильному расчёту прайса и финансовым проблемам после открытия фотостудии.
Пример расчёта стоимости услуги
Калькуляция стоимости услуг позволяет оценить затраты на выполнение работ по заказу клиента. Все расчёты должны быть оформлены в виде стандартного документа.
Единого образца бланка нет, главное — чтобы содержание документа было понятным для профильных специалистов.
При расчёте себестоимости учитывают следующие параметры:
- реальные затраты на работу и материалы;
- расходы с учётом нормативных показателей;
- эффективность работы сотрудников;
- рентабельность;
- ресурсы предприятия;
- возможности снижения себестоимости.
Существует несколько видов калькуляции стоимости услуг:
- плановая. Показатель рассчитывают на основе данных за определённый период с учётом промежуточной нормы;
- нормативная. Себестоимость рассчитывают по нормам расходов на покупку и обработку материалов (к примеру, по СНиП);
- фактическая. Показатель рассчитывают на основе бухгалтерских отчётов; сметная. Считают стоимость конкретной услуги или изделия.
А теперь на конкретном примере рассмотрим алгоритм расчёта полной стоимости услуги — абонемента в фитнес-клуб на 12 занятий.
Для этого потребуются следующие данные:
- Cm ― материальные расходы (материалы, топливо, расходные материалы и т. д.);
- Ot ― оплата работы сотрудников (в неё входит зарплата работников, подрядчиков и руководства);
- Cr ― отчисления в государственные фонды;
- Ao ― амортизация оборудования, транспорта;
- Tr ― транспортные и другие расходы.
Рассчитываем себестоимость (Ps) по формуле:
Cm (покупка различных образцов спортивного инвентаря, аренда помещения, оплата ЖКУ) — 350 000 рублей в месяц. Ot (зарплата тренеров, уборщицы, бухгалтера) — 100 000 рублей в месяц. Ao (амортизация спортивного инвентаря) — 3000 рублей в месяц. Cr (отчисления в фонды) — 55 000 рублей в месяц. Tr (поездки в налоговую, пересылка документов, доставка новых образцов спортивного инвентаря) ― 2000 рублей в месяц.
Если каждый месяц фитнес-клуб посещают 200 посетителей, то себестоимость абонемента будет равна 600 000 / 200 = 3000 рублей в месяц.

Как снизить стоимость услуг
Для начала нужно определить статьи расходов, за счёт которых удастся снизить стоимость услуги.
Что можно сделать:
- перераспределить должностные обязанности;
- составить более плотный график работы с сохранением того же размера зарплаты;
- отказаться от покупки некоторых образцов оборудования;
- снизить другие затраты (например, на рекламу).
При расчёте стоимости услуги важно следить, чтобы она не потеряла свою привлекательность после сокращения расходов. В противном случае бизнес-модель перестанет быть эффективной и станет убыточной. Нужно определить возможные границы сокращения расходов и составить перечень базовых трат.
Снизить затраты на производство и обслуживание — не единственный способ повысить доходность бизнеса. Альтернативное решение — увеличить обороты предприятия при сохранении высоких затрат на предоставление одной услуги.
Это можно сделать с помощью современных решений для увеличения конверсии в продажах. Омниканальная чат-платформа Jivo, продукт для автоматизации кол-центра SaluteSpeech и другие сервисы от SberDevices помогут увеличить число заказов и эффективно работать с клиентами. Решения уже прошли проверку в различных бизнес-нишах и доказали свою эффективность.

Продукты и категории из этой статьи: