Сегодня автоматизация бизнес-процессов — уже неотъемлемая часть маркетинга. Из модного тренда она превратилась в необходимость для всех компаний. Особенно если они хотят оставаться конкурентоспособными в 2025 году и развиваться.
Как автоматизация поможет в управлении бизнес-процессами и какие системы оптимизируют работу — рассказываем в статье.
С ростом компании становится больше рутинных задач, которые отнимают львиную долю рабочего времени. Из-за этого сложно сфокусироваться на креативных и стратегических целях бизнеса. Темпы развития сокращаются, и в конечном счете наступает стагнация или кризис.
Но этого можно избежать, если вовремя автоматизировать процессы. При автоматизации:
Растет прибыль
Когда предприятие внедряет подходящий инструмент — экономит на зарплатах сотрудников. В то же время производительность бизнеса растёт.
Снижается количество ошибок
Почти полностью исключается человеческий фактор — работник подключается только в случае нестандартных ситуаций.
Освобождается время для разработки креативных идей
Когда не нужно ежедневно разбираться с однообразными задачами, сотрудники начинают искать инновационные и прорывные решения для развития бизнеса.
Облегчается доступ к отчетности
Большинство сервисов формирует подробный отчет за пару секунд, что делает процесс более прозрачным и доступным в любой момент.
Повышается конкурентоспособность
Компании, которые стремятся не только остаться на плаву, но и масштабироваться, активно привлекают современные технологии. Отказаться от автоматизации бизнеса — значит, проиграть более технологичным конкурентам.
Чаще всего автоматизируют бухгалтерию и документооборот, работу с клиентами, производственные процессы и маркетинг. Именно об упрощении маркетинговых задач и пойдет речь дальше.
Автоматизация процессов маркетинга — необходимость для компаний, которые стремятся к росту. Когда бизнес только начинает развиваться, управлять рассылками и сегментировать аудиторию можно вручную. Но по мере роста приходит время задуматься — как оптимизировать взаимодействие с клиентами, чтобы освободить ресурсы для стратегических задач. На помощь приходят дополнительные инструменты — системы автоматических рассылок, чат-боты и автоворонки, с которыми можно эффективно масштабировать процессы.
Автоматизация полезна для компаний с частыми повторными продажами и коротким циклом сделки. Наглядный пример — B2C-ретейлеры и маркетплейсы. Инструменты автоматизации маркетинга упрощают работу над повторяющимися задачами — от напоминаний до ретаргетинга. Это позволяет бизнесу фокусироваться на более важных вещах.
Иногда руководители не решаются автоматизировать бизнес. Это долго, трудно, может нарушить налаженный процесс работы. Однако оптимизация даже небольших задач помогает сосредоточиться на крупных целях. Как результат — положительная динамика развития бизнеса. Удаётся избежать ошибок, освободить время сотрудников, сделать процессы более управляемыми.
При этом автоматизировать можно как основные бизнес-процессы (главные функции, которые предприятие выполняет для получения прибыли — например, продажа товаров, закупка сырья или производство), так и вторичные функции — которые поддерживают жизнедеятельность компании. Речь про кадровый и бухгалтерский учёт, логистику и любые внутренние процессы.
Определить, что пришло время автоматизироваться, поможет чек-лист:
Если часть или все пункты описывают текущее положение дел — значит, пора задуматься об автоматизации маркетинга.
Выявите узкие места и повторяющиеся задачи. Это основа для успешного моделирования бизнес-процессов. Создайте визуальные схемы, чтобы понять, какие этапы можно оптимизировать с помощью инструментов автоматизации.
Сформулируйте чёткие задачи: уменьшить время на выполнение задач, повысить точность работы, снизить затраты. Это поможет выбрать подходящие системы автоматизации маркетинга — те, которые фокусируются на нужных вам функциях.
Оцените доступные на рынке варианты. Под свои задачи и бюджет подберите инструменты автоматизации маркетинга — желательно, чтобы они интегрировались с вашими текущими рабочими платформами.
Проведите единое обучение для всех — чтобы команда пользовалась инструментами правильно и по назначению. Можно даже провести тестирование и проверить, насколько хорошо работники понимают, чего от них хотят. Это поможет устранить ошибки и улучшить производительность.
После внедрения оцените ключевые показатели эффективности (KPI). Помните: эффективное управление бизнес-процессами предполагает мониторинг и корректировку автоматизированных процессов в реальном времени.
Уже можно говорить о новых стандартах автоматизации бизнеса в маркетинге. Каждый год появляются новые маркетинговые тренды, с помощью которых удаётся адаптироваться к изменениям и выстраивать долгосрочные стратегии роста.
Общение с пользователями по поводу повторяющихся вопросов можно делегировать роботу. Он распознает и обрабатывает наиболее популярные запросы в течение нескольких секунд. При этом чат-бот ведет переписку сразу со всеми собеседниками, не пропуская ни одного диалога, вероятность ошибки из-за человеческого фактора сводится к нулю. Помимо прочего, такой ассистент может работать 24/7, оставаясь на связи с потребителями в любое время.
Чат-бот должен уметь не только быстро реагировать на запрос, но и решать проблему. Например, сервис SaluteBot натренирован с помощью технологий искусственного интеллекта, что позволяет ему отлично понимать человеческий язык и дружелюбно общаться с покупателями. Интегрируется со всеми популярными каналами связи, а также собирает данные о клиентах для последующего бизнес-анализа.
Польза для бизнеса очевидна:
Создание контент-плана, подготовка структуры статьи, поиск нужной информации — с этим всем справятся нейросети. В качестве основного источника контента использовать искусственный интеллект не стоит, а вот адаптировать сгенерированный материал намного проще, чем создавать его с нуля.
Какая польза для бизнеса:
Малому и среднему бизнесу достаточно бесплатной нейросети без подписок — такой, как GigaChat. Он работает без VPN и отлично формулирует мысли по-русски, потому что обучается на русскоязычных базах.
Благодаря ИИ можно создать актуальную сетку контента, а с помощью автопостинга автоматизировать его размещение. Запланируйте публикации на неделю или месяц — используйте отложенный постинг. А освободившееся время потратьте на стратегические задачи и развитие бизнеса.
Регулярное размещение контента повышает доверие к компании, а еще мотивирует ближе познакомиться с продуктом и совершить покупку.
Преимущества автопостинга:
Ускорить работу колл-центра можно с помощью голосового помощника. Время ответа бизнеса не будет зависеть от степени загрузки менеджера: клиент быстро получит решение и останется довольным.
Ассистент может проконсультировать по продукту, оформить заказ, сообщить дату доставки, записать на услугу. Помимо обработки входящих звонков, робот проинформирует об акциях и специальных предложениях, напомнит клиенту о визите, соберет отзывы.
Важно, чтобы речь голосового помощника была похожа на живой разговор — это располагает собеседника и побуждает продолжить диалог. Для этого можно использовать SaluteSpeech YourVoice — с этой технологией компании создают голоса своих брендов и используют их для общения с клиентами.
Какую пользу получает бизнес:
Чтобы не потерять деньги на автоматизации процессов, сначала продумайте стратегию — нужно чётко понимать, какие задачи вы хотите решить с помощью технологий. Затем:
Главное — не забывайте анализировать результаты. Следите за эффективностью автоматизации и направляйте ее в нужное русло.