Чтобы создавать спрос на продукт, привлекать клиентов и быть на связи с целевой аудиторией, компании нужен маркетинг. Этот общий термин означает комплекс мер по продвижению бизнеса. В зависимости от используемых подходов, технологий и каналов выделяют разные виды маркетинга. Один из них — digital-маркетинг.
Digital Marketing — это маркетинг в цифровой среде, то есть продвижение товаров, услуг, брендов с помощью технологий и устройств.
Применение цифровых технологий делает продвижение более точным и измеримым. Диджитал-инструменты позволяют собирать детальную информацию об аудитории и объективно оценивать результаты.
Разработкой маркетинговой стратегии, подбором инструментов и ведением рекламных кампаний занимается диджитал-маркетолог. Его задача — задействовать все доступные точки касания с аудиторией и через различные медиаканалы привести клиента к покупке.
Интернет-маркетинг включает в себя инструменты онлайн-продвижения. Среди них:
Digital Marketing — более широкое понятие. В него входят все интернет-каналы, а также офлайн-продвижение с применением цифровых носителей, технологий и устройств. Например:
Интернет-маркетологи занимаются продвижением в онлайн-каналах. Диджитал-маркетологи, кроме онлайн-инструментов, используют интерактивные методы взаимодействия с аудиторией за пределами интернет-пространства.
Главная идея диджитал-подхода — собирать данные об аудитории на каждом этапе воронки продаж и использовать их для улучшения продвижения. За точность информации о потребителях отвечают технологии. Цифровые сервисы и инструменты отслеживают поведение клиентов и их реакцию на ваши маркетинговые сообщения.
Возможности digital-продвижения:
Из этого списка видно, что сферы применения цифрового маркетинга такие же, как и у традиционных подходов к продвижению. Однако при построении диджитал-стратегии маркетолог должен учитывать ряд особенностей.
Ваши клиенты проводят много времени в интернете. Через смартфон и компьютер они работают, развлекаются, учатся, общаются и делают покупки. Однако всё это время они находятся в реальном мире: в парке, автобусе, офисе, дома. Диджитал-маркетинг помогает бизнесу выйти за границы экрана или монитора. Начав коммуникацию с клиентом по email или в рекламном ролике, вы продолжаете диалог в офлайн-среде.
Напоминания о бренде можно размещать в магазинах, на улицах и даже на стаканах кофе — везде, где ваша аудитория готова к общению. А благодаря digital-технологиям каждое такое напоминание можно сделать интерактивным. Клиент не просто видит вашу рекламу. Он вовлекается во взаимодействие и, находясь в офлайн-среде, совершает онлайн-конверсию:
Таким образом, Digital Marketing позволяет создать единое пространство для постоянного контакта с аудиторией.
В основе digital-стратегии лежит использование большого количества каналов для максимально полного взаимодействия с клиентами. При этом все технологии, которые использует диджитал-маркетолог, должны отвечать трём требованиям:
Частая ошибка маркетологов — внедрение новых инструментов без понимания их роли в общем процессе продаж. Например, маркетолог продвигает мастер-класс. Для этого запускает видеоролик на цифровом экране у кассы в супермаркете. Допустим, место размещения выбрано верно: предварительный анализ аудитории показал, что потенциальные участники мастер-класса часто посещают этот магазин. Проблема — в выборе формата размещения.
Чтобы понять ошибку маркетолога, нужно описать клиентский путь. Что обычно делают пользователи при записи на вебинар:
Выполнить эти действия при видеорекламе на кассе не получится. Большинство пользователей не смогут совершить первый шаг ― попасть на страницу вебинара. Клиенты заняты оплатой покупок, им некогда сканировать QR-код или запоминать ссылку из ролика. В результате бизнес получает широкий охват, аудитория узнаёт о мероприятии, но к росту конверсий это не приводит. Рекламный бюджет тратится нерационально. Потенциально эффективная технология используется неверно.
Чтобы избежать подобных ошибок, нужно держать фокус на прибыльности и рентабельности каждого цифрового канала.
Включает все виды продвижения через интернет:
Обычно в одну стратегию маркетологи включают несколько видов онлайн-продвижения. Это позволяет охватить более широкую аудиторию и получить эффект синергии, когда все каналы усиливают и дополняют друг друга.
Пример: ваша маркетинговая задача — повысить продажи продукта. Для этого маркетолог делает следующее:
Как работает такое сочетание инструментов:
Таким образом, совокупность нескольких цифровых каналов приводит к достижению цели, то есть к росту продаж.
Этот digital-канал позволяет взаимодействовать с аудиторией вне сети, когда ваши клиенты не используют смартфон или ноутбук.
Виды цифровых офлайн-коммуникаций:
Цели офлайн-продвижения зависят от вида бизнеса.
Пример: задача маркетолога интернет-магазина — привлечь клиентов через офлайн-коммуникации. Для этого на цифровых стендах, рекламных экранах и в СМС размещаются призывы перейти в магазин и оформить заказ. Благодаря digital-технологиям клиент может совершить конверсию прямо в момент касания, даже если реклама встретила его в кафе или такси.
Если же вы ведёте бизнес офлайн, то нужно, наоборот, приводить аудиторию из виртуального мира в реальный. Тогда задача онлайн-рекламы и цифровых технологий — мотивировать клиента выйти из интернет-среды и посетить вашу торговую точку или офис.
Для решения разных задач используются разные диджитал-инструменты. Разберём наиболее популярные.
Это метод продвижения, направленный на достижение конкретных KPI за заданный период.
Пример: маркетолог составляет performance-стратегию, целью которой является рост продаж в два раза в течение года. В стратегию входят следующие инструменты:
Преимущество Performance Marketing в том, что эффективность каждого инструмента прогнозируема и измерима. Это значит, что ещё при разработке стратегии маркетолог может составить точный план: рассчитать, какие показатели будут достигнуты и сколько денег на это уйдёт.
В процессе продвижения маркетолог замеряет промежуточные результаты, сопоставляет их с планом и при необходимости корректирует стратегию. Такой подход позволяет оптимизировать бюджет и получать полную отдачу от всех инструментов.
Это управление мнением и поведением аудитории с помощью контента разных форматов.
Инструменты контент-маркетинга:
Это проведение публичных мероприятий с целью завоевать лояльность аудитории, улучшить репутацию компании и повысить продажи. Один из самых простых форматов — вебинары, то есть обучающие онлайн-мероприятия, на которых участники получают полезные навыки, а бизнес расширяет клиентскую базу.
Как работает этот диджитал-инструмент:
Запись вебинара участвует в дальнейшем диджитал-продвижении. Например, её можно опубликовать в соцсетях, высылать подписчикам по email, разделить на короткие ролики для создания рекламы.
Для охвата аудитории вне интернета используются цифровые рекламные поверхности: например, Салют Экраны. Такие экраны можно разместить в общественных местах, офисах и заведениях, где бывает ваша целевая аудитория. Области применения — самые широкие:
На экранах можно показывать статичную рекламу или видео. Управление контентом ведётся централизованно. В онлайн-кабинете маркетолог может в реальном времени поменять предложение сразу на нескольких экранах, посмотреть статистику, настроить расписание показов.
Ещё одним эффективным офлайн-инструментом в Digital Marketing является интерактивный стенд. Это устройство с экраном, на котором отображается виртуальный помощник. Благодаря технологии распознавания и генерации речи, помощник умеет общаться с аудиторией, рекламировать бренд и отвечать на вопросы. Стенд можно установить в любом помещении — например, в холле бизнес-центра или торговом зале.