Чтобы узнать, какие товары приносят доход, а какие — убытки, что в тренде у ваших клиентов и от чего зависит спрос, нужно провести анализ продаж. Для этого используются разные подходы и методы. Рассмотрим самые эффективные из них.
Правильно проведённая аналитика помогает увидеть точки роста и перспективы развития компании. Анализировать можно любые параметры:
Изучение комплекса метрик помогает принять верные управленческие решения, например:
Проводить аналитику стоит регулярно: такой подход позволяет оперативно выявлять слабые места в работе компании и своевременно внедрять решения по оптимизации.
Прежде всего нужно накопить статистику. Чем больше данных вы проанализируете, тем точнее будут выводы.
Какую статистику нужно собрать:
Данные можно собирать помесячно, поквартально, ежегодно или с другой удобной периодичностью.
Из собранной статистики выделите нужные данные в зависимости от метрики, которую хотите изучить.
Например:
Как видите, уже на этапе сбора и сортировки данных нужно знать, какие показатели вы будете анализировать и каким методом планируете воспользоваться.
Отчёты и статистику можно изучать в разных разрезах:
Исследуя сразу несколько метрик, вы узнаете, какие продукты и в каком объёме продаёт ваша компания в разные периоды, сможете увидеть сезонные всплески спроса, проследить корреляцию с акциями, распродажами и запуском рекламы.
Дополнительно можно проанализировать следующие параметры:
Обрабатывать все данные вручную необязательно, часть работы можно доверить технологиям. Разберём наиболее эффективные методы аналитики и инструменты для автоматизации рутинных задач.
Нужно сопоставить статистику за текущий период с данными за прошлые аналогичные периоды, чтобы увидеть положительную или отрицательную динамику. Сравнивать можно по выручке, прибыли, количеству заказов, приросту клиентской базы и другим метрикам.
Для анализа динамики используется следующая формула:
(Показатель за текущий период / Показатель за предыдущий период) × 100.
Например, вы хотите узнать, насколько выросла или упала выручка в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Тогда:
Воспользуемся формулой и оценим результат:
Формула подходит для оценки динамики развития всего бизнеса или эффективности отдельных торговых точек.
Нужно построить график реализации товара за несколько месяцев или лет:
График покажет, как продаётся товар в разные периоды и как меняется спрос в зависимости от сезона, праздников, погоды и других факторов.
Во время падения спроса есть два пути:
Метод подходит для розничной торговли. Он показывает долю товара в общем объёме продаж и помогает понять, какая продукция приносит основную прибыль, а какой вы торгуете в убыток.
Метод строится на принципе Парето: 20% проданных товаров приносят 80% прибыли. Основа для расчёта — прибыль или выручка от реализации каждого продукта.
Как провести аналитику по методу ABC:
Опираясь на результаты, пересмотрите подход к формированию ассортимента и скорректируйте структуру товарной матрицы.
Метод подходит для улучшения структуры товарной матрицы. Его можно использовать при выводе нового продукта на рынок, а также для определения приоритетных групп товаров с самой высокой потенциальной доходностью.
Первым шагом нужно рассчитать параметры каждой товарной группы:
Далее на основании расчётов нужно распределить товары по четырём категориям:
Следующий этап — разработка стратегии.
В категории «Звёзды» находятся самые перспективные товары, они приносят наибольший доход. По этой категории важно удерживать лидерство на рынке.
«Дойные коровы» приносят постоянную прибыль без вложений. Чтобы сохранять доход, достаточно поддерживать реализацию этой группы товаров в текущих объёмах.
«Трудные дети» имеют высокий потенциал, но пока приносят немного прибыли. Часто в эту категорию попадают новинки и продукты для узкой аудитории. Стратегия — вкладываться в них и дальше в прежнем объёме, накопить статистику, а затем принять решение: исключить из матрицы или инвестировать больше.
Категория «Собаки» — это убыточные продукты с низкой рентабельностью, требующие постоянных вложений. Возможные стратегии — совсем отказаться от этой группы товаров или снизить активность инвестирования.
Метод помогает понять, насколько качественно работают сотрудники магазина, кол-центра, отдела продаж.
Чтобы оценить работу sales-менеджеров, вам потребуются:
Эти данные нужны для того, чтобы:
Так вы узнаете, насколько продуктивны ваши сотрудники, кто из них нуждается в дополнительном обучении, а кто — в поощрении и мотивации.
Повышение качества работы sales-менеджеров ведёт к росту лояльности клиентов. Чем больше данных вы проанализируете, чем лучше сможете оптимизировать работу сотрудников, и тем заметнее будет результат для бизнеса. Чтобы собрать как можно больше статистики, можно использовать технологию анализа телефонных разговоров. Например, систему SaluteSpeech Insights.
Система анализирует каждый звонок в режиме реального времени:
Система оценивает разговор по 345 характеристикам и знает, как клиент оценил бы разговор с оператором.
Пользуясь SaluteSpeech Insights, вы сможете отслеживать динамику удовлетворённости клиентов и оперативно реагировать на любые изменения. Например, если система поставила разговору низкую оценку, можно сразу попытаться исправить ситуацию.
Метод позволяет оценить темпы прироста клиентской базы. Для аналитики структуры текущей базы требуется два параметра:
В ОКБ входят все покупатели и заказчики, кто хотя бы раз заключил сделку, а также потенциальные клиенты, готовые купить товар в ближайшее время.
АКБ — это число клиентов, заключивших хотя бы одну сделку за отчётный период.
Процентное отношение АКБ к ОКБ отражает динамику заказов в разные периоды и степень проработки клиентской базы.
Для комплексного анализа бизнес-процессов можно воспользоваться инструментом Sber Process Mining. Это интеллектуальная аналитическая система, которая исследует различные направления работы компании с помощью обработки Big Data и алгоритмов машинного обучения.
Возможности системы Sber Process Mining:
В сфере продаж технология позволяет создать оптимальный сценарий работы и достичь следующих целей:
Система анализа бизнес-процессов подходит для контроля эффективности сотрудников, управления расходами, выявления неправомерных действий и решения многих других задач.
Продукты из этой статьи: