Подбор персонала, обслуживание клиентов, заключение сделки — всё это примеры бизнес-процессов (БП). Разбираем на простых примерах, что это такое и как применять в компании.
Бизнес-процесс — это совокупность повторяющихся действий, направленных на достижение цели.
Любой БП обладает тремя характеристиками:
Комбинация трёх параметров отличает бизнес-процесс от функций, операций и проектов. Разберём определения и роли каждой характеристики.
Бизнес-процесс — это набор взаимосвязанных задач.
Если для достижения цели достаточно одного действия, то речь идёт о функции или операции. БП состоит из нескольких простых функций, которые связаны друг с другом.
Пример функции: юрист составляет договор для подписания с клиентом. Это одноэтапная задача, над ней работает только один сотрудник. Пример БП: перед составлением договора юрист запрашивает данные у менеджера и финансового директора, а затем согласует документ с руководителем.
Описание бизнес-процессов помогает выявить слабые места. Например, для птимизации подготовки договоров нужно разбить многоэтапный БП на простые операции и проанализировать каждый шаг.
Бизнес-процесс — это систематическое повторение одного и того же цикла. Если для получения результата достаточно выполнить работу однократно, то речь идёт о проекте.
Пример проекта: компания по доставке еды открывает кафе.
Пример БП: сеть ресторанов регулярно открывает кафе в разных городах.
Это типичный сценарий бизнес-процессов предприятия, где ключевую роль играет стандартизация.
Роль этой характеристики: работу, поставленную на поток, легче оптимизировать. Управление бизнес-процессами позволяет поэтапно внедрять изменения, оценивать результаты и масштабировать успешные решения.
Бизнес-процесс описывает алгоритм взаимодействия людей: сотрудников, клиентов, партнёров. Каждому человеку отведена роль, которая определяет зону его ответственности. Разработка бизнес-процессов начинается именно с этого этапа — без чёткого распределения ролей невозможна эффективная модель бизнес-процесса. владелец БП — главное ответственное лицо: принимает стратегические решения, контролирует качество работы и выполнение KPI; куратор — помощник владельца: контролирует промежуточные результаты и отвечает за текучку; участник — исполнитель: выполняет хотя бы одну функцию и отвечает за качество работы на своём этапе; поставщик: предоставляет всё необходимое для работы исполнителей; потребитель — клиент, для которого ведётся работа.
Один сотрудник может выполнять разные роли в разных бизнес-процессах организации. Пример: для подготовки договора юрист должен получить данные клиента от менеджера по продажам. Здесь менеджер является поставщиком, без него исполнитель не сможет приступить к работе. Но чтобы представить данные, менеджер должен запросить их у клиента. В этом БП менеджер является исполнителем, а клиент — поставщиком.
Распределение ролей может быть любым, но для всех бизнес-процессов действует общее правило: на каждом этапе цикла есть исполнители и ответственное лицо.
Часть работы в рамках одного БП может выполняться автоматически, без участия людей. Принцип ответственности сохраняется и в этом случае: исполнителем выступает программа, а ответственным лицом — специалист, контролирующий её работу.
Что такое бизнес-процесс в контексте автоматизации рутинных задач? Часть работы может выполняться программами. Например, общение с клиентами через чат-бот
Внедрение бизнес-процессов с автоматизацией требует контроля: сотрудник должен анализировать конверсию и корректировать сценарии работы бота. Это часть оптимизации бизнес-процессов, которая повышает эффективность всей системы.
Представим сервисную компанию, которая занимается обслуживанием бытовой техники. Ключевой бизнес-процесс — предоставление клиентам услуг ремонта. Он состоит из подпроцессов:
Большая часть подпроцессов выполняется последовательно: сначала поступает заказ, затем мастер проводит диагностику, считает цену услуги и приступает к ремонту. Но что-то можно делать параллельно. Например, закупать комплектующие не под каждого клиента, а оптом исходя из плана заявок.
Каждый подпроцесс можно декомпозировать, то есть разбить на простые операции. Например, подпроцесс приёма заказов состоит из следующих функций:
Таким образом, глобальный БП делится на несколько более простых подпроцессов, каждый из который состоит из функций и операций.
Существует три категории БП:
Основные напрямую ведут к получению прибыли и выполнению ключевых целей компании. Примеры:
Вспомогательные БП направлены на поддержание основных. Простой пример — производство или закупка товаров для последующей продажи. Также к этой категории относится работа бэк-офиса:
Эти сотрудники не приносят прибыли, но без них невозможно продавать, заключать сделки и получать доход.
Управленческие БП обеспечивают оптимальное распределение ресурсов внутри компании. Примеры:
Для бизнеса важны все три вида процессов. Однако важно удерживать фокус не на вспомогательных или управленческих, а на основных.
Представим ситуацию: руководитель решает повысить продуктивность отдела продаж и вводит ежедневный учёт рабочего времени. За опоздания и долгое отсутствие на рабочем месте полагается штраф. Это демотивирует сотрудников, которые не привыкли к строгому контролю. Менеджеры уделяют больше внимания заполнению отчётов и дисциплине, чем общению с клиентами. В результате качество работы снижается, что ведёт к ухудшению показателей продаж.
Главная ошибка руководителя заключается в неверной расстановке приоритетов. На первом месте должны быть первичные процессы, которые приносят доход:
Если менеджеры лучше работают в свободном графике, то можно поступиться соблюдением регламентов. Возможно, вместо штрафов за опоздания лучше внедрить систему поощрений за перевыполнение плана продаж.
Также важно учитывать распределение ресурсов между бизнес-процессами. Максимум времени и сил нужно вкладывать в организацию основных БП. В нашем примере баланс нарушен: менеджеры уделяют больше внимания отчётности, то есть управленческие процессы стали важнее основных.
Ещё одна ошибка — слишком резкое внедрение изменений. Новые БП лучше вводить поэтапно, например:
Каждый этап желательно обсуждать с командой, объясняя, как нововведения повлияют на эффективность работы. Это позволит снизить негативную реакцию и сохранить лояльность сотрудников.
Работа по выявлению, регламентированию, контролю и оптимизации БП называется процессным управлением, или Business Process Management. В основе подхода — непрерывная оптимизация.
Цикл Business Process Management включает пять этапов:
Если результаты соответствуют ожиданиям, то новая модель закрепляется, и цикл повторяется уже для неё. Нужно найти зоны роста для новой модели, внедрить изменения и проанализировать показатели.
Если результаты неудовлетворительные, то цикл повторяется для старой модели, но с другими методами оптимизации.
В Business Process Management используется метод декомпозиции. Как применить метод:
Совет: при оценке эффективности учитывайте человеческий фактор. Допустим, результаты работы по новой схеме оказались хуже прежних. Возможная причина — неверный выбор метода оптимизации. Но иногда показатели падают по вине исполнителей. Сотрудники могут неточно соблюдать регламенты или совершать ошибки из-за непонимания смысла изменений. Поэтому на каждом этапе цикла Business Process Management важно соблюдать принцип ответственности: назначать кураторов и регулярно собирать обратную связь.
Работа по выявлению, описанию и документированию БП называется Business Process Modeling. Существует три подхода к моделированию:
Функциональный используется при укрупнённом проектировании. Ментальный — для структурирования информации. Процессный — при поиске возможностей для увеличения продаж и решении других задач.
Рассматривает БП с позиции результата. При таком моделировании нужно описать две точки:
Пример — производство мебели под заказ:
Процедура изготовления мебели остаётся за кадром. При функциональном моделировании неважно, как именно будут распределены ресурсы, в каком порядке будут выполняться операции. Главное — получить результат.
Это создание карты проекта, в центре которой расположен процесс производства, а на орбите — любые связанные элементы. Ментальный подход помогает визуализировать идеи и находить методы оптимизации.
Возьмём тот же пример с бизнесом по производству мебели:
Далее к каждому связанному понятию добавляется своя орбита. Можно описать проблемы, точки роста, варианты улучшения. Например, чтобы оптимизировать приём заказов, можно внедрить CRM и подключить голосовой помощник. Так клиенты не будут подолгу ждать ответа на линии, а компания сможет принимать заявки круглосуточно.
Описывает функции, из которых состоит БП: что и в какой последовательности нужно сделать, чтобы получить результат.
Процессный подход позволяет получить высокую степень детализации. Можно подробно описать каждый шаг и взаимодействие участников. Так проще увидеть этапы, требующие улучшения.
Описание составляется в виде блок-схемы, где указана логика действий при разных событиях. Например:
поступает заявка от клиента на изготовление мебели;
заявка регистрируется в CRM;
цех принимает заявку:
проверяет наличие материалов и загрузку мастеров;
рассчитывает цену и сроки работы;
вводит данные в CRM.
менеджер связывается с клиентом, сообщает цену и сроки:
если клиент согласен, то заявка идёт в работу;
если клиент не согласен, то принимается решение на уровне руководителя: например, для крупного клиента снизить цену или сократить срок, для небольшого — отказаться от заказа.
Готовое описание удобно использовать для разработки детальных алгоритмов и прикладной документации, например инструкций и должностных обязанностей.
После моделирования нужно выявить недостатки бизнес-процессов в организации:
Частая проблема — информационные петли, когда результат не соответствует плану. Пример:
В таких случаях требуется разработка бизнес-процессов с учётом новых методов оптимизации:
Внедрение бизнес-процессов требует регламентации изменений, распределения ролей и обучения команды.
Качественное обучение критично при масштабных изменениях. Этапы:
Для упрощения внедрения бизнес-процессов можно использовать чат-боты. Они:
Облегчить внедрение новых регламентов помогает чат-бот. Виртуальный помощник подскажет алгоритм действий, обучит новичков и ускорит адаптацию сотрудников. Бот может проводить простые тестирования на знание регламентов, собирать обратную связь, давать ссылки на внутренние ресурсы и документы.