Ключевая задача руководителя — организовать предприятие так, чтобы каждый отдел работал эффективно. Для этого ему нужно понимать, какие активы есть у компании, как их распределять и использовать.
В статье рассказываем, что такое ресурсы предприятия, как с ними обращаться и какие инструменты помогут оптимизировать процессы.
В общем смысле ресурсы предприятия — это все активы, которые находятся в распоряжении конкретного юридического лица. Сюда входит весь капитал компании: человеческие и финансовые ресурсы, технологии и средства производства, оборудование, недвижимость, расходные материалы. Иными словами, это совокупность всего, что есть у организации для продуктивной работы и развития.
Все активы компании можно разделить на два блока:
Оба вида ресурсов важны для успешной работы компании, должны регулярно пополняться и улучшаться.
Чтобы бизнес был прибыльным, «блага» нужно не просто копить — но и правильно использовать. В таком случае:
Часто предприниматели приходят к идее управления активами в стадии быстрого роста, когда процессов и сотрудников в фирме становится слишком много и нужно их как-то структурировать. Либо — когда бизнес оказывается в кризисе и несёт убытки, и нужно вернуть его рентабельность.
Лучше задуматься об эффективном использовании производственных, трудовых и экономических ресурсов ещё на самом старте. Выстраивать систему намного проще с маленьким количеством процессов, расширяя и адаптируя её по мере роста.
Если же ваш бизнес существует уже давно, но к управлению активами вы пришли только сейчас — это не страшно. Лучше поздно, чем никогда.
Распоряжаться активами можно в рамках как отдельного проекта, так и бизнеса в целом. Последовательность действий при этом будет примерно одинакова:
1. Расставьте приоритеты и поставьте цель
На этом этапе важно понять, какую потребность компании нужно закрыть в первую очередь. Это может быть вовлечение персонала, сокращение издержек или, например, повышение производительности конкретных отделов.
Такие «глобальные» задачи называются целями. Хорошая цель описывает результаты работы и посвящена актуальной проблеме. Существует много методов постановки целей, один из популярных — SMART. Согласно этому методу цель должна быть:
S — Specific — конкретной; M — Measurable — измеримой; A — Achievable — достижимой; R — Relevant — значимой; T —Time bound — ограниченной во времени.
Например: «за полгода снизить текучку персонала на 10%».
2. Составьте план
Когда есть четкое направление и цель, можно приступать к разработке плана. Он должен содержать все необходимые этапы, которые приведут к результату — так его легче осуществить.
Рассмотрим пример с целью по сокращению текучки кадров. В этой ситуации пошаговый план может выглядеть так:
Провести опрос удовлетворённости сотрудников — с помощью тестов или интервью;
Проанализировать результаты — выявить основные боли сотрудников, из-за которых они могут уйти из компании;
Зафиксировать плюсы работы в организации, отмеченные в опросе — чтобы подумать, как их усилить, или создать новые преимущества;
Проработать способы, как устранить или компенсировать негативные стороны работы в компании;
Провести мероприятия, которых не хватает работникам — корпоративы или профессиональные мастер-классы;
Проанализировать текучку персонала после внедрения изменений — чтобы скорректировать курс.
Так — желание сократить число увольнений превратилось в пошаговый план действий, с которым можно работать. Если вы пока смутно представляете, как добиться конкретного результата, можно воспользоваться помощью искусственного интеллекта.
Сегодня даже не обязательно покупать подписку — есть и бесплатные варианты. Например, нейросеть GigaChat. Подробно опишите текущую проблему бизнеса и укажите, что именно хотите улучшить. После этого попросите составить подробный план достижения результата. ИИ проанализирует запрос и предложит этапы, которые можно брать в работу или адаптировать под себя.
3. Определите объём работы и необходимые ресурсы
Важно понять, сколько средств, времени и усилий понадобится, чтобы достичь цели. Обозначьте сроки каждого этапа, необходимые инструменты, количество сотрудников, которых хотите привлечь.
После этого проанализируйте, какие ресурсы у вас уже есть, а какие придётся искать дополнительно. На основании этого составьте бюджет реализации плана. Заложите в него 10-20% от получившейся суммы на непредвиденные расходы.
Вернемся к примеру с текучкой персонала. В этом случае придётся потратить время сотрудника из HR-департамента.
Далее определитесь, как вы будете проводить анкетирование — с помощью тестов или интервью. Опрашивать сотрудников удобно на единой платформе, которая позволяет быстро составить тест и предлагает идеи.
Например, сервис HR Пульс содержит шаблоны опросов — используйте готовые решения, чтобы оперативно собрать обратную связь от команды. А еще у HR Пульс дружелюбный и понятный интерфейс, который не перегружен ненужной информацией и быстро работает.
Если вам больше подходит личное общение с сотрудниками, выбирайте платформу для видеовстреч с простой авторизацией и без ограничений по времени созвонов. Под эти критерии подходит сервис SaluteJazz.
4. Контролируйте выполнение плана
Раздать задачи и выйти из процесса до окончания мероприятий — плохая стратегия. Лучше держать руку на пульсе, контролировать сроки и качество выполнения задач. Тогда, если заметите, что отходите от курса, сможете быстро отреагировать на ситуацию и скорректировать направление. Это сэкономит деньги, время и нервы.
Чтобы не допустить ошибок при управлении активами, придерживайтесь правил:
Ставьте реалистичные сроки. Не требуйте отдачи на пределе сил — это чревато ошибками и выгоранием. Лучше запланируйте время с запасом на форс-мажоры.
Прописывайте конкретные даты завершения. Не торопитесь, но и не растягивайте процесс — это влечёт за собой потерю денег и времени.
Расставляйте приоритеты. Фокус на главной задаче позволит добиться результатов без перегрузки сотрудников.
Оптимизируйте деятельность команды. Устраните бюрократию и лишние согласования там, где это возможно. Так дело пойдет быстрее, а работники будут меньше уставать.
А ещё полезно периодически собирать обратную связь от сотрудников. Потому что лучший способ узнать о том, что происходит с ресурсами бизнеса — пообщаться с ответственными коллегами лично.