Клиенты хотят, чтобы их задачи выполнялись быстро, недорого и в полном объёме. Возможно ли совместить все требования и при этом обеспечить высокое качество? Понять, как соблюсти этот баланс, помогает модель проектного треугольника.
Проектный треугольник — это концепция взаимосвязей основных параметров проекта:
Все три элемента являются переменными величинами. Изменение одного влечёт за собой изменение двух других. Важно, чтобы это правило понимали все участники проекта, включая заказчиков.
Параметр показывает, как долго команда будет работать над проектом и к какому сроку задача будет выполнена.
Отражает бюджет проекта: сколько средств нужно потратить, чтобы выполнить задачу.
Означает содержание работ — что и в каком объёме будет выполнено за указанный срок и установленный бюджет. Как правило, содержание проекта включают в описание услуги или техническое задание.
Допустим, клиент заказал художнику портрет. Мастер определяет параметры проектного треугольника:
Представим, что портрет нужен клиенту через четыре дня. Сделать эту работу за столь короткий срок нельзя. Параметр времени сокращается, что влечёт за собой изменение других элементов.
Художник предлагает варианты:
Между двумя оставшимися параметрами (деньги и объём) можно найти компромисс, например повысить цену только до 18 000 ₽ и уменьшить размер картины до А3.
Теперь изменим другой параметр: пусть бюджет клиента составляет 5 000 ₽. За эти деньги художник готов выполнить меньший объём или увеличить срок. В первом случае мастер снизит себестоимость работы. Во втором будет работать над картиной в свободное от других заказов время.
От соотношения трёх параметров зависит качество. Чем меньше у вас времени и ресурсов на выполнение техзадания, тем хуже может быть выполнена работа. И наоборот — при достаточном времени и финансировании выше вероятность получить качественный продукт с соблюдением всех требований ТЗ.
Параметры треугольника могут меняться в процессе выполнения задачи. Пример: клиент обращается в рекламное агентство для увеличения продаж. Проектный менеджер агентства составляет годовой медиаплан и включает в него продвижение у блогеров. При расчёте сроков и бюджета менеджер опирается на текущие условия сотрудничества.
Через месяц блогеры повышают цены. Это вызывает перестройку изначальной модели проектного треугольника:
Полностью исключить риск подобных ситуаций не получится, особенно при долгосрочном планировании. Однако часть изменений можно предусмотреть. Для этого:
Автоматизация помогает обезопасить проект от возможных рисков. Технологии надёжны и предсказуемы, их эффективность легко просчитать. Используя автоматизированные решения для продаж и других бизнес-процессов, вы меньше зависите от человеческого фактора и внешних обстоятельств.
Например, задача вашего проекта — организовать линию техподдержки. Варианты решения:
Первые два решения связаны с определёнными рисками. В отношениях с контрагентами и сотрудниками больше переменных, чем при работе с сервисами автоматизации. Программу легче контролировать, чем персонал и партнёров. Это во многом помогает сохранить баланс проектного треугольника в течение всего срока работы.
До старта работ протестируйте основные методы и подходы, которые вы включили в план. Это позволит оценить реальный потенциал инструментов, а также выявить неучтённые факторы, которые могут повлиять на проектный треугольник.
Например, цель проекта — увеличить клиентскую базу компании.
Проектный менеджер определяет три параметра треугольника:
Затем менеджер разрабатывает план достижения цели. Допустим, план включает следующие инструменты:
Чтобы достичь цели, нужно быстро обрабатывать каждое обращение, иначе велик риск потерять клиентов. При этом для привлечения аудитории будут использоваться разные каналы:
На этапе проектного планирования нужно выбрать решение, позволяющее консолидировать все обращения. Таким решением может стать омниканальная платформа для онлайн-продаж Jivo. Система позволяет повысить эффективность операторов до пяти раз, а встроенная автоматизация закрывает до 50% обращений клиентов.
На этапе тестирования нужно изучить выбранное решение. Важно заранее убедиться, что при использовании сервиса не поменяется бюджет проекта и другие параметры треугольника. Для этого можно воспользоваться пробным периодом, в Jivo он составляет 14 дней.
Одна из сложностей проектного управления — изменения ТЗ после начала работы. Каждое дополнение ведёт к разбалансировке трёх параметров треугольника. Частые проблемы:
В результате снижается качество продукта и эффективность проектной команды. Сказываются некомфортные условия работы:
Чтобы избежать проблем, нужно правильно выстроить процесс взаимодействия с клиентом:
Если проект контролируют несколько представителей заказчика, стоит заранее утвердить список лиц, которые могут корректировать ТЗ. Договоритесь, что каждое изменение должны согласовать все сотрудники из списка. Эта мера избавит от ситуаций, когда разные сотрудники вносят противоречащие друг другу предложения, а взятое в работу изменение внезапно отменяется руководителем.
Также важно фиксировать основные коммуникации с заказчиками. Это поможет ничего не упустить и избежать недопонимания с коллегами. После встреч и созвонов отправляйте протокол по email. Для видеозвонков удобно использовать сервис SaluteJazz, где можно включить функцию транскрибации. Система автоматически расшифрует разговор и запишет переговоры не только в видео-, но и текстовом формате.