ym88659208ym87991671
12 минут на чтение
11 сентября 2024

Оптимизация продаж

Как выстроить работу компании, чтобы эффективнее продавать товары и услуги? Разбираем методы оптимизации бизнеса на примере сервисов для продаж от Сбера.

Видеозвонки в SaluteJazz
Общайтесь с друзьями и близкими везде, где есть Интернет

Три направления работы

Факторы, влияющие на продажи, можно разделить на три категории:

  • политика компании;
  • эффективность сотрудников;
  • внешняя среда.

Для улучшения продаж нужно заниматься оптимизацией бизнес-процессов по всем трём направлениям.

Политика компании

В эту категорию входят все внутренние факторы, которые зависят только от вашего подхода к ведению бизнеса:

  • ассортимент;
  • ценообразование;
  • маркетинг;
  • методы работы с клиентами.

Первые два фактора мы разбирать не будем: исходим из того, что у компании уже есть товарная матрица, сформированы цены и УТП. Рассмотрим, какие методы улучшения продаж может использовать уже сложившийся бизнес.

Чтобы продавать эффективнее, нужно усилить маркетинг. К основным маркетинговым инструментам относятся:

  • реклама и продвижение — для привлечения новых клиентов;
  • скидки, акции, подарки за заказ — для мотивации купить * прямо сейчас;
  • тестирование продукта (демоверсии, дегустации, раздача бесплатных образцов) — для охвата большей ЦА;
  • программы лояльности — для удержания клиентов, повторных заказов.

Также продажи зависят от подхода к работе с клиентами. В данную группу факторов входят:

  • качество обслуживания;
  • удобство заказа или получения услуги;
  • общая клиентоориентированность бизнеса.

Зачастую для покупателей хороший сервис важнее, чем низкие цены и красивая реклама. Поэтому нужно регулярно собирать обратную связь и работать над улучшением обслуживания.

Рейтинг

Эффективность сотрудников

Чтобы продавать больше, нужно найти зоны роста, то есть выявить причины низких показателей и проблем с выполнением KPI. Для этого необходимо исследовать, как сейчас строится работа команды и в каких бизнес-процессах возможна оптимизация.

Первым делом нужно проанализировать переговоры сотрудников с клиентами:

  • для анализа телефонных разговоров можно использовать технологию SaluteSpeech Insights. Система изучает все диалоги операторов и оценивает качество коммуникаций на основании 340+ речевых параметров;
  • для анализа офлайн-переговоров в офисах или магазинах можно использовать умные бейджи. Устройства записывают разговоры персонала с клиентами и формируют записи в двух форматах: аудио и текст.

Анализ работы сотрудников покажет, из-за чего вы теряете клиентов и что можно сделать для улучшения ситуации. Например:

  • создать систему мотивации, чтобы стимулировать команду на большие достижения;
  • скорректировать инструкции для персонала;
  • повысить квалификацию менеджеров;
  • увеличить штат.

Внешние факторы

К данной категории относятся:

  • колебания спроса;
  • активность конкурентов;
  • покупательная способность аудитории;
  • общая экономическая ситуация.

Влиять на весь набор внешних факторов не получится, но частично подстроиться под текущие условия вполне возможно.

Оптимизация спроса

Если бизнес зависит от времени года, праздников и других сезонных факторов, то в разные периоды нужно использовать разные бизнес-модели:

  • в высокий сезон сделать акцент на продвижении и активных продажах;
  • в низкий — на оптимизации процессов и поиске новых источников прибыли.

К первой бизнес-модели нужно переходить за несколько недель или месяцев до начала высокого сезона. Как подготовиться к горячему сезону:

  • убедиться в достаточном количестве товара на складе;
  • отладить работу с поставщиками, службами доставки и другими подрядчиками;
  • набрать и обучить персонал в контакт-центр, магазины;
  • обеспечить бесперебойную линию приёма заказов и поддержки клиентов.

Последний пункт особенно важен в период высокого спроса. Чтобы не терять клиентов, нужно правильно рассчитать нагрузку на персонал и автоматизировать часть процессов.

Например, чтобы обрабатывать 100% обращений по онлайн-каналам, можно использовать чат-бот. Программа отвечает пользователям за две секунды, не пропуская ни одного сообщения. Сценарий работы бота вы создаёте сами исходя из потребностей бизнеса. Примеры функций, которые может выполнять программа:

  • отвечать на частые вопросы клиентов;
  • принимать заявки;
  • повышать прибыль: например, предлагать сопутствующие или более дорогие товары;
  • сообщать статус заказа.

Настроить алгоритм несложно, для этого не требуются навыки программирования и установка специальных программ. Всю работу можно сделать в бесплатном онлайн-конструкторе. Вы можете создать сценарий на базе шаблона, используя готовые блоки. Подключить чат-бот можно в мессенджере, на странице в соцсетях и других ресурсах, куда приходит трафик.

В период низкого спроса нужно перейти к другой бизнес-модели: уделить внимание оптимизации расходов и найти новые пути развития.

Варианты улучшения продаж при низком спросе:

  • выход на новые региональные рынки, где сезонные всплески спроса приходятся на периоды спада в вашем регионе;
  • работа с клиентской базой для повторных продаж — например, составление адресных предложений клиентам ко дню рождения и другим праздникам;
  • выход на B2B — например, тёплую одежду летом можно продавать компаниям, которые занимаются строительством в северных регионах;
  • поиск новых вариантов применения сезонных продуктов — например, карнавальные костюмы можно продавать не только к Новому году и на Хэллоуин, но и в течение всего года для тематических вечеринок и корпоративов;
  • расширение ассортимента — добавление продуктов с постоянным спросом.

Также низкий сезон — время для решения второстепенных задач. Можно искать новых партнёров, тестировать рекламные инструменты, заниматься аналитикой и оптимизацией бизнес-процессов.

Конкуренты

Активность конкурентов напрямую влияет на продажи, поэтому важно учитывать этот фактор при оптимизации бизнеса. Существуют разные конкурентные стратегии: например, отстройка от конкурентов или метод голубых океанов. Но какую стратегию вы бы ни выбрали, главной целью остаётся удержание существующих клиентов и привлечение новых. Для этого нужно выделиться на фоне конкурентов и показать аудитории сильную сторону своего бизнеса.

Сильной стороной может стать низкая цена, уникальный продукт, особое обслуживание. А привлечь внимание ЦА можно с помощью необычных методов продвижения.

Пример эффективного маркетингового инструмента — размещение на цифровых экранах. Устройства можно установить в магазинах, торговых центрах, офисах, прикассовых зонах. На экранах можно показывать рекламу и информационный контент; также с их помощью можно собирать оценки и отзывы клиентов для дальнейшего улучшения сервиса.

Реклама на цифровом экране

Ещё один способ привлечь и удержать клиентов — использование разных форматов взаимодействия с ЦА. Задействуйте все доступные точки касания с аудиторией, например:

  • участвуйте в мероприятиях, чтобы показать экспертность и рассказать о продуктах;
  • проводите мастер-классы и вебинары с презентацией товаров и услуг;
  • добавляйте элементы геймификации: например, присваивайте баллы за каждый заказ и предоставляйте бонусы при достижении определённого рейтинга.

Такая стратегия способствует расширению охвата и улучшению позиций компании на рынке.

Покупательная способность и экономика

Конечно, повлиять на экономическую ситуацию в стране и платёжеспособность населения компания не может. Но учитывать эти факторы при оптимизации бизнеса нужно.

Например, в период низкой покупательной способности можно ввести в ассортимент более дешёвые продукты или проводить «антикризисные акции», направленные на поддержку клиентов. Что даст такая стратегия:

  • улучшение репутации: снижение цен покажет вашу компанию с лучшей стороны;
  • повышение лояльности аудитории, рост известности бренда;
  • сохранение прибыли за счёт большего количества заказов, пусть и с меньшим чеком.

Если нет возможности понизить цены, можно применить другой подход: продавать не продукт, а решение проблемы. Как это сделать:

  • проанализируйте, с какими проблемами сейчас сталкиваются ваши покупатели;
  • подумайте, как ваш продукт может решить проблемы аудитории;
  • подготовьте новое торговое предложение с учётом текущих запросов ЦА.

Особое внимание нужно уделить работе с возражениями. Менеджеры и продавцы должны знать, как обосновать цену и объяснить клиенту неочевидные выгоды предложения.

Приёмы и триггеры, которые можно использовать для улучшения продаж в кризис:

  • финансовая выгода — продукт позволяет снизить расходы, то есть быстро себя окупает (например, купить новую машину может быть выгоднее, чем постоянно чинить старую);
  • экономия ресурсов — покупка позволит клиенту тратить меньше времени и сил на выполнение каких-либо действий (например, внедрение программного продукта в компании приведёт к оптимизации рутинных задач);
  • польза — продукт облегчит жизнь клиенту сейчас или в ближайшем будущем (например, обучение в бизнес-школе поможет устроиться на высокооплачиваемую работу);
  • инвестиция — если купить сегодня, то в будущем можно получить прибыль (например, покупка квартиры позволит сохранить деньги сейчас, а в перспективе — приумножить вложения за счёт роста цен на недвижимость);
  • эмоциональные триггеры — не стоит откладывать жизнь на потом (например, покупка красивой одежды поднимает настроение и помогает чувствовать себя счастливее даже в кризис).

Набор способов для улучшения продаж зависит от продукта, аудитории и типа бизнеса. Так, для спонтанных покупок нужно использовать больше эмоциональных триггеров, для дорогих — апеллировать к логике и цифрам. Используйте триггеры во всех каналах коммуникации с клиентами:

  • в рекламе;
  • на сайте и в постах для соцсетей;
  • в скриптах, по которым работают операторы кол-центра и менеджеры;
  • в сценариях работы чат-ботов.

Параллельно с этим работайте над повышением конверсии в продажах. Сокращайте путь пользователя от первого касания с брендом до совершения целевого действия. Чем короче этот путь, тем ниже вероятность потерять потенциального клиента на одном из этапов.

Например, чтобы повысить конверсию сайта, поработайте над улучшением юзабилити:

  • добавьте кнопки быстрого заказа;
  • сделайте простую авторизацию;
  • подключите чат-бот, готовый в любой момент ответить на вопросы и помочь оформить заказ.

Совет: для оптимизации расходов тестируйте новые решения для бизнеса на одном продукте или бизнес-процессе. Такой подход ускоряет внедрение и позволяет быстро получить первые результаты. Если инструмент окажется неэффективным, вы сможете отказаться от него без серьёзных потерь. Если же вы увидите улучшение показателей, то сможете масштабировать решение на другие проекты и каналы.

Продукты из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Развивайте бизнес по‑новому с GigaChat API
Все возможности современных технологий и решений теперь с GigaChat