Как выстроить работу компании, чтобы эффективнее продавать товары и услуги? Разбираем методы оптимизации бизнеса на примере сервисов для продаж от Сбера.
Факторы, влияющие на продажи, можно разделить на три категории:
Для улучшения продаж нужно заниматься оптимизацией бизнес-процессов по всем трём направлениям.
В эту категорию входят все внутренние факторы, которые зависят только от вашего подхода к ведению бизнеса:
Первые два фактора мы разбирать не будем: исходим из того, что у компании уже есть товарная матрица, сформированы цены и УТП. Рассмотрим, какие методы улучшения продаж может использовать уже сложившийся бизнес.
Чтобы продавать эффективнее, нужно усилить маркетинг. К основным маркетинговым инструментам относятся:
Также продажи зависят от подхода к работе с клиентами. В данную группу факторов входят:
Зачастую для покупателей хороший сервис важнее, чем низкие цены и красивая реклама. Поэтому нужно регулярно собирать обратную связь и работать над улучшением обслуживания.
Чтобы продавать больше, нужно найти зоны роста, то есть выявить причины низких показателей и проблем с выполнением KPI. Для этого необходимо исследовать, как сейчас строится работа команды и в каких бизнес-процессах возможна оптимизация.
Первым делом нужно проанализировать переговоры сотрудников с клиентами:
Анализ работы сотрудников покажет, из-за чего вы теряете клиентов и что можно сделать для улучшения ситуации. Например:
К данной категории относятся:
Влиять на весь набор внешних факторов не получится, но частично подстроиться под текущие условия вполне возможно.
Если бизнес зависит от времени года, праздников и других сезонных факторов, то в разные периоды нужно использовать разные бизнес-модели:
К первой бизнес-модели нужно переходить за несколько недель или месяцев до начала высокого сезона. Как подготовиться к горячему сезону:
Последний пункт особенно важен в период высокого спроса. Чтобы не терять клиентов, нужно правильно рассчитать нагрузку на персонал и автоматизировать часть процессов.
Например, чтобы обрабатывать 100% обращений по онлайн-каналам, можно использовать чат-бот. Программа отвечает пользователям за две секунды, не пропуская ни одного сообщения. Сценарий работы бота вы создаёте сами исходя из потребностей бизнеса. Примеры функций, которые может выполнять программа:
Настроить алгоритм несложно, для этого не требуются навыки программирования и установка специальных программ. Всю работу можно сделать в бесплатном онлайн-конструкторе. Вы можете создать сценарий на базе шаблона, используя готовые блоки. Подключить чат-бот можно в мессенджере, на странице в соцсетях и других ресурсах, куда приходит трафик.
В период низкого спроса нужно перейти к другой бизнес-модели: уделить внимание оптимизации расходов и найти новые пути развития.
Варианты улучшения продаж при низком спросе:
Также низкий сезон — время для решения второстепенных задач. Можно искать новых партнёров, тестировать рекламные инструменты, заниматься аналитикой и оптимизацией бизнес-процессов.
Активность конкурентов напрямую влияет на продажи, поэтому важно учитывать этот фактор при оптимизации бизнеса. Существуют разные конкурентные стратегии: например, отстройка от конкурентов или метод голубых океанов. Но какую стратегию вы бы ни выбрали, главной целью остаётся удержание существующих клиентов и привлечение новых. Для этого нужно выделиться на фоне конкурентов и показать аудитории сильную сторону своего бизнеса.
Сильной стороной может стать низкая цена, уникальный продукт, особое обслуживание. А привлечь внимание ЦА можно с помощью необычных методов продвижения.
Пример эффективного маркетингового инструмента — размещение на цифровых экранах. Устройства можно установить в магазинах, торговых центрах, офисах, прикассовых зонах. На экранах можно показывать рекламу и информационный контент; также с их помощью можно собирать оценки и отзывы клиентов для дальнейшего улучшения сервиса.
Ещё один способ привлечь и удержать клиентов — использование разных форматов взаимодействия с ЦА. Задействуйте все доступные точки касания с аудиторией, например:
Такая стратегия способствует расширению охвата и улучшению позиций компании на рынке.
Конечно, повлиять на экономическую ситуацию в стране и платёжеспособность населения компания не может. Но учитывать эти факторы при оптимизации бизнеса нужно.
Например, в период низкой покупательной способности можно ввести в ассортимент более дешёвые продукты или проводить «антикризисные акции», направленные на поддержку клиентов. Что даст такая стратегия:
Если нет возможности понизить цены, можно применить другой подход: продавать не продукт, а решение проблемы. Как это сделать:
Особое внимание нужно уделить работе с возражениями. Менеджеры и продавцы должны знать, как обосновать цену и объяснить клиенту неочевидные выгоды предложения.
Приёмы и триггеры, которые можно использовать для улучшения продаж в кризис:
Набор способов для улучшения продаж зависит от продукта, аудитории и типа бизнеса. Так, для спонтанных покупок нужно использовать больше эмоциональных триггеров, для дорогих — апеллировать к логике и цифрам. Используйте триггеры во всех каналах коммуникации с клиентами:
Параллельно с этим работайте над повышением конверсии в продажах. Сокращайте путь пользователя от первого касания с брендом до совершения целевого действия. Чем короче этот путь, тем ниже вероятность потерять потенциального клиента на одном из этапов.
Например, чтобы повысить конверсию сайта, поработайте над улучшением юзабилити:
Совет: для оптимизации расходов тестируйте новые решения для бизнеса на одном продукте или бизнес-процессе. Такой подход ускоряет внедрение и позволяет быстро получить первые результаты. Если инструмент окажется неэффективным, вы сможете отказаться от него без серьёзных потерь. Если же вы увидите улучшение показателей, то сможете масштабировать решение на другие проекты и каналы.
Продукты из этой статьи: