ym88659208ym87991671
9 минут на чтение
9 октября 2024

Трейд-маркетинг: что это

В традиционном маркетинге бизнес обращается к конечным потребителям. Например, производитель запускает рекламу, в которой призывает покупателей заказывать свою продукцию. Однако существует иной подход к продвижению, направленный не на клиентов, а на участников цепочки поставок.

Трейд-маркетинг  это B2B-стратегия по повышению продаж и прибыли через улучшение взаимодействия с дистрибьюторами, ретейлерами, продавцами.

Термин происходит от английского trade marketing, где trade можно перевести как «торговый» или «товарный». Поэтому другое название концепции  торговый маркетинг (ТМ).

Почему важен трейд-маркетинг

В основном стратегия применяется в сфере торговли, когда производитель реализует товары офлайн через дистрибуторов. ТМ не подходит для e-commerce и компаний с собственной сетью сбыта, а также редко используется в сфере услуг.

Цель трейд-маркетинга  выстроить отношения с партнёрами таким образом, чтобы товар достиг покупателя. Продажами занимаются посредники:

  • розничные магазины;
  • торговые сети;
  • дилеры;
  • частные предприниматели.

Производитель напрямую не контактирует с потребителем, но может влиять на работу партнёров. В рамках ТМ он создаёт оптимальные условия для продаж и предлагает дистрибуторам более выгодный по сравнению с конкурентами формат сотрудничества.

Как работает трейд-маркетинг

Задача производителя  развивать сеть дистрибуции и стимулировать продажи у партнёров. Что для этого можно делать:

  • формировать спрос среди целевой аудитории, чтобы покупатели сами приходили к продавцам;
  • увеличивать знание о бренде и продукте;
  • назначать конкурентные цены;
  • проводить акции и маркетинговые мероприятия для привлечения покупателей в точки продаж;
  • ввести систему мотивации для дистрибуторов;
  • проводить обучение среди продавцов: семинары о бренде, тренинги по продажам продукта;
  • предоставлять партнёрам POS-материалы и информационную поддержку.

Для реализации трейд-маркетинговой стратегии используются три вида инструментов.

Инструменты трейд-маркетинга

Outdoor

Это продвижение продукта за пределами точки продаж. Outdoor-инструменты направлены на взаимодействие с целевой аудиторией для решения следующих задач:

  • формирование спроса;
  • повышение знания о бренде;
  • укрепление доверия к производителю.

Примеры outdoor-инструментов:

  • наружная реклама на билбордах, штендерах, плакатах;
  • динамическая реклама на цифровых экранах;
  • массовые мероприятия: презентации, выставки, праздники, во время которых зрители взаимодействуют с брендом или видят рекламу.

Пример эффективного outdoor-инструмента  интерактивный инфостенд. Этот вариант подходит для достижения нескольких бизнес-целей:

  • знакомства аудитории с продуктом;
  • создание глубокой связи с брендом;
  • продвижения торговой точки.

Инфостенд представляет собой моноблок с экраном, на котором отображается виртуальный персонаж.

Интерактивный инфостенд в торговом центре

С помощью встроенных технологий распознавания и генерации речи персонаж общается с посетителями в интерактивном формате:

  • рассказывает о продукции;
  • отвечает на вопросы;
  • объясняет, как пройти к магазину, где продаются ваши товары.

Внешний вид и голос персонажа можно подобрать в соответствии с особенностями целевой аудитории, tone of voice бренда, целями размещения. Установить инфостенд можно там, где бывают потенциальные покупатели, например в торговом центре, зале ожидания, на выставке.

Indoor

Это продвижение продукта в точке продаж. Методы и инструменты:

  • мерчандайзинг  выкладка и оформление товаров на витринах и полках магазинов;
  • дизайн упаковки товара;
  • семиотика пространства  планировка торгового зала, оптимальный путь покупателя от входа в магазин до полки с продукцией;
  • звуковая и видеореклама в торговом зале;
  • POS-материалы  брендированные гирлянды, лайтбоксы, яркие ценники и другие элементы, которые привлекают внимание к товару в торговом зале;
  • bonus pack  промоупаковки из нескольких единиц товара по выгодной для покупателя цене;
  • презентации продуктов  дегустация, стойка с бесплатными образцами, акции в магазине с участием промоутеров.

Indoor-инструменты работают с потенциальными покупателями в точках продаж. Их цель  привести посетителя магазина к продукту и стимулировать покупку.

Работа с партнёрами

Чтобы укрепить сотрудничество и мотивировать дистрибьюторов продавать больше, в трейд-маркетинге используются следующие приёмы:

  • снижение закупочной цены в зависимости от объёма продаж: чем больше продаёт партнёр, тем больше его скидка на оптовую партию и, соответственно, прибыль;
  • вознаграждение за выполнение плана: если партнёр реализует указанный объём продукции, то получает денежный бонус; эксклюзивное партнёрство: магазин является единственным представителем бренда в городе или регионе, за счёт чего получает 100% аудитории, заинтересованной в покупке товара.

При торговле новыми или сложными продуктами с большой функциональностью нужно выделять ресурсы на обучение продавцов. Для этого можно проводить бизнес-встречи, где показывать партнёрам возможности использования товаров, демонстрировать преимущества, отличия от аналогов.

Параллельно с обучением на бизнес-встрече можно:

  • укрепить деловые отношения;
  • собрать мнения продавцов о продукте;
  • узнать, с какими сложностями они сталкиваются в работе с потребителями;
  • оценить, насколько партнёры заинтересованы в сотрудничестве.

Проводить бизнес-мероприятия можно онлайн  например, с помощью сервиса для видеоконференций SaluteJazz. В этом случае нужно заранее уведомить партнёров о встрече и анонсировать тему, например:

  • разбор частых вопросов и возражений покупателей;
  • тренинг по улучшению продаж;
  • обзор нового продукта: преимущества, позиционирование, особенности;
  • презентация системы мотивации: как начисляются вознаграждения, как получать повышенные бонусы.

В день вебинара участники переходят по ссылке в приглашении и присоединяются к звонку.

Видеоконференции для маркетинга и бизнеса

Можно вести запись мероприятия и использовать её в обучении новых партнёров. Также в SaluteJazz есть функция автоматической транскрибации  перевода всех реплик в текст. В результате вы получаете файл с расшифровкой, из которого удобно делать инструкции для продавцов, чек-листы и другие полезные материалы.

Разработка стратегии трейд-маркетинга

Постановка KPI

Определите цели продвижения, например:

  • увеличить сеть реализации;
  • привлечь партнёров в новых регионах;
  • вывести на рынок новый продукт;
  • повысить продажи.

Поставьте сроки достижения целей и выберите KPI, по которым будете отслеживать эффективность.

Планирование

Определите бюджет и составьте список мероприятий, которые можете использовать в рамках данного бюджета.

Разбейте срок продвижения на этапы: например, если составляете трейд-маркетинговую стратегию на год, то промежуточными этапами могут быть кварталы или месяцы.

Распределите мероприятия по этапам. Решите, в каком порядке нужно внедрять outdoor- и indoor-инструменты, чтобы быстрее достичь цели.

Если инструменты требуют предварительной проработки, выберите подрядчиков. Например:

  • закажите изготовление штендеров и баннеров;
  • подайте заявку на участие в профильной выставке;
  • договоритесь с event-агентством о предоставлении промоутеров для работы в магазинах.

Разработка позиционирования

К запуску первого этапа нужно подготовить информационные материалы для партнёров. Чтобы трейд-маркетинговая стратегия сработала, дистрибьюторы должны знать ответы на следующие вопросы:

  • что у вас за продукт, в чём его ценность для клиентов;

  • как продвигать и продавать ваш продукт;

  • в чём выгода сотрудничества с вами:

  • как формируется прибыль продавца;

  • какие бонусы можно заработать.

  • что вы делаете для роста продаж:

  • какие материалы предоставляете;

  • как поддерживаете своих партнёров;

  • как помогаете в продвижении и привлечении клиентов.

Соберите все материалы на одном портале: например, сделайте на сайте вашей компании раздел для партнёров. Обеспечьте простой механизм обратной связи. Продавцы должны понимать, как с вами связаться и где получить ответ на вопрос. Для этого можно подключить чат-бот на основном сайте или другом ресурсе: в соцсетях, Telegram, Viber, специальном лендинге.

Эффективность трейд-маркетинга

При оценке результатов продвижения нужно отслеживать прогресс выполнения поставленных задач. Например, если цель стратегии  рост продаж, то нужно сравнить текущие параметры с показателями до начала продвижения за аналогичный период. Если стратегическая цель  повысить присутствие в регионе, то нужно определить прирост партнёров и продаж в данном регионе.

Также важно контролировать рентабельность продвижения с помощью показателя ROI:

ROI = (Полученный доход Сумма вложений) / Сумма вложений × 100%.

Чем выше ROI, тем больше финансовой отдачи приносит реклама и другие маркетинговые мероприятия. Отрицательный ROI показывает, что вы работаете в минус. Нужно менять стратегию или отказаться от неэффективных инструментов.

Автор
Редакция developers.sber.ru
Ещё по теме
Развитие бизнеса
Альтернативная стоимость

Что такое альтернативная стоимость и как её определить
Развитие бизнеса
Как открыть филиал компании

Как открыть бизнес в другом городе? Нужно ли создавать новое ООО? Как зарегистрировать филиал и вести коммерческую деятельность законно?
Развитие бизнеса
Зачем сегментировать целевую аудиторию

Методы сегментирования целевой аудитории. Ошибки маркетологов при сегментировании.
Развитие бизнеса
Что такое LTV в маркетинге

Как использовать и рассчитывать Lifetime Value и Customer Lifetime Value. Примеры, сервисы, инструменты для бизнеса
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.