ym88659208ym87991671
9 минут на чтение
11 сентября 2024

Рентабельность: что это такое и как рассчитать

Размер полученной прибыли не всегда корректно отражает эффективность выбранной бизнес-модели. Иногда на производство товара уходит столько ресурсов, что даже его реализация по высокой цене не может сполна компенсировать затраты. Для корректной оценки результатов работы предприятия нужно руководствоваться показателями рентабельности.

Видеозвонки в SaluteJazz
Общайтесь с друзьями и близкими везде, где есть Интернет

Как рассчитать рентабельность

Рентабельность — это показатель экономической эффективности бизнес-модели. Он отражает отношение между затратами и чистой прибылью.

Показатель влияет на принятие решений о запуске нового бизнес-проекта, реорганизации компании, инвестировании в стартапы. Он показывает, насколько эффективно организация использует свои активы: капитал, персонал, оборудование и другие факторы производства. Коэффициент рассчитывают не только в период запуска бизнес-модели, но и на следующих этапах предпринимательской деятельности.

Общая формула расчёта рентабельности выглядит так:

$$ \frac{\text{Балансовая прибыль}}{\text{Стоимость всех активов}} \times 100\% $$

Балансовая прибыль предприятия — это разница между суммой выручки и себестоимостью продукта до вычета налогов. Под себестоимостью понимается цена всех материалов, ресурсов, работы персонала, затраченных при производстве продукции.

Приведём пример. Предприниматель потратил 10 млн рублей на создание службы проката велосипедов. Деньги были расходованы на следующие цели:

  • аренда помещений;
  • покупка транспортных средств;
  • реклама службы;
  • зарплата персоналу;
  • регистрация юридического лица.

Годовая прибыль составила 2 млн рублей.

Расчёты показали, что 2 млн рублей / 10 млн рублей × 100% = 20%. Уровень рентабельности удовлетворил предпринимателя, но в следующем году на бизнес начали влиять отрицательные экономические факторы, и данный показатель начал падать.

После новых расчётов оказалось, что годовая прибыль составила 1 млн рублей / 10 млн рублей × 100% = 10%. Под влиянием отрицательных факторов рентабельность бизнеса снизилась на 10%. Показатель ещё не упал до критической отметки, но доходность сервиса сократилась вдвое. Если воздействие отрицательных факторов продолжится, бизнес может стать убыточным.

Чаще всего рентабельность рассчитывают в процентах, а не в абсолютных показателях. Такая методика даёт возможность уменьшить влияние сторонних факторов (например, инфляции) при оценке доходности бизнеса.

Расчёт рентабельности

Что такое порог рентабельности

Порог рентабельности (ПР) — это показатель, который отражает минимальную выручку, способную компенсировать расходы на поддержание бизнес-модели. Опираясь на его значение, предприниматель может устанавливать минимальные объёмы продаж, необходимые для поддержания предприятия на плаву, планировать наращивание производства.

Показатель даёт возможность оценить, сможет ли компания функционировать с прежней бизнес-моделью. Воздействие отрицательных экономических факторов может сделать нерентабельным предприятие с высоким уровнем ПР.

Расчёт ПР осуществляют по формуле:

$$ \frac{\text{Постоянные затраты}}{\text{(Выручка – Переменные затраты)}} \times 100\% $$

Постоянные затраты — расходы, которые не зависят от объёмов производимых товаров. Сюда относят оплату аренды помещений, зарплату персонала. Переменные затраты — расходы, которые зависят от интенсивности производства (плата за электричество, покупка расходных материалов).

Виды рентабельности

На работу предприятия влияет сразу несколько факторов. По этой причине расчёт общей рентабельности может не выявить специфических нюансов её деятельности и возможных путей развития компании.

Изучить влияние ключевых факторов на бизнес-модель помогает анализ целевых показателей работы предприятия. В зависимости от них выделяют следующие виды рентабельности:

  • активов;
  • продаж;
  • основных средств;
  • оборотных активов;
  • производства;
  • продукции;
  • персонала.

Для каждого вида есть своя формула расчёта.

Рентабельность активов (ROA)

Показатель отражает эффективность использования различных активов предприятия. Речь не только о производственных мощностях, земельных участках и транспортных средствах. Существенное влияние на финансовое положение компании оказывают также такие нематериальные активы, как программные решения, платформы интернет-магазинов и т. д.

Вычисляют показатель ROA по формуле:

$$ \frac{\text{Прибыль}}{\text{Цена актива}} \times 100\% $$

Стоимость обслуживания некоторых активов отрицательно влияет на деятельность предприятия. Например, компания расходует неоправданно много ресурсов на оплату аренды помещений, а могла бы вкладывать их в развитие производства.

Рентабельность основных средств (ROFA)

К основным средствам относят материальное имущество, которое участвует в производственных процессах. Это могут быть не только станки, но и служебные автомобили.

Формула для вычисления показателя ROFA:

$$ \frac{\text{Прибыль}}{\text{Цена основного средства}} \times 100\% $$

Анализ коэффициента ROFA поможет определить целесообразность использования помещений, автомобилей и оценить их влияние на доходность бизнеса.

Основные средства предприятия

Рентабельность продаж (ROS)

Показатель позволяет определить долю чистой прибыли, полученную с каждой заработанной денежной единицы. Она остаётся после вычета операционных и процентных расходов. Рассчитывают показатель ROS по формуле:

$$ \frac{\text{Прибыль}}{\text{Выручка}} \times 100\% $$

ROS можно вычислить для разных видов прибыли (маржинальной, операционной, валовой и т. д.).

Рентабельность оборотных активов (RCA)

В отличие от основных средств, оборотные активы в процессе производства расходуются полностью (материалы, расходники, сырьё). Их рентабельность рассчитывают по формуле:

$$ \frac{\text{Прибыль}}{\text{Стоимость оборотных активов}} \times 100\% $$

Для разных направлений бизнеса существуют свои нормы этого показателя.

Рентабельность производства (ROP)

ROP показывает эффективность использования основных средств и оборотных активов одновременно. Формула для расчёта:

$$ \frac{\text{Прибыль}}{\text{Стоимость оборотных активов}\ +\ \text{Цена основных средств}} \times 100\% $$

Показатель позволяет определить целесообразность использования всего материального имущества предприятия.

Рентабельность продукции (ROM)

Показатель демонстрирует долю прибыли в каждом рубле. Для каждого товара и услуги он рассчитывается индивидуально по следующей формуле:

$$ \frac{\text{Прибыль}}{\text{Стоимость товаров и услуг}} \times 100\% $$

Значение ROM может повлиять на решение о расширении или сужении ассортимента продукции.

Рентабельность персонала (ROL)

Показатель эффективности работы персонала. ROL можно рассчитывать как для отделов, так и для отдельных сотрудников предприятия. К примеру, в одних случаях целесообразно подсчитать эффективность работы персонала конвейерной линии, а в других — определить этот показатель для конкретного работника. Формула для расчета ROL:

$$ \frac{\text{Прибыль}}{\text{Стоимость оплаты труда персонала}} \times 100\% $$

Эффективность труда — базовый фактор, влияющий на успешность бизнеса. ROL подсчитывают регулярно для принятия решений по кадровой политике.

Какая рентабельность считается приемлемой

При расчёте показателя необходимо учитывать различные факторы. К примеру, в некоторых нишах низкие затраты на производство дают возможность достичь рентабельности на уровне 50%. В других секторах экономики показатель едва достигает 20%. Согласно самой распространённой классификации, есть шесть уровней рентабельности:

  • сверхвысокая — более 30%;
  • высокая — 2030%;
  • средняя — 520%;
  • низкая — 15%;
  • пороговая — 01%;
  • отрицательная — менее 0%.

В среднем показатель на уровне 1520% считается приемлемым для развития бизнеса. Если в течение нескольких лет после запуска предприятие не может преодолеть порог низкой рентабельности, ему необходимо пересмотреть свою бизнес-модель или найти новые рынки сбыта. В противном случае в период спада в экономике отрицательные факторы сделают бизнес нерентабельным.

Рост рентабельности на графике

Как повысить рентабельность

В целях улучшения эффективности своей бизнес-модели предприятия могут использовать разные методы — по отдельности или вместе. Выбор стратегии зависит от обстоятельств, доступных ресурсов и других факторов.

Улучшайте качество продукции и услуг

Для этого можно закупить более современное оборудование, пересмотреть концепцию дизайна упаковки товара или позаимствовать удачные решения у конкурентов.

Расширяйте ассортимент и выходите на новые рынки сбыта

Иногда повысить интерес клиентов к продукции помогает выпуск новых товаров. Особенно эффективен этот способ в пищевой промышленности. Новые начинки, вкусы и продукты — все это поможет загрузить производственные мощности и повысить окупаемость. Если не удается увеличить продажи у постоянных клиентов, нужно искать выход на новые рынки.

Пересмотрите политику ценообразования

В начальных расчётах себестоимости и отпускной цены товаров могли быть допущены ошибки. Иногда высокий спрос на продукцию даёт возможность повысить ценник без рисков падения продаж.

Предоставьте клиентам дополнительные услуги

Иногда покупатель выбирает между двумя одинаковыми, по его мнению, товарами. На решение приобрести именно ваш продукт может повлиять возможность бесплатной доставки. Показатель окупаемости вырастет за счёт полноценного использования промышленных мощностей.

Смените маркетинговую стратегию

Использование неэффективных инструментов для продвижения бренда на рынке приводят к существенному падению выручки. Параллельно ресурсы предприятия расходуются на бесполезную рекламу. Решить проблему поможет применение эффективных инструментов для продаж. К примеру, Сбер предлагает большой выбор различных решений для работы с имиджем предприятия и коммуникации с клиентами.

У вас есть возможность создать голос бренда при помощи сервиса SaluteSpeech YourVoice. Он поможет наладить с клиентом доверительные отношения и повысить привлекательность вашей продукции. Для улучшения коммуникации с заказчиками можно использовать омниканальную платформу Jivo. Она специально разработана для онлайн-продаж и поддержки клиентов. Сбер также предлагает решения для автоматизации работы кол-центров с использованием технологии распознавания и синтеза речи SaluteSpeech.

Для общения с клиентами можно также использовать чат-бот SaluteBot. С его помощью можно:

  • консультировать клиентов;
  • рассказывать об акциях и специальных предложениях;
  • делать кросс-предложения с учётом сделанных ранее покупок.

SaluteBot, SaluteSpeech и другие решения для увеличения конверсии в продажах помогут повысить рентабельность бизнеса, даже если другие способы исчерпали свой потенциал.

Чаще проводите акции

Бонусы и поощрения напоминают покупателям о бренде, и повышают его узнаваемость. Этот способ используют, когда у компании есть ресурсы для реализации товаров со скидкой.

Оптимизируйте бизнес-процессы

Рентабельность предприятия зависит также от эффективности его организационной структуры. Проблемы с коммуникацией между подразделениями компании и персоналом могут снизить скорость принятия решений.

Поэтому косвенно влиять на рентабельность можно путём внедрения инновационных платформ для общения персонала наподобие сервиса для видеоконференций SaluteJazz. Фактор продуктивной коммуникации часто недооценивается руководителями.

Сократите штат

Крупные компании теряют деньги из-за неэффективного распределения обязанностей между персоналом. Сокращение невостребованных должностей поможет снизить расходы на зарплату и отчисления в фонды.

Обязанности можно распределить между оставшимися работниками. В свою очередь это может побудить персонал ответственнее относиться к своим задачам.

Снижайте расходы на производство

Способ может помочь снизить расходы на производство, если на рынке есть поставщики более дешёвого сырья. Главное, чтобы замена не повлияла на качество продукции.

Рентабельность — один из важнейших показателей деятельности предприятия. Чтобы его повысить, нужно увеличить прибыль и снизить расходы. Но не всегда пересмотр цен даёт желаемый эффект. В условиях конкуренции товар может потерять свою привлекательность, что в большинстве случаев приводит к падению продаж.

Есть менее рискованные методы повышения показателя рентабельности. Их суть в оптимизации бизнес-процессов путём снижения расходов на производство и продвижение продукции на рынке.

Достичь результата помогают различные решения от Сбера. С их помощью можно наладить эффективную коммуникацию между персоналом и заметно повысить конверсии в продажи.

Продукты и категории из этой статьи:

Автор
Редакция developers.sber.ru
Создавайте онлайн-встречи без регистрации
Нужен дополнительный контроль над конференцией? Попробуйте корпоративную версию сервиса с двумя тарифами
Ещё по теме
Развитие бизнеса
Что такое прямые продажи

Обзор сервисов и инструментов для прямых продаж от от Сбера
Развитие бизнеса
Продвижение продукта

Способы продвижения нового продукта онлайн и офлайн
Развитие бизнеса
Способы продажи товаров и услуг

Обзор инструментов для продаж товаров и услуг
Видеоконференции SaluteJazz
Организация видеоконференций

Как организовать видеоконференцию при помощи SaluteJazz
\
ПАО Сбербанк использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Создайте виртуального помощника
Используйте ИИ, чтобы оптимизировать рутинные процессы и повысить рентабельность бизнеса