Как замотивировать сотрудника
Продукты из этой статьи:
Статус, деньги, перспективы — у каждого сотрудника свои стимулы. Как их комбинировать, чтобы мотивировать к продуктивной работе весь персонал организации, — рассказываем в этой статье.
Виды мотивации персонала
Финансовое стимулирование
Для многих деньги — один из главных стимулов к работе. Но чтобы быстро замотивировать персонал, необязательно повышать всем зарплату. Существуют и другие виды денежного поощрения, например:
- регулярные премии — квартальная, годовая;
- персональные премии по итогам работы — зависят от результатов самого сотрудника, поэтому мотивируют работать лучше;
- премирование проектной команды — мотивирует персонал закрыть проект в срок или досрочно.
Кроме прямых денежных выплат, можно использовать косвенное финансовое стимулирование следующих видов:
- скидки на продукты или услуги компании;
- обучение за счёт организации;
- партнёрские системы — например, вознаграждение за привлечение клиентов или кандидатов на открытые вакансии;
- оплата питания, мобильной связи, проезда, бензина;
- материальная поддержка — например, финансовая помощь при рождении ребёнка, переезде, проблемах со здоровьем.
Разные виды финансового стимулирования можно комбинировать. Как правило, чем больше способов использует организация, тем выше лояльность команды. Специалисты, которых в первую очередь мотивирует финансовая выгода, стараются заработать как можно больше. Сотрудникам, для которых важнее эмоциональная составляющая во взаимоотношениях с работодателем, видят в системе мотивации проявление заботы. В их глазах компания не скупится на вознаграждение, так как ценит вклад каждого работника в развитие общего дела.

Нематериальное стимулирование
Система мотивации может включать различные виды нефинансового поощрения, например:
- медицинскую страховку;
- абонементы в фитнес-клуб или организацию занятий спортом на территории компании;
- кабинеты с красивым видом из окон, удобные кресла и столы, кофемашину, новую технику;
- подарки к праздникам;
- бесплатные завтраки и обеды.
Также многих мотивирует возможность уйти пораньше, если все задачи выполнены, или поработать из дома, когда не получается приехать в офис. Сильным стимулом могут служить дополнительные выходные или плавающее начало рабочего дня, когда работник сам выстраивает свой график.
Вертикальный рост
Сотрудников, нацеленных на вертикальный рост, в основном мотивируют три фактора:
- финансы — с продвижением по карьерной лестнице растёт доход;
- профессиональное развитие — руководитель занимается более масштабными и ответственными вопросами;
- статус — высокая должность ассоциируется с уважением в обществе и новым уровнем жизни.
Для специалистов с мотивацией такого вида нужно разработать прозрачную систему повышений. Система должна объяснять, каких результатов нужно достичь, чтобы перейти на следующую ступень. Если сотрудник не видит отдачи от своей деятельности, он с большой вероятностью уйдёт в другую организацию, где его профессионализм оценят. Поэтому важно своевременно повышать тех, кто готов к росту.
Горизонтальный рост
Не все стремятся к руководящим должностям: многим интереснее развиваться внутри профессии, углубляя компетенции и нарабатывая опыт в своей сфере.
Чтобы замотивировать таких специалистов, нужно предоставить им условия для полной реализации потенциала. Подходящие виды стимулирования:
- нестандартные, сложные, уникальные задачи;
- возможность повышать профессиональные навыки:
- обучение за счёт организации;
- доступ к образовательным ресурсам;
- участие в профильных мероприятиях;
- возможность передать наработанный опыт:
- менторская деятельность;
- наставничество;
- обучение новичков;
- создание инструкций, гайдов, чек-листов.
Если специалист заскучал на своей позиции, предложите ему участие в проекте другого направления. Так вы продемонстрируете работнику, что цените его знания, и замотивируете к дальнейшему развитию.
Например, к переговорам с новыми заказчиками можно подключать не только топ-менеджеров, но и линейных специалистов: дизайнера, юриста, программиста. Что может такой сотрудник:
- поделиться реальными кейсами;
- предложить идеи и варианты решения задач заказчика;
- высказать профессиональное мнение по проекту.
Данный подход позволяет провести переговоры более детально и повышает экспертность всей команды в глазах потенциального клиента.
Моральное поощрение
Многие ходят на работу ради общения и желания приносить пользу. Их стимулы — хороший коллектив и чувство причастности к чему-то важному. Чтобы мотивировать таких работников, поддерживайте в организации здоровую атмосферу и приятный климат, где каждый захочет выложиться на сто процентов.

Используйте четыре вида стимулирования:
- признание: отмечайте заслуги, хвалите за хорошо выполненную задачу;
- право голоса: создайте безопасное пространство для общения персонала с руководством;
- благодарность: говорите спасибо за инициативу, предложения, критику;
- подведение итогов: регулярно доносите до команды, каких результатов удалось достичь и какой вклад внёс каждый специалист.
Как замотивировать удалённых сотрудников
Повышать командный дух при работе с фрилансерами и дистанционными работниками можно следующими способами:
- поддерживайте постоянный контакт: общайтесь в чатах, созванивайтесь с видео;
- давайте обратную связь: разбирайте результаты выполнения задач, ставьте цели;
- встречайтесь лично: приглашайте удалённых специалистов в офис и на корпоративы.
Адаптируйте систему мотивации под специфику дистанционной работы. Например, если офисные работники могут бесплатно посещать бассейн в бизнес-центре, то удалённым можно оплачивать абонементы на фитнес в их городах.
Как повышать мотивацию: примеры
Проявляйте уважение
Работники всегда чувствуют, насколько их ценит компания. Уважение к команде проявляется даже в мелочах: например, в подходе к организации совещаний.
Слишком частые, долгие и, главное, неэффективные собрания выматывают персонал и снижают лояльность к компании. Сотрудникам приходится сидеть на скучных встречах вместо того, чтобы работать и приносить пользу бизнесу. Создаётся ощущение, что руководство не понимает ценности своих кадров. В такой ситуации даже тимбилдинг, призванный замотивировать команду на новые достижения, окажет обратный эффект.
Чтобы этого не произошло, придерживайтесь простых правил:
- старайтесь назначать совещания заранее, чтобы команда могла подготовиться и спланировать рабочий день;
- в приглашениях указывайте цель собрания, чтобы участники понимали, почему встреча важна;
- повышайте комфорт работы — по возможности проводите собрания онлайн, чтобы сберечь время и силы коллег.
Данные правила касаются организации рабочих встреч, однако соблюдать принципы уважения нужно в каждом бизнес-процессе.
Предупреждайте выгорание
Рутина — одна из частых причин хронической усталости и потери мотивации. Из-за профессионального выгорания сотрудники работают менее продуктивно:
- становятся небрежными, невнимательными;
- совершают ошибки;
- чаще берут отгулы и больничные;
- задумываются об увольнении.
Чтобы предотвратить текучку кадров, замотивировать команду и повысить качество работы, автоматизируйте рутинные задачи.
Так, разгрузить клиентских менеджеров и операторов кол-центра можно с помощью сервиса SaluteSpeech. Это технология распознавания и синтеза речи, применимая для разных задач, например:
- создание интерактивного голосового меню;
- автоматический обзвон клиентов.
В первом случае персоналу не придётся отвлекаться на постоянные входящие звонки и отвечать на однотипные вопросы клиентов.
Второй вариант позволяет уменьшить нагрузку менеджеров, а также защитить их от стресса. Ведь холодный обзвон — энергозатратный процесс, часто связанный с негативом со стороны клиентов. Автоматизация исходящих звонков снижает вероятность эмоционального выгорания операторов и повышает уровень мотивации к работе.

Кроме телефонных переговоров, можно автоматизировать все виды онлайн-общения с клиентами:
- на сайте организации;
- в мессенджерах;
- в соцсетях.
Для этого нужно подключить чат-бот, который принимает 100% обращений и отвечает на каждое за две секунды. Бот работает круглосуточно и умеет самостоятельно решать до 70% проблем клиентов. Операторам перенаправляются только нестандартные случаи. Таким образом, применение ботов помогает избавить персонал от рутины, освободить время на важные проекты и замотивировать к достижению новых целей.
Продукты из этой статьи: